Безопасность неба начинается на земле

Алишер Таксанов: литературный дневник

Был шокирован известием о трагедии над небом Бишкека в конце прошлой недели. Авиакатастрофа «Боинга-737-200» унесла жизни больше 60 человек, лишь немногим удалось спастись. Конечно, эксперты разберутся, что послужило причиной падения самолета, но уже сейчас ясно, что где-то кто-то не соблюдал меры безопасности.
Вообще, безопасность начинается на земле. И дело не только в том, как поддерживается техническое состояние машины или насколько профессионально подготовлен экипаж. Но и то, как службы аэропорта выполняют предписанные процедуры. А тут у меня есть сомнения.


Возьму личный пример. 16 июля 2008 года мы с коллегой – гражданином Германии - вылетали из «Манаса» во Франкфурт-на-Майне через Москву. Рейс выполнял «Аэрофлот». У меня нет претензий к этой авиакомпании. Но есть вопросы к службе безопасности аэропорта.
Едва мы вошли в здание и прошли за стеклянную перегородку, у входа которой стоял милиционер и проверял документы, как два других лица в гражданском – видимо, сотрудники службы безопасности аэропорта - потребовали наши билеты и паспорта.
- Ага, летите во Франкфурт? – спросили они. – А где вещи?
Мы показали им ручную кладь – две сумки.
- Значит так, - строго сказали они. – Сейчас пройдете с нами до стойки регистрации, - и они, не вернув нам документы, заставили вначале положить багаж под рентгеновскую установку, а затем подошли с нами к регистрации. Никто их не останавливал, видимо, таков был порядок.
- Оформляй это на Франкфурт, - сказали один из них, положив документы на стойку. Обслуживала девушка-кыргызка. Нам было непонятно, почему сотрудники безопасности выполняли эти процедуры, которые могли мы сделать сами? Ведь не трудно самим зарегистрироваться.


Но поняли потом. Мы не сдали ручную кладь, однако когда нам выдали билеты, то увидели на них приеклеенные багажные бирки, то есть на нас навесили по 20 кг груза, неизвестно кому принадлежащие. Мы запротестовали, а в ответ услышали:
- Это нужное дело, не возмущайтесь. Таковы правила. Значит, так, при прилете во Франкфурт отдадите эти бирки женщине по имени (имя я это не запомнил, увы). Мы обязаны помогать гражданам, - и, развернувшись, сотрудники отошли.
Нам пришлось только удручающе смотреть им вслед. В этот момент ко мне подскочил молодой парень – русский, который оказался представителем «Аэрофлота».
- Сколько вам заплатили за провоз чужого багажа? – спросил он.
- Нисколько, - ответил я. – Нам просто всучили эти вещи, заявив, что так нужно.
- А вы уверены, что в багаже нет запрещенных предметов – наркотиков, оружия? Ведь все записано а ваше имя, и вы будете нести ответственность за груз? – продолжал «аэрофлотчик».
Это нас насторожило. Но вернуть вещи обратно было невозможно – багаж ушел в таможенную зону. Да и представитель компании нервничал, все подбегал к тем безопасникам, с ними о чем-то спорил. Едва мы прошли пограничный контроль, как я разыскал ту женщину в зале ожидания.


Она сказала, что килограммы ее багажа превышали бесплатную норму провоза, но сотрудники службы безопасности аэропорта ей помогли тем, что за меньшую сумму, чем полагалось при оплате за перевес, «протащили» вещи. То есть найдя лохов в нашем лице, они просто оформили ее чемоданы и сумки на нас.
- Что у вас там? – спросил я.
- Обычные вещи... Ничего запрещенного.
- Сколько вы заплатили сотрудникам?
- Они взяли 5 евро за кило, тогда как я должна была платить за перевес по 12 евро за кг, то есть сэкономила по 7 евро.
Мы отдали ей квитанции, и поклялись в следующий раз давать отпор наглости таких «безопасников».


Так что, вопрос безопасности полетов не только в воздухе, но и на земле. В багаж могли засунуть бомбу, наркоту, но сами сотрудники безопасности могли уйти от ответственности, мол, ничего не знаем, впервые их видим.
Мне кажутся, что правоохранительным органам Кыргызстана нужно более внимательно относится к кадрам, которые работают в зоне повышенной ответственности.



Другие статьи в литературном дневнике: