20 июня Всемирный день беженца

Алишер Таксанов: литературный дневник

Почему люди покидают "демократический" Узбекистан?



18.06.2007. 20 июня для многих людей, которые покинули свою отчизну, не является праздником. Да разве можно отмечать причину, из-за которого становятся беженцами?
Эта дата была принята ООН в целях рещения глобальной проблемы – миграции и перераспределения людских ресурсов, ведущих, с одной стороны, к экономической и социальной нагрузке принимаюших стран, а с другой, ухудшения положения в покидаемых. Это упрек тому, что не все сделано для нормализации жизни и признания свобод и прав человека в мире.


В этот день правительства и общества должны напомнить себе, что из-за неумелого управления социальными процессами, плохого экономического положения, коррупции и стагнации начинаются вынужденные переселения. Авторитаризм не терпит инакомыслия, подавляет человеческие права и свободы, и это явление также становится причиной миграции. Поэтому политические беженцы отличаются от тех, кто бежит от войны, экологического и экономического неблагополучия. Это один из главных признаков, что в государственной системе не все ладно, правда, те, кто стоит у руля, этого "не замечают".


>Первые политбеженцы появились в Узбекистане уже с 1992 года, когда Ислам Каримов начал свою деятельность в качестве главы государства. Окрыленный успехом на выборах 1991 года, он решает, что народ дал ему особые полномочия, в том числе и карать тех, кого сам не терпит и не желает видеть. Оппозиция мешает ему укрепляться как личности и как реформатору. Начались гонения на движение "Бирлик" и партию "Эрк", которые "мешают" ему проводить реформы с командной системы на рыночную. Это была первая волна репрессий. Тогда достаточно много оппозиционеров село в тюрьма или были вынуждены бежать. На фоне относительного экономического подъема такие политические "дела" прощались избирателями. Тогда был лозунг "Спокойствие превыше всего", так как во многих республиках экс-СССР уже бушевали конфликты.


Народ в основном был уверен, что Ислам Каримов – гарант стабильности, и в 1995 году через референдум поддержал идею о продлении его полномочий первого срока еще на пять лет. Хотя тогда уже многие политологи и оппозиционеры выражали протест и несогласие с этим. Да только кто их слушал? Журналисты, которые писали об этом, а также о политических репрессиях, вынуждены были бежать из страны, так как сами попали под молот преследований. Но тогда это еще не было массовым явлением.


К концу 1990-х годов экономика Узбекистана начала сдавать сбой, поскольку реформы были на самом деле искусственными, половинчатыми. В народе стали слышаться недовольные голоса из-за низкого уровня жизни, бизнесмены – опора экономики – начали свертываться и переводить капиталы за границу. Каримов понимал, что нужно спихнуть вину на кого-то, ведь он, уже по определению героя нации и лидера, не мог делать ошибки. Спецслужбами 16 февраля 1999 года была спровоцирована террористическая акция в Ташкенте, и вину за ее проведение свалили на находящуюся за границей оппозицию. Конечно, операция была осуществлена тонко, так как сюда подключили настоящих преступников из Исламского движения Узбекистана. Каримов начал новый виток репрессий, этим самым отвлекая народ от истинных причин экономического кризиса.


В те годы сотни и тысячи людей прошли через стены МВД, СНБ, прокуратуры. Когда-нибудь история подоробно опишет зверства правоохранительных органов. За религиозный фундаментализм за решетку были брошены мусульмане, а за "подрывную деятельность" - журналисты и диссиденты. Можно считать, что с этого момента начался массовый отток граждан Узбекистана. Помимо политических мигрантов появились и те, кто бежал с экономическими целями. В основном, это были люди, которые не смогли найти работу в стране – они, в частности, осели в Казахстане, России, на Украине, а часть перебралась на Запад. В отличие от политических, трудовые мигранты могли легально возвращаться домой, и их путешествия "не замечались" правоохранительными органами.


После событий 11 сентября 2001 года ситуация немного разрядилась, так как Узбекистан подписал ряд соглашений с США и европейскими странами о сотрудничестве с терроризмом и либерализации политической системы. Хотя на самом деле Ислам Каримов не думал проводить настоящую реформу – ведь из-за этого он мог лишиться власти. Все его реформы были бутафорными, за словами не было дел, а за законами – силы. Такова уж была специфика Востока: много обещать, и оставатся на месте. Вспыхнувшая надежда на либерализацию и демократизацию страны вскоре угасла. Накал страстей был лишь временно задавлен, но не разрешен. Недовольство населения вновь стало нарастать.


Однако ни американцы, ни европейцы не оказали нужного давления на правительство И.Каримова, и в итоге люди, разочаровавшись в партнерстве с Западом, начали сами гражданскую борьбу за права и свободы. Появились незарегистрированные партии и движения, усилилось движение правозащитников, журналисты воспользовались возможностями Интернета и стали публиковать статьи о реальном положении дел в республике. Хотя спецслужбы блокировали Всемирную киберпаутину и усилили таможенный контроль на границе за "идеологическим товаром", все равно альтернативная информация и идеи просачивались в страну.


В мае 2005 года в Андижане произошло столкновение людей с правительственными войсками. Жители города проявили недовольство существующей системой правосудия и коррупцией исполнительной власти. Безусловно, этом воспользовались и радикально настроенные элементы, которые пошли на вооруженный конфликт. Только насколько был ассиметричным ответ Ислама Каримова? До сих пор никто не может дать реальной цифры погибшим.
Однако с этого момента началась третья волна политической эмиграции. И это касалось не только тех 500 андижанцев, которые уехали на Запад при поддержке мировой общественности. Были репрессированы правозащитники и журналисты, предприниматели и ученые, которые уже открыто высказывали недовольство режимом.


Правительство И.Каримова начало репрессии не только местных ННО, но и международных структур, в частности, депортировало Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, а также указало на дверь многим европейским и американским представительствам гуманитарных организаций. Заодно был дан пинок и американской базе в Ханабаде. В подозрении в организации "цветной революции" в тюрьма и другие закрытые учреждения были отправлены десятки людей, тех, кто еще не осознал нависшей угрозы или не торопился покинуть страну. Это и правозащитники, и журналисты, и бизнесмены. Некоторые из них только недавно были освобождены, якобы, они раскаялись в своих политических преступлениях, а правительство проявило гуманность в отношении них.


И все же миграционный поток нарастает. И.Каримов с 22 января 2007 года потерял лигитимность даже в рамках карманной Конституции. Он намерен сохранить власть и дальше – это очевидно. И поэтому устраняет тех, кто, по его мнению, мутит народ на митинги, оппозицию и гражданское неповиновение. Созданные им псевдогражданские движения на самом деле не пользуются авторитетом в стране, однако для Запада выставляются в качестве демократизации Узбекистана. Отчеты Центра по правам человека Акмаля Саидова доверием не пользуются ни у оппозиционного движения, ни у западных стран, ни у международных организаций.


20 июня – это день, когда мигранты заявляют тем режимам, от которых бежали, что они – доказательство тирании и диктатуры, отсутствия реальных политических свобод и демократии. И что они будут даже из-за рубежа бороться за права человека, за себя, чтобы можно было вернутся в страну и жить на родине достойно.



Другие статьи в литературном дневнике: