Мировой туризм в Центразии прогнозы и оценки

Алишер Таксанов: литературный дневник

23.03.2003. Туристическая индустрия Узбекистана как никогда внимательно следит за последними политическими событиями в мире. Поскольку от принимаемых в США решений относительно боевых действий в Ираке зависит в будущем состояние и развитие туризма в Центральной Азии. События 11 сентября 2001 года эхом отразилось на туристских прибытиях в этот регион, что, в свою очередь, нанесло ощутимый удар по финансовым результатам туристского сектора экономики. Напомним, что такие города Узбекистана как Самарканд, Бухара, Хива зачастую зависят от количества прибываемых путешественников. По разным оценкам, в обслуживании гостей прямо или косвенно занято от 10 до 25% всех занятых в местной экономике, среди них не только сотрудники турфирм, гостиниц, ресторанов и транспорта, но и ремесленники, фермеры, частные предприниматели (парикмахеры, владельцы увеселительных заведений, прачечных), творческие личности (художники), а также учреждения культуры и досуга - театры, музеи.


Послесентябрьские события еще раз продемонстрировали, что туризм - уязвимая сфера экономики и зачастую зависит от многих внешнеполитических факторов. Только Израиль, потенциально интересная страна для туризма, терпит убытки от снижения туристских потоков вследствие непрекращающихся террористических актов, конфликтов с палестинцами и соседними странами. В Египте с 1992 года от рук исламистов погибли около 1200 человек. Борьбе против исламского террора способствует действующее в стране с 1981 г. чрезвычайное положение. Часто объектом нападения террористов являются иностранные туристы, что сильно подрывает экономику Египта. В апреле 1996 года в районе пирамид были расстреляны 18 греческих туристов, ошибочно принятых террористами за израильтян. В сентябре 1997 года в Каире погибли 9 немецких туристов и водитель их автобуса. Самая крупная трагедия произошла 17 ноября 1997 года в Луксоре, где были убито 58 иностранцев и 4 египтянина. Этот теракт поставил экономику страны на грань банкротства. Доходы от туризма составили в 1996 году 2,25 миллиардов долларов при ВВП 62,7 миллиардов долларов. В течение нескольких после ноября 1997 года месяцев количество туристов в Египте уменьшилось на 52% по сравнению с аналогичным периодом 1997 года. Практически стране, экономика которой в значительной мере ориентирована на туризм, был объявлен бойкот в мировом туристском сообществе. Правительству страны пришлось пересмотреть свое отношение к вопросам обеспечения безопасности туризма и привлечь военных к этой работе. Министр туризма лично объехал полмира в целях восстановления утраченного доверия. Цены на туристские услуги в стране для зарубежных туристов снизились в два раза.


Для стран, экономика которых существенным образом зависит от туризма, любое сокращение туристских потоков грозит кризисом и безработицей, утратой важных составляющих бюджета. Туризм в Турции и последние годы развивается в значительной мере за счет российских туристов и путешественников из СНГ, где создано около 1,0 млн. рабочих мест, а суммы денег, привозимые "челноками" начисляется миллиардами долларов. Значительная часть ремесленников и промышленных предприятий Турции трудится на все постсоветское пространство. Как только возникла напряженность с исламскими экстремистами, правительством были приняты жесткие меры пресечения их деятельности на территории страны. Государство понимало, что возникла опасность снижения интенсивности туристских потоков из СНГ на турецкие курорты и уменьшения числа челночных туристов, закупающих огромное количество товарной массы.


По оценкам WTO - ВТО (Всемирной туристской организации), в 2001 году объем международных прибытия снизился на 0,6% от уровня прогнозировавшегося, что соответствовало ситуации первых лет после 1982 года. С начала осени 2002 года был нанесен сильный удар туризму со стороны террористов. Это и взрыв бомбы в торговом центре в столице самой мирной страны Европы - Финляндии, в результате которого 7 человек погибли и более 80 оказались ранеными, это и теракты на Филиппинах, а также взрыв у входа на популярную среди западных туристов дискотеку "Сари" в курортном городке Кута на индонезийском острове Бали, вследствие которого пострадали около двухсот человек. Большинством из пострадавших оказались граждане Австралии, а также многих европейских стран. По оценкам Всемирного банка, в результате этого балийского теракта Индонезия лишилась 360 тыс. рабочих мест. По словам Посла США в Маниле Фрэнсиса Тейлора, "эти рабочие места были связаны с глобальной экономикой, которая позволяет туристам из Австралии, Европы, США, Японии и многих других стран мира посещать красивые берега и курорты Бали, а также места отдыха, расположенные здесь, на Филиппинах, и во многих других странах мира". Не случайно на последней международной туристической ярмарке ITB впервые за долгие годы был зафиксирован спад количества поездок за границу, особенно в арабские страны (на целых 9%), а 39% опрошенных немцев сообщили, что в этом году они намерены провести свой отпуск, не покидая Германии


Регионы, которые были приближены к очагам нестабильности, всегда испытывали недостаток в туристах и их вкладе в местную экономику. Не секрет, что близость Узбекистана к "горячим точкам" - Афганистану и Таджикистану - в 90-х годах не способствовало массовому или стабильному притоку иностранных посетителей. В то же время национальный туризм развивался слабо, чаще всего признанными формами путешествий были экологически вредные туры - загородные пикники, которые наносили ущерб окружающей среде (в обиходе они получили название "казан-туризм").


В настоящее время подавляющая часть туристских фирм Узбекистана основную ставку делает на выездной и въездной туризм. Соответственно, это импорт и экспорт туристских услуг. Чем больше прибывает в республику посетителей, тем больше сальдо, тем больше доходов в национальную экономику. Сейчас трудно говорить, каково соотношение вьезда-выезда граждан Узбекистана и зарубежных государств, так как статистика на сей счет размыта, каждое ведомство - пограничная, таможенная служба, милиция, министерство иностранных дел имеют разные цифры, которые никто не сводит в единые показатели. Даже приведение в расчет количества обслуженных пассажиров авиакомпанией "Узбекистон хаво йуллари" не дает полной картины. Видимо, отсутствие эффективной миграционной политики не позволяет вести качественный учет прибывающих и убывающих туристов. И в результате этого трудно определить кумулятивный эффект от вложений туристов в узбекскую экономику. По некоторым оценкам, соотношение между въездным и выездным туризмом составляет 30:70, причем подавляющая часть узбекских граждан уезжает в страны СНГ - Россию, Казахстан, Украину.


Национальная компания "Узбектуризм" стремится регулировать туристские процессы в стране, используя различные экономические и правовые механизмы, в частности, через лицензирование, сертификацию, предоставление скидок и прочее. Однако этот сектор связан с другими отраслями - транспортом (авиация, прежде всего), коммунальное хозяйство, энергетика, связь и коммуникации, торговля, питание, и от их состояния зависит конечный результат - потребление иностранными посетителями узбекского турпродукта. В рамках "Узбектуризма" предприятия зарабатывают в год до 30 млн. долларов. Естественно, это немного, хотя, по-видимому, реальный доход значительно выше - ведь косвенно на туризме живут, как говорилось выше, множество предприятий и организаций смежных сфер. Кроме того, национальная компания ведет учет только тех, кто пользовался услугами предприятий, входящих в ее систему - гостиниц, транспортных предприятий. Их число колеблется в среднем на уровне 300 тысяч человек в год. В то же время, многие туристы прибывают не только с экскурсионными целями, не менее 60% всех прибывших - это посетители с честными визами, около 20% - с бизнес-визами. Эти лица выпадают из туристской статистики.


Как бы там не было, однако в совокупности, осень 2001 года и последующий 2002 год был периодом спада для международного туризма в Узбекистане. Это особенно ощущалось в туристских городах - Самарканде и Бухаре. Как жаловались туроператоры, военные действия в соседнем Афганистане подхлестнул интерес к Центральной Азии, но не стимулировал туристского потока. Некоторым фирмам пришлось законсервировать свою деятельность до лучших времен, или переключиться на внутренних туристов. Между тем, внутренний туризм - чаще всего социальный туризм, то есть, который финансируется или дотируется профсоюзными организациями, различными социальными фондами и не пользуется активным интересом со стороны коммерческих структур. Это наиболее малоприбыльная часть туризма, хотя, если подумать, этот сектор также поделен между предприятиями, которым не обязательно иметь особые стандарты (сервис) и, соответственно, лицензию НК "Узбектуризм".


Большие надежды возлагаются на текущий год. Приведем прогнозные оценки Всемирного совета туриндустрии (World Travel&Tourizm Council - WTTC), согласно которым в 2003 году мировая индустрия путешествий и туризма произведет товаров и услуг на общую сумму около 4,5 трлн. Долларов. При этом рост по сравнению с предыдущим 2002 годом составит чуть менее 3%. Всего к 2013 году мировая туристическая индустрия будет, так или иначе, производить туристских товаров и услуг на 9 трлн. долл. Правда, эскалация военного конфликта на Ближнем Востоке, по прогнозам WTTC, может понизить базовые показатели роста на 2,7%.


Между тем, многие эксперты весьма пессимистично смотрят на данные прогнозные оценки. Ведь политическая ситуация в мире явно неопределенна. Военные действия, терроризм - эти факторы трудно включить в прогноз, а значит, получить какие-либо представления о ситуации как на мировом туристском рынке, так и на региональных. В тоже время WTTC оценил потери туризма в случае начала войны в Ираке. Согласно прогнозам совета, сложная и затяжная война отнимет у турбизнеса около 30 млрд. долларов. В России темпы роста отрасли снизятся вдвое. Какие показатели будут в Центральной Азии - трудно рассчитать, но видимо, они будут не лучшими, стоит также ожидать дальнейшего спада туристских прибытий. Мирное разрешение конфликта или короткая война позволит развиваться бизнесу на постсоветском пространстве прежними темпами, и по итогам года объем рынка может достигнуть 46,6 млрд. долл.


С точки зрения некоторых узбекских экспертов, данные оценки - слишком оптимистичные для СНГ, ведь по данным ВТО объем республик бывшего СССР в середине 90-х годов прошлого столетия не превышал 2-3% мирового туристского показателя, а это около 10 млрд. долларов в год (из них 7 млрд. - только российское направление). Однако, все становится явным при более детальном рассмотрении вопроса: WTTC не использует в своих расчетах данные местных туроператоров и опирается на статистику ООН, Мирового банка и МВФ.


В итоге, как пишут эксперты Инна Коломейская и Алексей Тихонов, "можно получить независимые и порой различные оценки этого сектора. Ценность этого подхода состоит в попытке оценить изучить и сопоставить динамику развития туристского рынка в более широкой - экономической - перспективе. Дело в том, что WTTC объединяет в своих рядах представителей всех компаний, прямо или косвенно связанных мировым туристическим бизнесом, и традиционно рассматривается как наиболее авторитетная отраслевая организация".


Оценка потребления в сфере туризма, сделанная экспертами WTTC, включает в себя очень много составляющих - от объемов въездного и выездного потоков до средств, потраченных государством на содержание музеев и вырученных от торговли сувенирами. Россия появилась на исследовательской карте этой организации лишь в последние годы. Возможно, именно поэтому в оценках ее потенциала у экспертов возникают разногласия. Российские аналитики полагают, что в 2003 году 46 млрд. долларов на туррынке стран бывшего СССР не получить, если даже включить в данный индикатор все прямые и косвенные затраты, в том числе стоимость незавершенного производства. Узбекские эксперты также согласны с подобным утверждением. По их мнениям, Узбекистан не может рассчитывать на объем от иностранного туризма, в общей сумме превышающей 150 млн. долларов. Вероятно, несколько оптимистичными были и прогнозы экспертов Всемирной туристской организации под руководством Мак-Налти, которые работали в Узбекистане в 1996 году и подсчитали, что к 2002 году доходы от туризма в республике достигнут 1 млрд. долларов, а численность туристов превысит 1 млн. человек. Другое дело, что основной статьей дохода станет внутренний туризм, который, как известно, в 6-7 раз превышает объемы международного туризма. Тогда есть все шансы считать, что национальный туризм не вымер и продолжает развиваться.


Этому сопутствует и возведение в стране новых объектов туристкой инфраструктуры, в частности, гостиниц, туристских баз в районе Чарвакского водохранилища, реконструкция и модернизация старых домов отдыха. Не менее важным является и более гибкое ценообразование в предоставлении туристских путевок по социальным направлениям, например, детские летние лагеря.


В любом случае достичь столь масштабных показателей в 2003 году Россия и другие страны Содружества смогут только, если войны в Ираке не будет или она не будет иметь далеко идущих экономических и террористических последствий. При таком варианте, считают специалисты WTTC, рост туротрасли составит 10,4%. Это совпадает с расчетами специалистов из Российского союза туриндустрии (РСТ): они прогнозируют, что темпы роста туррынка в этом году несколько замедлятся и составят примерно 10-12%. Только речь в большей части идет о выездном туризме. Хотя существуют мнения, что даже "в случае затяжной войны Россия все равно сохранит достаточно динамичные показатели роста туристического сектора: В течение следующего десятилетия она будет развиваться наиболее энергичными темпами, подобной динамикой ранее развивались лишь Индия, Китай и Турция". В то же время российские операторы уверены, что Россия пострадает от войны гораздо меньше, чем другие страны. Чего нельзя сказать о государствах Центральной Азии, которые станут уязвимыми с туристической точки зрения.



Другие статьи в литературном дневнике: