У длинного языка короткая жизнь

Алишер Таксанов: литературный дневник

Уже несколько дней, как в Южной Осетии идет война, а узбекское правительство не выразило никакого мнения на сей счет. Официозные рупоры режима – сайты «УзА», «Пресс-Уз.Инфо» и другие описывают встречи президента Ислама Каримова с китайским лидером, об Олимпиаде, а о остром конфликте на Кавказе – ни-ни, словно там ничего и нет. Это говорит о том, что не существует независимых СМИ в республике.
Не выразил своего мнения и лично глава узбекского государства (диктатор), видимо, находясь в сложном положении. Ему трудно выразить позицию правительства на сей счет, поскольку испытывает противоречивые чувства.
С одной стороны, он не желает гневать российское руководство, ибо только оно поддержало И.Каримова после Андижанских событий 2005 года, и защитило от международного преследования. Ответить другой монетой он не может, понимая, что Россия в этот раз будет весьма суровой и жесткой, второй раз провести себя за нос она не даст. И.Каримов прекрасно осознает, что в Каракалпакстане существуют сепаратистские тенденции, и сама республика, находясь в составе Узбекистана, имеет конституционные основы для отделения. Вообще-то странная ситуация: официально Узбекистан считается унитарным государством, в то время в ее составе Каракалпакстан со своей конституцией, правительством, парламентом, а это свидетельствует о федеративном обустройстве государства.
Именно Россия, разозлившись, может содействовать сепаратистским тенденциям, и тогда Каримову мало не покажется. Практически, вслед за Каракалпакстаном могут уйти Хорезмская область, Самаркандская, Бухарская, Навоийская и Джизакская области, и Ферганская долина. То есть Узбекистан может распасться на удельные княжества...
Вполне возможно, что события в Сербии, когда европейские страны признали независимость Косово, станет предтечей для признания независимости непризнанных ныне республик – Приднестровье (Молдова), Южная Осетия и Абхазия (Грузия), и Россия может способствовать этому политическими и иными механизмами. Ведь фактически эти территории – уже самостоятельные государства, хотя юридически мировым сообществом признаются как входящими в состав других стран. Вслед начнется парад суверенитетов: Тайвань, Синьцзяно-Уйгурская автономная республика, Тибет (Китай), Курдистан (части Ирана, Ирака, Сирии, Турции) и т.д.
Поддержав Россию в операции в Южной Осетии, И.Каримов продемонстрирует, что он у ног Москвы, не имеет собственного мнения и тогда точно втянется в ШОС, ОДКБ и СНГ, хотя последнее время президент стремиться притушить все процессы участия в этих структурах Узбекистана.
С другой стороны, И.Каримов не хочет выступать и против Грузии, хотя остро ненавидит ее президента, поскольку тот пришел к власти через оппозицию, а любую оппозицию узбекский диктатор не терпит (такие же чувства он, наверняка, питает к Виктору Ющенко и Бакиеву). Вспомните, что именно это послужило причиной выхода Ташкента из ГУУАМ. Но сейчас иное время. Дело в том, что за Михаилом Саакашвилли стоят США и западно-европейские страны, и понятно, здесь идет большая игра. И.Каримов не хочет напрягать отношения со «слонами» мировой политики.
Проблема заключается в том, что у Узбекистана нет четкой стратегии в мировом сообществе, нет ориентиров и программы действия, вся внешняя политика строится от личных предпочтений И.Каримова: враги те, кого он не любит, друзья те, с кем он лично дружит. Интересы страны подчинены его личным интересам или, во всяком случае, на 90% строится из этого. Поэтому политика персонофицирована. В этом случае не удивительно, что И.Каримов молчит.
Даже если он что-то и скажет, то это будут туманные фразы, типа, нужно остановить кровопролитие, требуется вмешательство Совета безопасности ООН, нужны дипломатические меры урегулирования и т.д. То есть конкретной оценки ситуации не будет, И.Каримов не скажет, кто же виноват в этом конфликте. Ведь ему еще хочется усидеть в кресле. Ведь у короткого языка длинная жизнь...



Другие статьи в литературном дневнике: