Зачем Узбекистан вступает в эконом. группировки?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Заявление Ташкента, недавно переданное правительству Молдовы, как депозитарию ГУУАМ, о выходе из интеграционной организации, еще раз подтвердило, что Узбекистан не намерен принимать общие «правила игры», а желает устанавливать свои, которых должны придерживаться остальные. А поскольку это не удается из-за того, что Ислам Каримов не располагает ни политическим авторитетом, ни экономической мощью, то остается ему только хлопать дверью, демонстративно показывая всем спину.


Не думаю, что это произвело впечатление на остальных – Грузию, Украину, Азербайджан и Молдову, ибо они создавали свою группировку и развивались без участия узбекского собрата. Более того, я уверен, что динамичное развитие эта группировка получит, используя транспортные возможности Казахстана, Кыргызстана с выходом в Китай, а также Ирана и Пакистана – в Индию и Индийскому океану.


Вообще, членство Узбекистана в различных международных институтах всегда вызывало противоречивые чувства о партнеров. С одной стороны, они видели, что Ташкент желает принимать участие в обсуждении серьезных проблем, этим самым как бы не отказываясь от своей ответственности за судьбу региона, а с другой, на самом деле редко реализует принятые решения на своей территории. Складывается впечатление, что Ислам Каримов стремится набрать «очки» за счет надувания щек, чем реально работая руками-ногами. Такая псевдозабота о судьбах людей и мира в настоящее время снижает и без того невысокий авторитет Ташкента.


Узбекское правительство заявляло, что готово к активному диалогу со всеми, мол, мы – открытая и честная для всех страна, и в тоже время давало смутные и туманные ответы на письма бывших собратьев по Союзу. Помнится, Ташкент выдал что-то сумбурное на конкретный запрос России о продлении ей мандата миротворческих сил на территории Кавказа, а также ничего не ответил на просьбу Шеварднадзе о предоставлении полицейского контингента с целью укрепления правопорядка в Грузии. Точно также холодно он отнесся к письму президента непризнанной республики Приднестровья И.Смирнова о содействии в вступлении в СНГ: Ислам Каримов не переваривал «сепаратистов» и тех, кто имел оппозиционные подходы к центральному правительству. Зато как с благодарностью глава узбекского государства принимал ноты от других за то, что они выражали соболезнование или поддержку в трагической ситуации. Здесь двуликая политика нынешней власти более чем очевидна.


Вот, к примеру, ГУУАМ (простите, ныне ГУАМ) – это группировка, в которой никто не рассчитывал видеть Россию в качестве участника. И это прельщало Исламу Каримову, стремившего выйти из опеки Москвы и в свое время предлагавшему особые отношения Вашингтону. Поэтому виден его усиленный интерес в проекте ТАСЕКА, проталкиваемый Европой. В свое время узбекский президент отклонил предложение Нурсултана Назарбаева о вступлении в Таможенный союз СНГ (это был 1995 год), потому что там была Москва. Но все изменилось после странного и необъяснимого поворота Ташкента к бывшему «старшему брату» в 2004 году, с которым был заключен стратегический союз.


Официально заявляя, что ГУУАМ не является блоком, противопоставляющим СНГ, между тем, там поднимались вопросы, которые не решались в рамках Содружества: создание зоны свободной торговли, развития транспорта и связи, регулирование тарифных и нетарифных барьеров и прочее. Как известно, это «извечно» больные вопросы СНГ, ЕвоАзЭС, ОЦАС и ШОС, которые согласуются и поныне между членами организаций. Не приложив никаких усилий урегулирования сложных проблем в рамках одной группировки, Ташкент вскакивал на подножку поезда другой группировки. И там особенно не шевелил своими конечностями, ожидая, что кто-то решит все за него. А потом вселюдно обижался, мол, там сплошная болтология, никто не работает…


Конечно, мне не хочется снимать ответственность с лидеров других государств, которые также спускали на тормоза решение жизненно важных аспектов интеграции, но и с Ташкента должен быть спрос: а что сделало правительство Ислама Каримова? Как оно согласовывало вопросы, как подходило к тем или иным аспектам? Почему не настаивало в чем-то или не подталкивало к итогу других?


Кстати, пора давно поставить вопрос на всенародное обсуждение об участии Узбекистана в разных экономических или политических организациях. Например, в Польше, Чехии, Словакии, Венгрии проходили референдумы о вступлении в Европейский союз, там и сейчас граждане обсуждают Европейскую конституцию, поскольку считают, что будущее страны зависит, прежде всего, от их личной воли, а не решения только правительства. И государственные организации предоставляют всю необходимую информацию, включая позитивные и негативные последствия от вступления в ЕС или принятия тех или иных нормативно-правовых документов.


В Узбекистане все как раз наоборот. Население не понимает, зачем мы вступаем в ту или иную организацию, а потом резко уходим из нее (если вообще знает об этом). Помните, как правительство Ислама Каримова пело песни о том, как хорошо будет узбекистанцам в Организации экономического сотрудничества (ЭКО), куда мы вступили в 1992 году. А что в итоге? Об ЭКО как бы сейчас помалкивают, особых действий в этом направлении не наблюдается. Никто из официальных экспертов даже не заикнется, что происходит в этой группировке, как мы отстаиваем свои национальные интересы и принимаем решения, обязательные для всех участников. Мне лишь известно, что в рамках ЭКО Ташкент заметно сбавил обороты, Ислам Каримов как-то заявил, что против политизации экономических группировок. Наверное, он считал, что Исламабад, Анкара и Тегеран давят на исламский фактор, и вынуждает Ташкент участвовать в неприемлемых проектах. Но почему об этом мало кто знает из узбекских граждан?


Недовольство Ташкентом политизацией ГУУАМ мы увидели и в сообщениях зарубежных СМИ (но не отечественных) и то, что принято решение о выходе из этой структуры. Если бы Ислам Каримов в свое время хорошо изучал марксизм-ленинизм (хотя и был первым коммунистом Узбекистана), то знал бы никем не оспариваемую формулировку: «Политика – это есть концентрированное выражение экономики». А значит, любое политическое (внешнее и внутреннее) проявление несет в себе задачи экономического характера: открытие рынков сбыта, протекционизм производству и обороту товаров, снижению таможенных и налоговых барьеров, открытие новых транспортных направлений… В антураже – это заявление о сотрудничестве в торговле, культуре и науке, согласование политики цен и тарифов, поиске альтернативных путей (например, в обход России) и т.п.


Но узбекистанцы мало что знали о специфике участия республики в ГУУАМ, кроме сухих и малозначащих заметок государственного Инфрмагентства «УзА», да пары полунаучных статей в газетах, так же ничего не поняли о реальных причинах выхода из данной интегративной группировки. Точно также никто не осознает, что такое Организация Центрально-Азиатского сотрудничества (ОЦАС) и почему она четыре раза меняла название, а воз и ныне там? Какое может быть сотрудничество, если до сих пор нет зоны свободной торговли, товары облагаются высокими пошлинами, граница в полузакрытом режиме, существуют визы и прописка, на противопехотных минах подрываются люди, не существует авиасообщения между некоторыми столицами, а железнодорожное сообщение вообще в непонятном состоянии. Я не стану поднимать вопросы спорных территорий, водных ресурсов, взаиморасчетов…


Так зачем мы вступали в ОЦАС, если нет никакого толку? Что она дала в реальности гражданам Центральной Азии? Уверен, что ее постигнет та же участь, что и ГУУАМ, потому что Ислам Каримов, как пожара боящийся «цветных революций», включил Кыргызстан в список потенциальных недругов (впрочем, эта республика с либеральным политическим итак не была любимой авторитарному Ташкенту), а значит, об интеграции в ближайшие годы можно забыть. И вряд ли следует прогнозировать серьезных изменений в региональном масштабе.


По-моему, участие Ташкента в тех или иных структурах – это подслащение амбициозных и частных интересов правительства Ислама Каримова, но никак не защита чаяний всего народа. Президент сам принимает решение и его отменяет, не особенно утруждая себя запросом парламента или населения об их мнении по этим вопросам. Поэтому в реальности в интеграции участвует не сама республика, а только правительство – рудимент нынешней государственной власти. И результат такой интеграции налицо…
(10.05.2005)



Другие статьи в литературном дневнике: