Мечты и грезы Узбектуризма,

Алишер Таксанов: литературный дневник

Сегодня мой коллега е-мэйлом информировал, что на до селе неизвестном мне сайте «12» (хоть убей, но не знаю глубокой подоплеки этой цифры, - прим. А.Т.) появилась статья, посвященная радужным переспективам узбекского туризма. Будучи большим любителем этой темы, я проникся желанием изучить сей материал и углубить свои познания в этой области. Увы, мои ожидания не оправдались, на электронной странице опять все бла-бла-бла, и, как всегда, ничего нового для себя не открыл. Такое ощущение, что попадаются до дыр зачитанные старые и не первой свежести статьи, которые переламывают одно и то же.


В частности, сообщается, что «Национальная компания «Узбектуризм» в целях дальнейшего углубления реформ в сфере туризма, повышения качества, эффективности, доступности услуг ставит перед собой задачу подготовить стратегический план развития туризма до 2015 года». Хорошая идея, замечательная, я готов апплодировать тем, кто до этого додумался. Что-что, а штамповать программы за годы независимости Узбекистана руководства отраслями научились в полной мере – не зря же ими руководит такой же многостаночник и многотиражник Ислам Абдуганиевич! Уж он за 18 лет своего святого царствования такого навыдумывал, что радоваться в смирительной рубашке пора, возьмем, к примеру, его модель национального развития, по которой мы ниже Африки стоим, и лишь пингвины рядом. Да черт этим с диктатором, мы же ведем речь о туризме, а эта тема более приятная...


Непонятно, а разве раньше не было этого... как там... «дальнейшего углубления реформ в сфере туризма, повышения качества, эффективности, доступности услуг»?.. Хотя никаких особых реформ в туризме делать невозможно, если не реформирована сама экономическая система страны. Как определяют качество услуг в «Узбектуризме» - есть ли что-то интересное на сей счет? И как можно сделать услуги доступными для населения – что в этом было сделано за прежние годы?.. Ответа не нашел я в статье, а также на иные вопросы...


Например, что же там со старыми программами, которые принимались в 1999 году и в 2005 году? Мог бы «Узбектуризм» поведать, как же было раньше – до 2008 года, как там с индустрией гостеприимства, все ли шло по графику и по плану? Помниться, хотели специальные экономические зоны по международному туризму в Бухаре, Хиве и Самарканде организовать, и что же? Ауууу, где эти зоны? Ну, конечно, открыли другие зоны, например, в Жаслыке, однако это из иной программы – по борьбе с инакомыслием и пловно-дынной революцией, и туда туристов не завлекают, обычно в эти места «путешествуют» политзаключенные и осужденные по религиозным мотивам. И там вряд ли такой комфорт, как в отелях, что строит по всей стране дочь президента Гульнара, диверсифицируя, таким образом, свой бизнес (ну, не вечно же золотом и нефтью, ресторанами и медиа заниматься, все-таки с руки Запада и России ее назвали супер-бизнеследи – нужно поддерживать имидж, - прим.А.Т.).


Или должность советника по туризму в посольствах открыть, как предлагалось в указе президента, так что там с этим? Прошло почти 10 лет, и все осталось лишь пожеланиями, или «Узбектуризм» и Минкультуры с МИДом договориться не могут насчет штатной единицы? Институт туризма ВТО тоже пропихнули в программу, и как там – где это учреждение, может, в Зимбабве планировалось его учредить? Короче, много было всего намешано в первую программу, но все это осталось прожектами и грезами. В сказку уплыли эксперты тогдашнего председателя Национальной компании Бахтияра Хусанбаева, готовя сей документ правительственного уровня. Хотели многого, а получилось как всегда, то есть фиг с маслом. Точнее, были те, кто снял сливки с туризма, но в большинстве своем народ мало чего выгадал. Ну, судите сами, 0,6% ВВП создается туризмом – это же курам на смех, тут и ослы ржать не перестанут, если до них дойдет то, что ныне происходит в этом секторе услуг. И при этом журналисты с гордостью отмечают: «...республика имеет самый большой туристический потенциал среди стран Центральной Азии и занимает девятое место в мире по количеству туристических курортных и исторических мест». При таких возможностях и такие показатели – разве это не тема для передачи «Что? Где? Когда?» То есть что это за фантазии? Где это есть на самом деле? Когда вы перестанете болтать попусту?


Ну, трудно спорить о туристском потенциале Узбекистана в Центральной Азии, ибо в реальности больше всего туристов прибывает все-таки в Казахстан. Что касается 9 места в мире, то я смотрел множество данных о ресурсах различных стран (природа, история, памятники, инфраструктура и пр.), и, к сожалению, в списках Узбекистан не обнаружил. Не знаю, чего там не углядели международные эксперты, видимо, не читают книги великого диктатора, обещающего своим подданным наступления великого будущего. А зря... туристы бы потянулись посмотреть на это чудо-страну.


Кстати, о таковых - экспертах. В середине 1990-х была одна группа из ВТО (всемирной туристской организации – не путать с торговой! – прим. А.Т.), которая сочинила доклад «План устойчивого развития туризма», который тянул на магистерскую диссертацию выпускника Ташкентского государственного экономического университета, но не на работу, в которую было вбухано 110 тыс. баксов!!! Мак-Налти сочинял его и с ним несколько наших товарищей, но почему-то упустили из виду специфику страны, а тут – если уж честно - не одна программа была закопана на мазаре. Понятно, что и этот «План» был похе... неисполнен. Впрочем, как его исполнять, если прожекты не стыковались с реальностью? Одни только инструкции СНБ и МВД по контролю за гражданами перекрывают все надежды турфирм по организации экскурсий и поездок, а банки и налоги делают все возможное, чтобы задушить этот бизнес. Я не говорю о внеэкономических методах конкурентной борьбы, которых больше, чем благие пожелания Ислама Каримова народу через трибуну Олий Мажлиса, или репрессиях прокуратуры – тут вообще лапки поднимай и пиши: спасайся, кто может!..


Пардон, опять отклонился от компаса. Так вот, тамошние знатоки обещали, что к 2000 году в страну набегут свыше 1 млн. туристов и свыше 1,2 млрд. долларов накапает в бюджеты всех субъектов индустрии гостеприимства. Просчитались. Ибо 0,6% ВВП – это не 1,2 млрд. зеленых, это значительно ниже «вартерлинии» корабля, именуемого НК «Узбектуризм». И нет 1 млн. туристов. То есть нет столько иностранных. Если речь идет о национальных – наших гражданах, путешествующих по Узбекистану, и выезжающих за рубеж, то, может быть, так оно и есть. Хотя тут тоже много сомнений. Ведь подетального и подробного подсчета никто не ведет, нет реальной методики оценки объема туристов, а, значит, и каковы реальные доходы-расходы индустрии гостеприимства. В других странах – есть, а вот у нас – нет, и ничего тут не попишешь, никакими программами развития хоть до 3080 года, если у руля стоят те, кому пофигу вся отрасль (мягко еще сказал, а так хотелось влепить пожестче! – прим.А.Т.)!


Вообще-то, это можно было бы определить по специальному налогу, что придумал «Узбектуризм» - туристский сбор, то есть с каждого рыла, желающего прогуляться по республике, снимается один бакс. Мелочь, а приятно... для бюджета компании. Если за 2007 году набежало 1 млн. баксов, то, значит, столько было и туристов – это следует из логики. Но каков же на самом деле объем Фонда развития туризма, который поглащает этот сбор? Вам не ответят в «Узбектуризме». Ведь это в секрете держится – тут информацию охраняет Закон о государственных тайнах и соответствующая служба – бравые чекисты, а они не позволят, чтобы народ узнал, сколько туристов в стране! Думаю, это нанесет огромный ущерб обороноспособности Узбекистана. Ведь 1 млн. туристов – это «добровольцы» на войну, которых можно быстренько рекрутировать на разборки с талибами, например, или отправить в Южную Осетию.


И на что идет этот сбор – тоже ни-ни, не скажут аппаратчики НК «Узбектуризм», ибо болтун – находка для шпиона. А их столько набралось в Узбекистане, что не продыхнуться. Не спит ведомство Рустама Иноятова, не отдыхают чекисты – ловят шпионов, заодно и диссидентов, журналистов, оппозиционеров. Слава богу, наркоты и патронов на них хватает, успевают подбрасывать... А с туристов и вообще с любого гражданина хорошо таможенники «сливки» снимают – ныне нельзя провезти вещей более чем на 25 баксов – таков приговор трех ведомств, что тайно и быстро отпечатали Гостаможня, ведомство Эльяра Ганиева, ведающего международными экономическими связями, и Минфин. Набрал выше этой суммы, будь добр, заплати:
1) таможенный налог;
2) акцизный налог;
3) НДС.
А если еще что-то купил за границей, то открывай кошелек пошире, И.Каримову не хватает денег на строительство великого будущего для узбекского народа. Я уверен, что такие подобные документы будут способствовать развитию туризма, и тогда представители Национальной компании соловьем свистеть будут, как здорово все делается в стране, и как любят иностранцы нашу родину, денег не жалеют.


Ох, извините, все отхожу от главной линии... Так вот, уже много лет накопляется Фонд развития туризма, а мало кто ведает, на что этот фонд, куда денежки уходят – на рестораны и загранпоездки руководства или оплату учебы их детишек? Или платят те проценты с кредитов, что набрал в свое время «Узбектуризм», а отвечать должны турфирмы и обычные туристы. Где отчет этим деньгам? Минфин протирает руки от удовольствия: классно, лишние бабки капают, которые не подконтрольны тем, кто их платит. И «Узбектуризм» тоже лыбится от счастья – подфартило облапошить турфирмы и простофиль, желающих посетить родину Амира Темура.


Да, чуть не забыл, при другом председателе Рустаме Курбанове была сочинена вторая программа развития туризма – с 2006 по 2010 годы. Наверное, прекрасная программа. Но оценить ее смогли лишь избранные – простым смертным ее не спустили с Олимпа. Вот Моисею дал Бог заветы, и тот донес народу их. А Р.Курбанов постеснялся что ли, решил, что такая миссия для него не посильна и... пересел в кресло министра культуры и спорта, или коротко – физкультуры. Там легче: пой оперу и качай мышцы. Это тебе, брат, не вшивый туризм с 0,6% ВВП, тут такие просторы – ого-го-го! Можно в Пекин на Олимпиаду п-поехать, или День лепешки в Гватемале устроить и тоже туда двинуть с делегацией и с дипломатическим паспортом в кармане. Кра-со-та! Это министерский туризм! – вот это мне понятно... Да, ладно, бог с Р.Курбановым, мужик он не плохой, но к туризму не от мира сего, боялся, чтобы конкуренты-оппоненты ему карьеру не подпортили, не ковырялись в его делах в поисках ошибок и промахов.


А тут сайт «12» поведал, что создается новая программа – аж до 2015 года! Не завершилась вторая, которая до 2010, и не известны ее результаты, зато мы смотрим за горизонт – там же великое будущее, друзья! Так что же мелочиться! Зачем сочинять, мол, доведем туристов до 1,2 млн. человек – это же не серьезно для наших планов, не солидно. Давайте сразу скажем: к 3000 году число туристов превысит число жителей Узбекистана в 3 раза, причем это это потомки тех, кто выживет от реформ И.Каримова к 2014 году. Как красиво это выглядит! Грандиозно! Великолепно! Это вам не мелочь по карманам тырить, как говорил Хмырь из «Джентльменов удачи».


И вообще, у меня сложилось впечатление, что в «Узбектуризм» набрали сплошных молчунов. Ну, типа чекисты на гражданке. Ничего не скажут, хоть убей их – так свято верят они в заветы и речи И.Каримова, а также в Устав от Р.Иноятова. Сказал он: не говорите ничего про туризм, и молчат в компании, рты позашивали суровыми нитками или «Суперцементом» заклеили. Сколько людей ходило за цифрами – всем на дверь указали, мол, валите отсюдова, это вам не шараш-контора, тут важными делами занимаются. Даже в пресс-службе подозрительно к попрашайкам относятся. Был, к примеру, еще при Рустаме Курбанове пресс-секретарь Рустам Давлятов, так он мог бы сыграть в кино роль Мальчиша-Кибальчиша. Никому не скажет тайну. Не хотел и мне рассказать о туризме. По тому что я – плохой слушатель, не так все понимаю, могу извратить, плохо осветить, не на то намекнуть. Короче, буржуин я, а таким нельзя ничего давать, даже старые носки. Но посоветовал ему шеф: не связывайся с этим журналистишкой, противный он, вредный, скажи что-нибудь, только не все, спусти ему туфтятину, пускай подавиться. И дал мне Р.Давлятов нечто похожее на пресс-релиз с общими словами о благоденствии в отечественном туризме. М-даааа...


Не знаю, он ли работает ныне в компании, но кто-то там скатывает с других сайтов информацию про туризм и ставит на ведомственный. А ведь смеятся хочется: профессионалы туризма пользуются материалами, которые готовятся непрофессионалами. А сами на что? Для чего у вас там управления маркетинга, рекламы, финансов, планирования – чем заняты специалисты? Что делает тот, что отвечает за лицензии, или тот, что занимается сертификацией? Где данные по этому сегменту? И не дождетесь, нынешний председатель компании тоже из общества «Молчу-молчу». Хотя в демократию иногда играет... И его команда тоже. Мне докторант из Франции написала. Что встречалась с неким начальником Алишером из «Узбектуризма», думала, тот ей цифры даст. Ан-нет, наоборот, тот все выведывал: а зачем, а почему, а к чему? Короче, ничего не дал, и его за это в СНБ наверняка похвалили. Правильно, нечего французским шпионам наши туристские секреты выдавать.


Вот, недавно прочитал информацию на сайте «Узбектуризма», что состоится 4 августа 2008 года заседание коллегии (неизвестно чего, подозреваю, что компании, - прим.А.Т.), где будут рассматривать итоги полугодия и перспективы на 208 (!) год. Бог ты мой, какие перспективы на время, которое ушло 1800 лет назад? Пытался кое-что выяснить сам, отправив письмо в адрес сайта. Думаете ответили? Наверное, я попал в морг – такая же мертвая тишина...


Или вы, по наивности, думаете, мол, на сайте появился отчет коллегии. Ни-чер-та! Там отобразилась статья «УзА» под названием «Площадь независимости – глазами туристов», где иностранцы рты открывали от чудес света, что построены на площади Мустакиллик в Ташкенте. Информации о состоянии туризма осветил сайт «12», но и там лишь общие наброски, а не серьезный анализ. Видно, что писалось для пропаганды – и не более. Аналитики такие материалы игнорируют – не серьезно...


Вот, скажем, автор статьи «Узбекистан до 2015 года намерен довести число туристов до миллиона двухсот тысяч в год» от сайта «12» поведал, что «сфера туристических интересов в Узбекистане включает как активные виды отдыха и спортивного туризма, типа скалолазания и горнолыжного спорта, так и путешествия с познавательными целями, где объектом познания является богатая археологическая и религиозная история этой страны». Хочу заметить, что подобными ресурсами располагают многие страны, даже наши соседи, не только Узбекистан. Должна быть какая-то изюминка, чтобы туристы заинтересовались нами. А в чем изюминка Узбекистана? В том, что турфирмы как огня боятся приходов проверяющих из «Узбектуризма», СНБ, МВД, прокуратуры и прочих стращалок-выбивалок-организаций? Или что хамят погранцы на границах и в аэропортах, или таможенники грабят туристов?


Недавно разговаривал с родственником из Германии. Он уже в третий раз летит на Канарские острова. Это только в песне поется: «На Канарских островах утопает все в цветах»... Нет там цветов, только кактусы – и то их немного, сплошные камни и пустыня. Нет памятников истории и культуры. Нет гор и глинобитных домов, а также охоты на петухов, катание на осликах, чем восторгался автор «Узбекистан до 2015 года...» Зато туристов мерено-немерено. И имеется отличная система обслуживания и возведена инфраструктура гостеприимства. Океан – это изюминка. Сервис – это тоже изюминка. Реклама, бизнес, маркетинг, скидки – весь арсенал продвижения турпродукта. А помпезные статьи без статистической достоверности – это и есть самый сильный ход для «Узбектуризма»? Не спасут туризм 200 гостиниц на 30 тыс. мест, если нет трезвых подходов к делу.


«В первый раз я был на Канарах в начале декабря 2007 года – весь тур стоил... 220 евро на человека. Это включая многочасовый перелет на «Боинге» туда и обратно, проживание 10 дней в отеле и с трехразовым питанием, культурно-развлекательной программой. Я вместе с 4-летним сыном (а ему было все бесплатно) летел из Франкфурта-на-Майне» до островов, и посчитай, насколько это соизмеримо по расстоянию с Ташкентом, и каковы цены на «Узбекистон хаво йуллари», - рассказывал мне родственник. Он купался там в декабре, погода была неплохой, хотя не такая уж и для плавания. Но впечатлений – море и океан впридачу! И цены суперприемлемые! Пускай не сезон, но ведь и в Узбекистане в несезон нет таких цен!


«Нас не мучили ни таможня, ни полиция, не было никаких эксцессов, в отличие от Узбекистана, где нервничать приходилось по любому поводу, начиная от регистрации и заканчивая обменом валюты», - сказал мне родственник. С его слов, он больше в Узбекистан не турист. И советует другим из своих знакомых и товарищей, не наступать на грабли, именуемым «узбекское гостеприимство».


А если есть такое мнение у иностранцев, то никакие заседания коллегии или подпольные программы развития до 2015 года не помогут. Менять сознание нам сначало надо, а потом говорить о перспективах...



P.S. Ниже приведены статьи из сайтов «12» и «Узбектуризм.uz»




Узбекистан до 2015 года намерен довести число туристов до миллиона двухсот тысяч в год


12.uz - «Национальная компания «Узбектуризм» в целях дальнейшего углубления реформ в сфере туризма, повышения качества, эффективности, доступности услуг ставит перед собой задачу подготовить стратегический план развития туризма до 2015 года», - заявили НК «Узбектуризм».
По словам представителя компании, главная цель реформирования и реализации плана – достичь высоких показателей до 2015 года, довести число туристов до миллиона двухсот тысяч в год.
«Сфера туристических интересов в Узбекистане включает как активные виды отдыха и спортивного туризма, типа скалолазания и горнолыжного спорта, так и путешествия с познавательными целями, где объектом познания является богатая археологическая и религиозная история этой страны», - пояснил собеседник.
Он также отметил, что недавно в окрестностях города Самарканд открылась первая в Узбекистане зона отдыха «Шердор Хилз» с национальным узбекским колоритом, где иностранным туристам впервые предлагается экстравагантное восточное путешествие.
Иностранным туристам предлагается пожить в настоящем глинобитном доме, построенном в традиционном узбекском стиле из глины и соломы. Из развлечений, которые предлагаются иностранным туристам — верховая езда, путешествие на джипах, прогулка в горы на лошадях, ловля форели, петушиные и собачьи бои. Гостей также ждут шоу-программы с участием местных фольклорных артистов и всевозможные узбекские национальные игры: ловля курицы; катание на осликах на перегонки; забег с кувшинами на голове; одевание на скорость в узбекский национальный костюм; мастер-класс по приготовлению знаменитых узбекских лепешек.
Сегодня республика имеет самый большой туристический потенциал среди стран Центральной Азии и занимает девятое место в мире по количеству туристических курортных и исторических мест.
По данным Государственного комитета по статистике республики, туристско-экскурсионные услуги по отношению к ВВП составляют всего 0,6 процента.
Согласно экспертным оценкам Всемирной туристической организации, в настоящее время емкость туристических ресурсов Узбекистана составляет один миллион человек. В целях увеличения потока туристов каждую осень в Узбекистане проводится Международная туристическая ярмарка.
Офис Всемирной туристической организации (ВТО) был открыт в Самарканде в 2004 году. Этот офис призван координировать усилия международных организаций и национальных туристических организаций стран, расположенных на Великом шелковом пути.
Кроме того, в целях создания необходимой инфраструктуры для развития туристической отрасли в Узбекистане за последние пять лет введены в эксплуатацию 17 крупных и средних отелей, а также 20 малых частных гостиниц. Проведена реконструкция трех - в Шахрисябзе, Ургенче и Ташкенте. Всего в Узбекистане теперь около 200 гостиниц, которые одновременно могут принять более 30 тысяч гостей. В Узбекистане имеют лицензию на занятие туристическим бизнесом свыше 350 организаций с различной формой собственности, из них подавляющее большинство - частные фирмы и агентства.
В сфере туризма наибольшую активность проявляют партнеры из Германии, Италии, Польши и Турции, строящие в Узбекистане сети гостиниц, обеспечивают их загрузку, экспортируют услуги, занимаются имиджевой рекламой Узбекистана.
http://www.12.uz/#ru/news/show/opshestvo/392/




ЗАСЕДАНИЕ
4 августа 2008 года в 11.00 в зале "СИЛК РОУД" отеля "ДЕДЕМАН" состоится расширенное заседание коллегии посвященное итогам первого полугодия и перспективах на 208 год.


В заседании примут участие крупные турисчтические фирмы, отели и частные гостиницы Республики Узбекистан.
http://www.uzbektourism.uz/ru/content.scm?contentId=17846



Другие статьи в литературном дневнике: