Вячеслав Аргенберг - написанные рецензии

Рецензия на «Ты - моя единственная любовь» (Вячеслав Аргенберг)

«Солнышко»
(автор – Луиза Вишневская, опубликовано на странице Андрея Кульшы)

Закат. Яркое июльское солнце тяжелым диском висело над горизонтом, тугими лучами пронизывая каждую частичку вечернего луга, заставляя ее издавать свой особенный, неповторимый запах. Все живое и неживое, что находилось вокруг, до краев напитывалось ярким, ясным светом, а когда наполняться больше было некуда, начинало излучать поступающие теплые лучи в воздух, испуская вместе с ними свой особый аромат, так что весь воздух наполнялся густым сочным маревом.

На опушке леса, на скамейке под ивой сидели мальчик и девочка. Погрузившись каждый в свои мысли, дети смотрели на заходящее солнце, всем своим телом ощущая исходящую от него энергию.

– Даже не верится, – как бы решив озвучить свои мысли, сказала девочка, – что Бог мог создать все это.

– Не мели чепухи, – очнувшись от своих мыслей, ответил мальчик. – Наслушалась бабушкиных историй. Вот пойдешь в школу – и узнаешь, что все это произошло благодаря эволюции.

– Да знаю я про твою эволюцию... – протянула девочка, хотя не особо представляла себе, что это такое.

– Ну, вот смотри, – оживился мальчик, – я вот, например, верю в то, что могу увидеть, потрогать... одним словом – почувствовать. А что такое твой Бог?

Девочка задумалась.

Под скамейкой из кротовины вынырнули два крота. Хоть здесь, наверху, для них было так же темно, как и под землей, они пришли сюда погреться и насладиться ароматом, источаемым разморенными июльским солнцем травами.

– Солнышко сегодня особенно теплое, – довольно сказал первый крот.

– Опять ты мне про свое «солнышко»! – как будто даже рассердился второй. – Все время о нем болтаешь. Ты его когда-нибудь нюхал? Или слышал? Ну, так что ты мне говоришь все время?

– А я верю, что солнышко есть, есть – и все... – тихо пробурчал первый.

– Ну, сам подумай, во что ты веришь?! – удивился второй. – Вот что такое это твое «солнышко»?!

Первый замолчал и прислушался к себе. Наполненное душистым многоголосьем ароматов, в воздухе плавало густое, почти осязаемое умиротворение. Теплые лучи нежно ласкали шерстку кротят. Легкий летний ветерок игриво трепал волосы девочки, и, пока она задумчиво глядела на небо, пытаясь найти там ответ на поставленный вопрос, мальчик украдкой ловил каждое ее движение, провожал взглядом каждый треплемый ветерком непослушный локон.

– Я думаю, Бог – это любовь, – подумав, ответила девочка.

– Я думаю, Солнышко – это тепло, – сказал первый кротенок.

Вячеслав Аргенберг   26.05.2021 11:40     Заявить о нарушении
Рецензия на «Акт тотального наблюдения меняет мир» (Вячеслав Аргенберг)

Вот еще красивый текст из рекламного отдела. На тему источника реальности и «первичной, движущей энергии мира». Свободное цитирование:

«Математика – источник реальности. Математика и наш мир в точности соответствуют друг другу. Математика – это духовное ядро, а мир – ее физическое воплощение. Связь эта хорошо известна, но она имеет некоторые особенности, которые зачастую не замечают или неправильно истолковывают. Рассмотрим взаимоотношения между математикой и внешним миром; при глубоком их изучении мы откроем истинное чудо. Характер связи между математикой и физическим миром выражен в простой формуле: математика – это причина, а мир – результат. Однако видеть лишь соответствие между каждой деталью физической вселенной и математикой недостаточно; важно также понимать, что каждая деталь мира существует потому, что так постановила математика. Даже мельчайшие частицы этих деталей существуют лишь благодаря тому, что каждая из них содержится в математике.

Самой распространенной аналогией этих взаимоотношений служит обычная чертежная синька. Математика – это «синька» мира. Подобно тому как архитектор сначала составляет чертежи, а строитель затем возводит здание по этим чертежам, точно так же и Творец создал вначале математику, а затем творил мир, пользуясь математикой как чертежом: «Он смотрел в математику и создавал мир». Но здесь требуется важное пояснение: математика – это не просто план мира подобно строительным чертежам; это – нечто вроде генной структуры, которая сама строит организм на основе кода, заложенного в генах. Нет сомнений, что генетический код соответствует физическим свойствам организма, но было бы серьезной ошибкой считать, что это соответствие носит дескриптивный характер, что гены лишь отражают в закодированной форме физическую реальность. Гены ничего не раскрывают и не отражают; они – причина того, что организм видится таким, каков он есть; они – инструкция и механизм, создающий физический мир. На самом деле организм сам является отражением генов!

Математика представляет собой генетический материал вселенной. Слова математики – слова Творца. Но Бог не просто сказал Свое слово в процессе Творения (и позже записал его в математике), а мир создал какими-то иными средствами; само Его слово было этим средством, механизмом Творения. Каждое слово, произнесенное Богом в ходе Творения, принимало форму объекта, который оно описывало. Но и это еще не все. Математика представляет собой не просто «стенограмму» Творения и мировой истории. Процесс Творения не завершен, он продолжается; вселенная непрерывно создается Всевышним, – в каждый момент времени, как в первый момент. Слово Бога звучит постоянно, трансформируясь в материю и события. И поскольку математика – это слово Бога, она представляет собой ту вечную среду, в которой происходит Творение. Математика – не история и не инструкция; она – космический механизм формирования реальности, генетическая система мира.

Этот закон не изложен в письменных текстах. Его не может вместить ни один свиток, ни одна книга, потому что он запечатлен в сознании лишь тех, кто стремится познать его, и только в их сознании. Понять это можно лишь на основе личного опыта. Никакими объяснениями не передашь органичную динамику постижения истины на разных уровнях сознания, которая становится лучшей наградой тем, кто отдает все свои силы изучению математики. Если математика живет в умах и душах мудрецов, значит, именно там находится первичная, движущая энергия мира. Из этой фундаментальной идеи можно сделать вывод, что математика Всевышнего заключена в умах мудрецов, постигших классический математический анализ, дифференциальное и интегральное исчисления, теории дифференциальных и интегральных уравнений, вариационное исчисление, функциональный анализ, линейную алгебру, векторные пространства, линейные отображения, системы линейных уравнений, определители, матрицы, сопряжения, тензоры, многообразия, кольца, поля, нормированные пространства, квадратичные и билинейные формы, тензорное исчисление, теорию групп, теорию операторов. Математика была дана нам; она уже не на небе, и мы стали партнерами Бога в деле Творения в глубочайшем смысле этого понятия. Математика – источник реальности».

Что такое «творить реальность» я знаю не понаслышке. Сам в таком прямо не участвовал, но лично знал людей, которые занимались подобными чудесами в своей жизни. Это когда ты по наитию и своему глубокому видению создаешь новый небольшой раздел, предположим, в тензорном исчислении или теории операторов, а позже, через несколько лет, физики используют твои выкладки чтобы описать вполне конкретную физическую реальность, которую они щупают и наблюдают непосредственно. Но вот что удивительно – они не заказывали у тебя этих выкладок! Ты их сам придумал, потому что тебе показалось это красивым дополнением уже существующего пазла, действующего порядка вещей. Получается, что ты натурально придумал какую-то часть физической реальности, и без твоей модели, которая возникла у тебя в голове, эта вполне конкретная физическая реальность не проступила, не оформилась бы. То есть ты стал «первичной, движущей энергией мира» благодаря тому, что увидел какие-то белые пятна в существующих моделях, и решил дополнить их – а в окружающем мире нашлась часть физической реальности в аккурат под твою совершенно оригинальную теорию. Сначала мир тебе снится, а потом ты его себе получаешь. Сначала они тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь. Просто натурально придумываешь себе и всему человечеству мир, примерно как пьешь чай по утрам. Проснулся, выпил чаю, придумал себе и всему человечеству мир, а через пять лет физики его обнаружили. Вот натурально как написано в тексте: «если математика живет в умах и душах мудрецов, значит, именно там находится первичная, движущая энергия мира». Только там это было написано как часть рекламного текста, а то что здесь поведано – правда жизни некоторых людей, их повседневные будни. Придумывать и создавать мир – силой проникновения в ситуацию, силой мысли.

Вячеслав Аргенберг   12.05.2019 20:25     Заявить о нарушении
Рецензия на «Перенасыщение информационного поля планеты» (Вячеслав Аргенберг)

Когда я писал эту статью два года назад и делал смелое заявление о том, что «интернет умрет, и почти все, что в нем было создано – будет уничтожено», я имел в виду, что умрет интернет сайтов, так называемая всемирная паутина, точнее он умер уже на момент написания статьи. Интернета, который был десять-двадцать лет назад, больше не существует. Это верно в самом прямом, буквальном смысле, потому что из тех сайтов, что были активны и популярны или, просто даже, были в строю десять-двадцать лет назад, остались считанные сотые или тысячные доли одного процента. Это верно и в общем смысле, потому что кардинальным образом поменялись распределение внимания в сети и сама структура и топология сети. Теперь у нас нет интернета сайтов, какой был десять-двадцать лет назад, а есть, условно говоря, «интернет десяти сайтов». И этот «интернет десяти сайтов» тоже уйдет в свои десять-двадцать лет, а ему на смену придет какой-то новый интернет – третей, четвертой, пятой, очередной реинкарнации. Сайты были самодостаточной ценностью десять-двадцать лет назад. Люди шли на поисковые системы, чтобы искать и находить их там. И поисковые системы (Altavista, Yahoo, Google) выполняли свое основное предназначение – показывали страницы поиска, по которым люди переходили на сайты.

Сейчас же поведение людей кардинальным образом изменилось. Пользователи заходят на поисковую систему (известно какую) чтобы посмотреть значение какого-либо термина или прочитать статью в энциклопедии (известно какой), изредка – чтобы зайти на какой-нибудь уже известный сайт (крупной компании, например), и совсем редко – чтобы получить ответ на совершенно банальный бытовой вопрос вроде «сколько варить курицу» или «как клеить обои». В 99% случаев внимание не выходит за пределы первой страницы поиска и даже не опускается ниже первой пятерки результатов, а когда и если происходит переход на сайт, внимание подчиненно исключительно получению информации, которая запрашивалась. То есть сейчас люди используют интернет только для того, чтобы найти то, что они уже знают, но, возможно, забыли – найти знакомое, известное, чисто в утилитарных целях прояснить что-то, получить какой-то сервис или услугу, купить продукт, а совсем не для того чтобы искать новое, прокладывать новые пути в своем знании, понимании или восприятии. Из интернета ушел элемент новизны и необычности. Большая часть аудитории пользуется социальными сетями и сайтами новостей, где тоже повестка определена и все жестко подчинено иерархическому управлению вниманием через новостные агентства, оплаченных лидеров мнений и команды мелких троллей, и где по определению не может быть ничего нового и свежего. Сегодня все основные источники и средства трансляции информации имеют конкретных владельцев, встроенных в систему глобального доминирования. Вот и весь представленный «интернет десяти сайтов». Можно понаблюдать каким образом Google в конце 2010-х годов формирует страницу результатов в ответ на общие высокочастотные и среднечастотные запросы. Только очень специфичные (низкочастотные) запросы еще выдают что-то отдаленно похожее на классический список страниц и сайтов. Дальше ситуация будет только усугубляться, пока не подойдет вплотную к коллапсу: возникнет момент когда упомянутый интернет десяти сайтов станет показывать информацию преимущественно из, допустим, только тысячи или десяти тысяч сайтов. Добро пожаловать в будущее, 451 градус по Фаренгейту, тысяча девятьсот восемьдесят четвертого уровня. Сейчас больше шансов найти и услышать что-нибудь интересное на улице у случайного встречного, чем где-нибудь в интернете. В паутине по инерции остается, конечно, много интересного, но вы его не найдете, пока вам кто-то на улице не скажет где искать, не покажет конкретный адрес. В общем, мы вернулись в 1980-ые годы, в зарю зарождения интернета, но только теперь роль кинотеатра, телевизора, газет и радио изощренно выполняет интернет, точнее упомянутый выше «интернет десяти сайтов».

Но если под интернетом понимать сами протоколы транспортного уровня TCP/UDP и физическую инфраструктуру организации сети, то этот интернет базового транспортного уровня, конечно, не умрет и, вероятно, будет существовать столько, сколько существует человечество. Это пришло навсегда – как нервная система для всего человечества. Мировые войны и локальные конфликты могут временно выключать подсети на территориях нестабильности и боевых действий, но потом с восстановлением обычной жизни интернет в таких местах будет восстанавливаться сам по себе. Пока существует технократическая цивилизация, везде, где и пока живет человек – интернет будет существовать. Достаточно того, что сейчас вся телефония и все потоковое вещание ушло в протоколы TCP/IP и UDP. То же телевидение, радио, потоковые сервисы, онлайн-трансляции, вся торговля – все это уже давно ушло в сеть. Чего там только нет... Вот этот базовый интернет протокольного транспортного и физического уровня никогда не исчезнет. А всемирная паутина сайтов, к сожалению, ушла, так же как когда-нибудь уйдет и интернет социальных сетей. Другими словами, нервная система будет жить с организмом, но сигналы по этой системе будут гоняться разные. Нервная система не предназначена для хранения информации, так что те, кто надеются на интернет как на средство сохранения чего-либо – сильно разочаруются, если у них вообще будет такая возможность.

Чтобы обновить и очистить интернет, нам нужно изолировать и исключить из него систему глобального управления, манипулирования и промывки мозгов – удалить ее как раковую опухоль. Нужно вернуть всемирной паутине то лицо, которое у нее изначально было. О каком интернете новой версии на смену старому интернету социальных сетей можно помечтать? Нужен свободный «интернет живых людей». Нужно сделать так, чтобы в такую сеть никто ничего не смог поместить, если это как-то связано с манипуляциями или с получением денег или какой-либо выгоды или с какой-либо организацией. То есть нужно исключить вариант, когда личность или имя используется для трансляции чего-то, что выходит за пределы интересов этой конкретной личности в этот конкретный момент времени. Человек в такой сети должен находиться только для себя и только от себя, не должен представлять никого и ничего, кроме себя. Никакую идею, доктрину, идеологию, партию, религию, церковь, секту, компанию, сообщество, организацию, государство. За человеком не должна скрываться никакая общественная организация или интерес, открытый или теневой. И само его пребывание в такой сети не должно быть никем организованно и направленно и ничем мотивированно, кроме его личных потребностей в общении и самовыражении. И просто сумасшедших и манипулируемых, которые активны даже без материальной поддержки, тоже не следует туда пускать. И те, кто пытается выдавать себя за чистых и честных, а на самом деле такими не являются – тоже должны подлежать исключению. В такой сети человек должен оставаться человеком, а не «проектом» или «голосом» чего-либо. Это будет как одна большая семья или коммуна на весь мир. Общение в такой сети должно строиться на базе прямого, честного, интимного контакта между ее участниками, на универсальных, общечеловеческих принципах. Доверие должно возникать не на базе иллюзорной манипулятивной иерархической статусности, не в идолопоклонстве, а на базе открытости, честности, искренней заинтересованности, аргументированности, такого универсального «левого» подхода. Liberté, Égalité, Fraternité. В таком случае – город точно будет, и саду точно цвесть. Мир интернета нуждается в обнулении и перезапуске – весь хаос и манипуляции необходимо оставить за бортом. Нужно организовать островок настоящей жизни в океане хаоса – организовать звездообразование вокруг черной дыры современного интернета. Живые люди по спиральным ветвям галактических рукавов будут подниматься наверх как звезды в молодых газопылевых туманностях, где будут мерцать и освещать всю галактику, а манипуляторы, артисты и «проекты» тем временем начнут с быстрой скоростью коллапсировать по спиралям в направлении массивной черной дыры в центре, где будут исчезать безвременно и безвозвратно за горизонтом событий. Они там, в черной дыре за горизонтом событий, найдут друг друга.

В общем, надо вернуться в интернет, который был двадцать лет назад, но на новом витке. И назвать его каким-нибудь очередным номером, например, «Интернет 4.0 – Матрица: Перезагрузка». Google и Facebook или выполнят в точности то, что здесь изложено, или потеряют какое-либо существенное влияние в течении десяти лет, превратятся в сайты наподобие CNN и NBC. Сверхмассивная черная дыра массой двадцати миллиардов Солнц находится в эллиптической галактике NGC 4889 в созвездии «Волосы Вероники». Вот там они и окажутся. Все новое – это хорошо забытое старое. «Я знала кто ты, когда мы начали встречаться, я так же знала, что все новое – это хорошо забытое старое». Девушка, которая все знает и может предсказывать будущее, посылает привет «интернету десяти сайтов» – Google, YouTube, Facebook, Instagram, Twitter, Yahoo, Amazon, VK, Yandex – и его владельцам:

http://www.youtube.com/watch?v=My2FRPA3Gf8

Вячеслав Аргенберг   12.05.2019 19:37     Заявить о нарушении
Рецензия на «Музыка - язык общения с Богом» (Вячеслав Аргенберг)

Пленительный образ, как мечта несбыточная, является вновь и вновь. Может, стоило или стоит написать книгу обо всем том, что так небрежно передано парой параграфов. Да, все было именно так... Мы много раз дотанцовывались до такого состояния, когда понимали все вопросы мироздания. Утром выяснялось, что истину так и не постигли. И это не удивительно. Потому что танцевать и растворяться в музыке надо самозабвенно и с упоением, до полного просветления.

Хорошему и понятливому читателю должно быть ясно, что поведано все это было, и будет, не в стремлении привлечь внимание к кому бы то ни было, а исключительно с целью показать, что «повторение возможно» и даже необходимо. Мы все строимся по примерно похожим генетическим программам, за тонкими, но важными отличиями. Поэтому, по возможности, попробуй открыть, развить и прожить что-то из подобного в себе, дорогой читатель! И сделай это на новом, недосягаемом уровне. Хорошо если тебе не исполнилось еще двадцати лет – тогда все в твоих руках и все еще впереди. И совсем идеально, если ты – молодой папа или мама, и у тебя есть маленький ребеночек двух-трех, четырех-пяти, шести-семи лет. Тогда ты пришел по адресу. Самое время начать воспитывать из своего заветного чада будущего меломана – повелителя миров и создателя вселенных. Нужно прямо сейчас, не откладывая, начинать ставить ему правильную музыку на хорошей, живой аппаратуре, и строго-настрого ограничить его контакт с интернетом и масс-медиа хотя бы до тринадцати лет. Тогда у тебя, родитель, есть реальный шанс вырастить новую высшую реальность, которая в отличие от президентов, банкиров, юристов, прокуроров и прочей болотной придорожной пыли, будет реально управлять мировыми процессами. Да это и никак не помешает ему стать президентом, банкиром или депутатом, а только поможет. Главное – быть хорошим человеком, и ведь не важно кем.

Только представь, какой драгоценный тебе выпал шанс, дорогой читатель. Один на бесконечность. Место, где ты живешь, будет отмечено особым светом. И этот свет будет простираться далеко за пределы твоего дома – он будет освещать и освящать все вокруг. Жизнь коротка, а искусство вечно. Музыка, живущая в человеческой душе – вещь запредельная, из области вневременного. Может быть, музыка – это атомная бомба, подложенная под лучшую часть человечества с целью ускорения его эволюционного развития. Как сказал когда-то Курчатов Игорь Васильевич, академик АН СССР, отец советской атомной бомбы: «Хороша наука физика, только жизнь коротка».

В качестве послесловия должен вам сказать, что мы вовсе не собираемся завоевывать никакой космос. И совсем не хотим управлять никакими мировыми процессами. Мы хотим расширить Землю до границ Вселенной. Мы не знаем, что делать со всеми этими мирами. Нам не нужно других миров. Нам нужно зеркало. Мы бьемся над новыми переживаниями в музыке и никогда не найдем их. Мы в глупом положении человека, рвущегося к цели, которая ему не нужна. Человеку нужен человек! В музыке, на самом деле, мы сможем испытать только то, что когда-то раньше испытали, почувствовали, открыли в себе, общаясь с другими людьми.

Однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, мне повстречался один гражданин. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, – попав в тень чуть зеленеющих лип, он обратился ко мне и еще паре спутников со следующей странной тирадой: «Вы подумаете – чудной какой старик. Это не важно. А вы мне очень симпатичны все. Ребята, мы живем в удивительное время. Вполне возможно, что вы этого не понимаете, но поверьте мне – я знаю, о чем я говорю. Мне нечего скрывать. Ребята, я хочу вам рассказать... Мне когда-то улыбнулась судьба, и я оказался в Европе в компании замечательных ребят. Это были музыканты, диск-жокеи. Они исполняли минимальное техно. Это был ошеломляющий вояж! Кокс, Хоутин, Боратто, Брейча, – вы представляете! И все одним махом. И вот я вернулся в Россию, и я понял, что я заболел. Я понял, что я схожу с ума. Я человек искусства и человек впечатлительный. Я прошелся по нашим отечественным клубам, и понял что это – конец. Я подумал – ну неужели, ну неужели у нас никогда не будет как там?.. Но прошло несколько лет и, вуаля: «Солянка», «Арма», «Крыша мира»! И еще много чего. Ребята, для вас это данность. А я вам скажу, что это замечательные клубы. А каких артистов они приглашают?! Тимо Маас, Вилалобос, Забиела, Дигвид... Это наш ответ зарубежным фестивалям. Ну, все, все, ребята, я ухожу, ухожу. Заболтал я вас, заболтал совсем, ребята. Но встретимся, встретимся на танцплощадке».

Вячеслав Аргенберг   11.01.2019 00:11     Заявить о нарушении
Это здорово написано. Действительно, передать словами музыку или впечатление от неё нельзя. Это - как мысль, которая тебе понятна и объёмна в твоём представлении, но высказанная искажает самую суть... Язык ли беден, формы выражения мысли ли не подходят для самого образа мышления...
Музыка божественна. А между тем - звучит всё вокруг - от каждой части живой клетки до космических тел. Очевидно, что гении чувствуют эти мировые вибрации на генном уровне, а не только через слуховой аппарат.
И, когда мы слушаем гениальную музыку - наше тело, клетки мозга и нервы - всё начинает резонировать в такт. Да, можно потерять сознание - кровь закипает в такт музыке Особенно запредельных по громкости и контрастам.
И это уже не наслаждение. От реквиема Моцарта или 6 симфонии Чайковского теряешь силы и эмоционально и физически. Они гении и передали В гармонии сотрясающие их эмоциональный мир переживания, а слушатель подключился не только на эмоциональном, но и на физическом уровне. Думаю, если бы измерить показатель давления, и гормональный фон - всё будет изменено.
К сожалению мальчики иногда включают кокафонию - лишь бы громко и "долбило по почкам" и это слушают. Это настоящее разрушение и физическое, и психическое. Помню, у сына подростка, который в муз школе играл классические вещи - было увлечение "тяжелым роком". Как не изгоняла эту какафонию, но душа подростка, очевидно, требовала разрушительного. С возрастом проходит.
Это, как съезжать со скалы наперегонки с лавиной, думаю. Ведь съезжают и находят сверхвысшее наслаждение в адреналине... Наверное, дело в адреналине и в музыке - на грани риска жизни. Этот же адреналин заставляет людей нырять со скал, с которых ещё никто не нырял, бросаться в бездну - почти на грани атмосферы с парашютом...
Но основное в музыке не испытание на прочность организма. А нечто другое. Пожалуй, это как общение с Богом, или с самой Вселенной.

Людмила Корчагина 3   16.11.2019 21:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вселенная транса бесконечна?» (Вячеслав Аргенберг)

Состояниям транса признаются в любви даже классики русской литературы. Вот как отзывается о «сне, полном напряжения» Константин Паустовский в «Книге скитаний» (1963), последней части из обширной автобиографии «Повесть о жизни», одного из самых главных его трудов: «Я завидую этим колоскам, потому что дни, недели и месяцы они стоят над морем немыми свидетелями жизни. И никто от них не требует обязательного выражения своих чувств. Мне даже кажется, что для них время движется медленнее, чем для нас, и они – неподвижные – видят мир спокойнее и лучше, чем мы. Что касается меня, то я всю жизнь переходил от непрерывной деятельности к жажде того состояния, когда «студеный ключ, играя по оврагу и погружая жизнь в какой-то смутный сон, лепечет мне таинственную сагу про мирный край, откуда льется он». Да, иной раз я хотел испытать хотя бы ничтожную долю состояния, когда погружаешься в какой-то смутный сон. Но я хорошо знал, что такое состояние только называется сном. На самом же деле оно наполнено плодоносным напряжением. Я завидовал колоскам. Перед ними медленно сменялись рассветы и полудни, вечерние зори, белое качание теплоходов в шумящих водных далях, лучи солнца, бьющие из-за туч, мелкая роса, похожая на светящуюся манну, и звезды, подобные большой росе. Перед этими ничтожными травинками все время проходили разные мгновения жизни в их подлинном великолепии». И дальше по тексту: «Я думаю, что мир в равной степени достоин медленного и плодотворного созерцания и разумного и мощного действия. Созерцание – одна из основ творчества и любви к земле, в первую очередь к своей, отечественной».

Я снова здесь в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный...

Хочется быть скромным, но не получается. Мой личный опыт прослушивания трансовой музыки и восприятия трансовых состояний таков, что он равноценен десяткам или даже сотням тысяч полностью совершенных зикров (дикров) – ни у одного живого суфия нет такого опыта. Я эффективно трансую с 1986 года. И, по всей видимости, сейчас нахожусь уже где-то за горизонтом событий изотропной бесконечности. Это началось еще в пионерском лагере «Утро» близ поселка Аше на берегу Черного моря. Была тогда такая страна – СССР – подобной мир не знает. В то время, в Вагаторе и Анджуне, Тель-Авиве и Лондоне еще никто не трансовал – только планировали начать, – чтобы от нас, активных советских пионеров, не отставать. Правда, в Детройте и Чикаго уже немного притрансовывали к тому времени. Американская фирма Transceptor Technologies из штата Мичиган уже в начале 1980-х приступила к производству компьютеров «Персональный спутник». Сколько таких людей есть на планете Земля – непрерывно трансующих и танцующих с 1986 года? Может быть, сотни или тысячи. А сколько из них таких, которые за всю свою жизнь не употребляли никаких наркотиков, кроме: чая, периодически – кофе и алкоголя, и совсем редко – никотина и газированных «энергетических» напитков с сахаром, кофеином, таурином, гуараной, витаминами группы B? Если есть хоть один такой человек на планете Земля, напиши мне в редакцию – так чтобы мы, две возможные копии, не чувствовали себя одиноко в этом мире. Так чтобы я знал, что я не один во Вселенной.

Под водой, глубоко, я сижу, не вижу света,
Подо мной ничего кроме бездны темной нету,
Проведу я рукой – листья с бликами играют,
Я совсем неземной – я глубоко, я это знаю.

Над землей, высоко, я лечу навстречу ветру,
Надо мной далеко вижу я свою планету,
Проведу я рукой – миллиарды звезд мелькают,
Я совсем неземной – я высоко, я это знаю!

Почему тема подобий, повторений и циклов неразрывно связана с устройством Вселенной? Потому что возможная бесконечность Вселенной дает много проблем в современных космологических теориях устройства мироздания. Вероятно, Вселенная не бесконечна в прямом смысле этого слова, а «фрактально-бесконечна» или «вложенно-бесконечна». Она бесконечна внутри множества самоподобий. Мы вообще не можем сколько либо серьезно обсуждать бесконечность, конечность или замкнутость Вселенной в отрыве от изучения и принятия во внимание целого ряда струнных теорий, появившихся в последние пятьдесят лет, которые обобщают видимое четырехмерное пространство-время до одиннадцатимерного. Как можно рассуждать о бесконечности Вселенной, если мы точно даже не знаем число измерений в ней? Ответы на вопросы о крупномасштабной структуре Вселенной могут содержаться в тайнах ее микромира – в свернутых измерениях.

Во Вселенной есть разные виды повторений, есть, например, вложенная повторяемость, но насколько она бесконечна? Если Вселенная действительно бесконечна, то, удаляясь, можно, в конце концов, найти место с точной копией своего исходного положения. И чем дальше, тем больше таких дубликатов. А найти копию себя – это самое странное, что может произойти в бесконечной Вселенной. Правда, это противоречие можно снять существованием горизонтов событий – горизонтом событий прошлого и горизонтом событий будущего. Горизонт событий будущего отделяет события, о которых можно что-либо узнать, от событий, о которых узнать ничего нельзя. Объекты, направленные к горизонту событий, никогда не пересекают его с точки зрения отправляющего наблюдателя. Все это намекает на фрактальность Вселенной. Видимая бесконечность может обернуться фрактальной замкнутостью – внутренней проекцией какой-то обобщенной многомерной структуры.

Есть индуктивно-логические космологические гипотезы, согласно которым Вселенная является фракталом с бесконечной вложенностью и повторяемостью всех процессов и структур внутри себя. Фрактал в математике – это множество, обладающее свойством самоподобия, рекурсивный объект, в точности или приближенно совпадающий с частью самого себя, где целое имеет ту же форму, что и одна или более из его частей. Как можно объединить возможную фрактальную повторяемость Вселенной и ее бесконечность? И как соединить это с теорией множественных вселенных? Мультивселенная относительно параллельных вселенных тоже может иметь свойства фрактала. В России фрактальный подход к анализу крупномасштабной структуры Вселенной развивал космолог Юрий Барышев.

В 1975 году Бенуа Мандельброт, создатель математической теории простых рекурентных самоподобных множеств, опубликовал работу «Фрактальная геометрия природы», в которой сформулировал теорию сложных геометрических фигур, обладающих свойством самоподобия. Многие объекты и процессы в наблюдаемом нами мире обладают свойствами фрактала: береговые линии, горные цепи, облака, молнии, пламя, кроны и кора деревьев, плоды и цветки некоторых растений, снежинки, система кровообращения, бронхиальная система альвеол в легких. В теории хаоса, описывающей поведение систем, подверженных влиянию динамического и детерминированного хаоса, фракталы тоже имеют большое значение, потому как графы многих хаотических процессов имеют форму самоподобных, рекурсивно повторяемых фрактальных структур.

Как писал Феликс Цицин в статье «Фрактальная Вселенная» (1997): «Древо – суть и символ глубинных связей между причинами и следствиями, корнями и кроной, тем, что возникает из небытия, и тем, к чему устремлено развитие. Ветвление – частный, но чрезвычайно типичный случай отсутствия непрерывности и целочисленности, присутствия дискретности, квантованности при сохранении подобия на всех масштабах – в пространстве и во времени. Древо – универсальный образ для самых разнообразных процессов, способ, коим ткется пространственное лоно Вселенной, выражение единства и целесообразности всего сотворенного в мире. Такие дробные свойства Вселенной, именуемые фрактальными, стали серьезно обсуждаться в науке лишь последние пятнадцать лет, поколебав тем самым пятидесятилетнее господство классической релятивистской космологии».

Вячеслав Аргенберг   08.11.2018 16:16     Заявить о нарушении
Рецензия на «Закатный вечер в Лиманчике» (Вячеслав Аргенберг)

Выпускник ЮФУ 2017 года, Максим Селевко, после посещения Лиманчика написал отличный текст, который удачно, буквально в нескольких параграфах, схватывает суть Лиманчика. Интересно, что точно так же можно было бы описать и Лиманчик 1997 года. Ничего не изменилось (кроме сотовой связи, которой в то время вообще не было). Можно понадеяться, что так же точно этот текст будет описывать Лиманчик 2037 года. Самые сильные тексты – те, которые оказываются вневременными, которые остаются актуальными в течение столетий, или как минимум десятилетий. Схватить суть чего-то – равноценно убрать за скобки время, поймать инвариант времени. И необязательно что у автора есть такое намерение, как раз наоборот – вневременность правильнее воспринимать не как цель, а как побочный эффект хорошего сутевого повествования, которое есть следствие хорошего всецелого понимания, которое есть в конце концов способность отличить главное от второстепенного.

«Что такое Лиманчик? Каждый раз, когда кто-нибудь задает мне этот вопрос, я впадаю в кратковременный ступор, ведь ответ в стиле «студенческий лагерь ЮФУ» был бы таким же формально точным, сколько и невероятно скучным и поверхностным. Вернувшись домой после смены, я понял что хочу поделиться своими мыслями о Лиманчике со всеми любопытствующими, а заодно ответить самому себе на вопрос, который не дает многим покоя. Так что это скромный текст о Лиманчике, и если у тебя, дорогой друг, каждое лето несколько дней превращаются в сплошное доброе утро, то ты попал туда куда нужно. Сразу хочу сказать, что мое виденье Лиманчика может кардинально отличаться от вашего, ведь для всех он разный. Чтобы вы не представляли об этом прекрасном месте, ваше представление будет неверным. Ведь лучше один раз все увидеть самому, чем сто раз услышать. Итак, что же такое Лиманчик?

Лиманчик – это атмосфера. Впервые оказавшись в этом лагере, я понял, что не встречал другого такого же места. Места, которое насквозь пропитано своим оригинальным духом. Духом свободы и добра, молодости и дружбы. Все в Лиманчике имеет свой характер, свою особенность, неповторимость. Приехав сюда, просто невозможно не впустить в себя частичку Лимана, которая останется с тобой навсегда. Нельзя оказаться непричастным к происходящему.

Может быть, Лиманчик – это природа? Чистое море с плавающими в нем дельфинами, которые по легенде обязательно приплывут попрощаться с тобой, когда ты будешь уезжать. Дикий девственный берег, на котором вы не увидите бабушек с пирожками и чурчхелой. Белки и ежики, которые живут совсем рядом с домиками. Еноты, обитающие поблизости. Наглые чайки и целые стаи стрекоз, летающих над головой. А ночью посиделки с гитарой у костра под звездным небом, которые надолго останутся в твоей памяти. Да, Лиманчик – это природа.

Несомненно, Лиманчик – это люди. За более чем 50 лет в лагере сложились свои общество и культура, частью которых ты с радостью станешь. Многие отдыхающие, приезжают в Лиман со студенчества и продолжают свои поездки до самой старости. Все эти люди совершенно разные, но всех их объединяет одна черта – это равенство. Ты можешь загорать на пляже с обычным студентом, обедать рядом с преподавателем философии, а вечером пить «бодрую корову» в компании с известным ростовским диджеем. Кто бы не находился рядом, он вряд ли будет задирать нос. В Лиманчике твой круг знакомств вырастет в разы. Ты можешь знать человека не более двух часов, а общаться с ним как со старым знакомым, часто даже не зная его имени. Какая невероятная сила заставляет так сближаться людей? Для меня это тайна.

А может быть все дело в алкоголе? Если рассматривать лагерь как организм, то по венам у него текла бы чача. Да, здесь особое отношение к алкоголю, но я не хочу, чтобы кто-нибудь подумал, что Лиманчик это святая обитель всех алкоголиков. Нет, спиртное совершенно необязательно для хорошего отдыха; есть много людей, которые совершенно ничего не пьют и, тем не менее, находят в Лиманчике что-то свое. Что-то, что заставляет возвращаться сюда раз за разом.

Лиманчик – это романтика. Море, ночи, песни под гитару у костра, звезды над головой – все это настраивает на необходимый лад. Сколько одиноких сердец обрели здесь друг друга... А какие девушки в Лиманчике! Счастливые, загорелые и естественно красивые. Без огромных каблуков и тонн макияжа.

Быть в Лиманчике – значит быть отрезанным от остального мира. Моя SIM-карта принимает сигнал только в определенных местах, а значит о новостях, интернете и социальных сетях можно смело забыть. Все проблемы и заботы, конфликты, все то, что кажется важным в реальном мире отходит на второй план. Так что Лиманчик – это изоляция. И это прекрасно.

Если ты в Лиманчике, ты волен делать то, что хочешь. Такие слова как режим и дисциплина мало связаны с лагерем и несмотря на это все происходящее отлично саморегулируются. Но, как и во всем, в Лиманчике тоже есть свой минус. Ужасный и непоправимый. У тебя никогда не получится находиться в нескольких местах одновременно. О Лиманчике можно говорить бесконечно и все равно будет мало. Того, что пришло в голову мне, тоже мало. Все эти вещи, вместе и по отдельности, не в состоянии описать феномен, который называется Лиманчик. И если у тебя, дорогой странник, появилось желание оказаться в этом прекрасном месте, поспеши его исполнить».

Вячеслав Аргенберг   17.10.2018 02:35     Заявить о нарушении
Рецензия на «Пол Маккартни, русский народный композитор XX века» (Вячеслав Аргенберг)

В чем и где продолжится Пол Маккартни? Что будет дальше и после него? Хотите услышать самый новый альбом Пола Маккартни? У меня есть такой. Называется Bicep (2017), и издан на подростковом независимом лондонском лейбле Ninja Tune. Альбом имеет выраженное трансовое звучание. Весь строится на многозвенных диатонических секвенциях и циклах, уводящих подготовленное сознание в далекие-далекие мечтательные дали. Там где появляется басовая линия, она оформляется в виде классического британского брейкбита и гэриджа. Но чтобы написать такую музыку требуется нечто большее, чем просто уметь раскладывать циклы и семплы по партитуре – нечто гораздо большее. Это ни больше ни меньше – гениальный альбом. И он заслуженно был отмечен публикациями в Pitchfork, Mixmag, The Guardian, Resident Advisor. При всем своем минимализме и схематичности, в нем так много свежих фактур, текстур, идей и настроений. И по послевкусию и остаточному состоянию звучит он как какая-нибудь пластинка Wings из 1970-х годов. Создали эту гениальную музыку Мэттью Макбрайер и Энди Фергюсон из города Белфаст с севера острова Ирландия. Может быть, это и есть продолжение тысячелетних ирландско-шотландских музыкальных традиций в современной форме? В глубине этих тем, в их самой сути, в кодирующих макромолекулах, в их ДНК, я слышу знакомые, родные движения и интонации Маккартни. А чем занимаются макромолекулы ДНК? Они обеспечивают хранение, передачу из поколения в поколение и реализацию генетической программы развития и функционирования живых организмов. Эти молодые диджеи из Белфаста годятся Полу Маккартни разве что во внуки, но их музыка – более чем достойное продолжение кельтских музыкальных традиций. И таких талантливых молодых людей на островах Великобритании и Ирландии очень много. Вот в такой музыке наверно и продолжится Пол Маккартни.

Вячеслав Аргенберг   26.06.2018 16:05     Заявить о нарушении
Кельтский транс – одинокий ребенок, брошенный всеми в пустом магазине игрушек, бродя среди полок, убивающий время, понимая, что взрослым не нужен. Он собрал уже тысячи разных секвенций, он распечатал все циклы и звенья, но он все еще ищет детали для пазлов, он все еще ходит по кругу...

Вячеслав Аргенберг   26.06.2018 16:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «Манипуляции культурой, ментальностью и языком» (Вячеслав Аргенберг)

Вот еще неплохая такая группка «Я тебя хочу», на пять миллионов подписчиков, с активным ядром в триста тысяч человек – специально для Владимира Владимировича помедитировать перед тем, как он нам опять что-то сладкое пропоет про «пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России».

Активную аудиторию всех перечисленных выше групп (с учетом пересечений) можно оценить как минимум в двадцать-тридцать миллионов человек. Это все школьники и студенты России. Задумайтесь – тридцать миллионов! В своей категории «от 12 до 30 лет» эта аудитория превышает аудиторию всех обычных средств массовой информации.

Еще наша исполнительная и законодательная власть любят рассказывать сказки о том, как они денно и нощно борются с детской порнографией. Но во «ВКонтакте» почти еженедельно создаются закрытые группы, рассчитанные на аудиторию в 12-16 лет, которые очень быстро, в течение нескольких дней, набирают по сто-двести-триста тысяч подписчиков. Тематика, названия и содержание этих групп – всякие вариации и обыгрывания на тему «школьницы», «шкодницы», «вписки», «шкуры», «разврат», «бухло», «вечеринки», «тверк от русской попки», «я голая, упала в лужу», «мама, я на вписке», «мама, я бухаю», «мама, я трахаюсь с тремя парнями на вечеринке», куда постится всякое дегенеративное декадентское содержание в основном с фотографиями детей в возрасте до 16 лет. Тематику этих групп нельзя строго оценить как порнографическую, однако они близки к таковой – и по влиянию на сознание детей могут оказывать эффект еще более сильный и сложный, чем чистая детская порнография. Там огромное количество непристойных обнаженных и полуобнаженных фотографий школьников в возрасте от 12 до 16 лет, в самых неудобных, непристойных, алкогольных, пошлых, и даже прямых сексуальных контекстах, с пошлыми заголовками и распущенными коннотациями. Эти группы имеют огромное влияние на формирующееся сознание детей и подростков, ввиду того, что многие фотографии в них являются непостановочными, настоящими, сделаны в России и Украине в реальных условиях, в современное время, на разных попойках, вечеринках, «вписках», на улице. То есть своей тематикой все эти группы явно рассчитаны на детей младше шестнадцати лет, их аудитория – определенно «до 16 и младше». Все это формирует ментальность школьных подписчиков таких групп, количество которых может достигать сотен тысяч.

Жаров А. А. на заседании рабочей группы Временной комиссии Совета Федерации «по защите госсуверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ» 1 ноября 2017 года рассказал нам, как они героически борются в детской порнографией в «Твиттере»: «Вот сегодня говорили про детскую порнографию. Мы мониторим «Твиттер», и на сегодняшний день там есть семь ссылок с детской порнографией. Мы переписываемся с «Твиттером». На удаление этих запрещенных аккаунтов уходят сутки, иногда несколько суток, но по букве закона мы должны блокировать социальную сеть мгновенно. В настоящий момент в сети «Твиттер» содержится неудаленных ссылок, которые попадают под понятие «экстремизм» – примерно 139. Они касаются исламского экстремизма. Мы переписываемся с Твиттером. Я уверен, что в ближайшие дни они будут удалены».

Надо же какая тщательность в работе. Какая самоотдача! Нашли целых семь ссылок с детской порнографией, и теперь наверно целым отделом под чутким руководством Александра Александровича самоотверженно переписываются с «Твиттером» об удалении этих семи ссылок. И еще целых сто тридцать девять ссылок про исламский экстремизм! Ну это просто катастрофа вселенского масштаба. Вот только эти семь ссылок смотрят, скорее всего, семь человек в день, или около того. А сколько миллионов российских школьников ежечасно смотрят полупорнографические, непристойные, алкогольные картинки и тексты из сотен стотысячных закрытых групп «ВКонтакте»? Об этом в Роскомнадзоре не задумываются?

И здесь вообще даже не упоминается обычная взрослая порнография, ибо взрослых порнографических групп во «ВКонтакте» – также сотни, и число подписчиков многих из них достигает сотен тысяч человек. Кажется, «ВКонтакте» сейчас является самым большим архивом бесплатной порнографии во всем мире. Подписаться на такую закрытую порнографическую группу ребенку ничего не стоит – туда принимают всех подряд.

Я не защищаю «Твиттер». Я хочу обратить внимание на весь тот ужас, что творится сейчас в нашем интернете. И на то, как ведомственные деятели, оторванные от жизни, сидят там наверху на разных заседаниях и собраниях, занимаются болтологией и пиар-говорильней на камеру, а реальных вещей происходящих в жизни общества не видят, сущностных вопросов – не решают.

«И вообще, уважаемые коллеги, обращаюсь, конечно, прежде всего к тем, кто работает в этой сфере, качественному образованию на русском языке необходимо придать глобальный характер. В целом речь должна идти о том, чтобы расширять присутствие России в мировом гуманитарном, информационном и культурном пространстве. Нам нужно опереться на богатство российской культуры. Россия принадлежала и принадлежит к тем странам, которые не только формируют свою собственную культурную повестку, но и оказывают влияние на всю мировою цивилизацию». – В. В. Путин, 2012.

Это не мы оказываем влияние на мировую цивилизацию, а на нас оказывают влияние. И даже не оказывают влияние, а прямо формируют. Мы никакого влияния ни на кого не сможем оказать, пока не увидим и не разберемся, как много невидимого влияния оказывают на нас.

Вячеслав Аргенберг   06.11.2017 17:00     Заявить о нарушении
Интересная статья общего социологического характера на эту тему: «Интернет-фактор в ценностном развитии молодежи России». Опубликовано в журнале «Вестник высшей школы», 2016/5. Автор – Надежда Захаренко Хвыля-Олинтер, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Вот некоторые тезисы оттуда:

«Интернет в современном мире становится важным фактором влияния на систему ценностей молодежи и формирования экстремистских установок. В статье анализируется влияние распространяемой в Интернете негативной информации на молодое поколение России. Показаны динамика роста интернет-аудитории и перспективы воздействия Интернета на ценностное состояние населения страны. Описаны риски распространения экстремистских установок среди молодежи с помощью социальных сетей. В статье рассматриваются возможные направления государственной деятельности по контролю над Интернетом и цензурирования распространяемой в глобальном сетевом пространстве информации».

«На сегодняшний день проблема заключается в том, что социализация молодежи проходит под влиянием новых факторов, которые практически невозможно цензурировать – это Интернет, социальные сети. Вектор их влияния зачастую становится самым непредсказуемым и может приводить к нежелательным последствиям, нивелируя усилия семьи, системы образования и государства. Для отечественной науки проблема роли Интернета в процессе социализации молодежи относительно нова. Системные исследования механизмов влияния Интернета на сознание и поведение людей встречаются довольно редко, что в свете быстрого увеличения численности интернет-аудитории и практической трудности цензурирования контента явно недостаточно с точки зрения сохранения безопасности страны. Очевидно, что оставаться в стороне от изучения этих процессов нашей науке нельзя. Но мало кто может ответить, опираясь на репрезентативные данные и эмпирические результаты, на следующие вопросы. Чем развитие Интернета может быть опасно для развития общества и поддержания государственной безопасности? Какие угрозы несут новые интернет-технологии молодому поколению? Изучение данных проблем сегодня крайне необходимо и актуально. Отсутствие такого рода разработок в современной российской науке при очевидной их актуальности объясняется объективной сложностью проведения междисциплинарных исследований высокого уровня».

«Актуальность анализа влияния сетевого пространства на молодое поколение определяется современными угрозами и вызовами в отношении национальной безопасности нашей страны. Известно, что Интернет-технологии широко и успешно используются в целях десуверенизации государств. Однако до сих пор в РФ нет общей системной методологии, раскрывающей механизмы целенаправленного использования Интернета в антигосударственных целях. Отчасти по этой причине и стратегия противодействия соответствующим угрозам выработана не была, хотя, если ориентироваться на новую принятую 31 декабря 2015 года Стратегию национальной безопасности России, такие разработки были бы ей абсолютно релевантны. Но сегодня уже есть основания утверждать, что Интернет становится настоящим оружием массового поражения, которому вполне под силу «расчеловечить» целое поколение, трансформировав его ценности и идеалы, причем сделать это довольно быстро и практически незаметно. Более того, именно на интернет делают ставку зарубежные идеологи «цветных» революций. На виртуальное пространство практически не распространяется цензура (в нашей стране она и вовсе Конституцией запрещена – см. п. 3 ст. 29), а работоспособных механизмов, которые на практике способны противостоять распространению в сетях негативной информации (аморальной, манипулятивной, лживой и т. д.) на сегодняшний день реально нет. Тем более что такую информацию умело маскируют под нечто совершенно обратное. Например, сайты, содержащие призывы к экстремизму, могут легко позиционироваться даже как патриотические ресурсы».

«Важный нюанс: разрушение традиционной системы ценностей – это не проблема отдельной социальной группы, например, возрастной, это проблема всего общества, страны в целом, вплоть до общемирового масштаба. Есть социологические исследования, показывающие, что 1990-е годы стали переломными с точки зрения морального климата в российском обществе. Население начало «звереть», его негативные характеристики стали преобладать над позитивными. Если отразить результаты замеров на графике, то получается крест, как будто в нас перечеркнули позитивное, доброе, нравственное. Обычно выражение «русский крест» принято употреблять для характеристики демографического кризиса – теперь же оно вполне правомерно и для описания ценностного состояния российского социума».

«Россия в сравнении с другими сопоставимыми странами явно отстает в области мониторинга содержания интернет-контента и установления ответственности провайдеров за предоставляемую аудитории информацию. К примеру, в Германии, Великобритании, Нидерландах и Канаде провайдерам законодательно вменена обязанность сообщать о сайтах с запрещенным и даже подозрительным контентом. В Швеции, Норвегии, Финляндии и Новой Зеландии работают специальные системы, позволяющие отфильтровывать негативное содержание текстов и предотвращать обращение к ним детей. Россия в деле защиты молодого поколения от негативного влияния Интернета на сегодняшний день сильно уступает западным странам».

«Государственная система нравственной цензуры в России отсутствует. В таких условиях обеспечить защиту молодежи от негативного влияния Интернета невозможно и система нравственности российского общества подвергается серьезной угрозе. Соответствующая функция фактически ложится только на родителей, которым данная обязанность вменяется Семейным кодексом РФ, гласящим, что они «обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей» (ст. 63 СК РФ). Конечно, никто таковые обязанность и право оспаривать не собирается. Но без активного участия государства в данном вопросе реализация этих обязанностей напоминает сражение с ветряными мельницами. Технические средства защиты детей от негативного интернет-контента, которые могут применять родители (например, «Родительский контроль»), как оказалось, мало помогают. По данным исследовательской компании McAfee 70% несовершеннолетних пользователей достаточно свободно умеют обходить установленные ограничения».

«Проблема сохранения нравственности в наши дни стоит крайне остро, особенно в связи с быстрым развитием информационных технологий, повсеместным распространением средств массовой информации и коммуникации. Без активной работы со стороны государства противостоять распространению экстремистских установок очень сложно».

Интересная статья, так же как интересный автор: в базе данных МГУ от этого автора зарегистрировано 36 статей, 30 книг, 10 докладов на конференциях, 7 тезисов-докладов, 24 НИР, 2 научных отчета, 1 награда, 1 диссертация, 2 дипломные работы, 14 учебных курсов, 48 выступлений в СМИ. Было бы хорошо, если бы наши социологи (вместе с психологами и лингвистами) проводили больше чисто практических изысканий на тему влияния интернета на детей и подростков, подробно анализировали конкретные крупные группы и форумы, приводили примеры негативного влияния, классифицировали все эти влияния, обобщали данные.

Вячеслав Аргенберг   06.11.2017 17:07   Заявить о нарушении
Рецензия на «Прогрессив- и техно-хаус - гипноз высокого порядка» (Вячеслав Аргенберг)

When I get to the bottom I go back to the top of the slide, and I stop and I turn and I go for a ride, and I get to the bottom and I see you again. Мы рассмотрели здесь преимущественно историю золотых 1990-х и 2000-х годов. Вопрос: а что сейчас на дворе? Что происходит в десятых годах? Что вообще есть на районе? Краткий ответ: все сошли с ума. Все смешалось в доме Облонских: «Жена узнала, что муж был в связи с бывшею в их доме француженкою-гувернанткой, и объявила мужу, что не может жить с ним в одном доме... Жена не выходила из своих комнат, мужа третий день не было дома. Дети бегали по всему дому как потерянные; англичанка поссорилась с экономкой и написала записку приятельнице, прося приискать ей новое место; повар ушел еще вчера со двора, во время обеда; черная кухарка и кучер просили расчета».

В начале десятилетия были в моде разные виды дип-хауса и минимала, потом дабстеп, а потом все смешалось, и никто уже ничего не понимает и не способен правильно отклассифицировать, оценить и определить. В клубной музыке наступило время постмодерна и тотальной эклектики. Все смешалось и намеренно смешивается в разных пропорциях. Попутно все воспроизводит само себя по сотому и тысячному разу, во всех возможных вариантах и реинкарнациях. Повсеместные заимствования. Не хватает новых идей. Все современное новое – это хорошо забытое или хорошо микшированное и мутированное совсем близкое старое. Хотя, надо сказать, иногда попадаются классные диски и выступления в чистой, более-менее рафинированной стилистике, с приятной ностальгической ноткой, с отсылом в золотой фонд прошлого.

Но это время пройдет. Ветер истории развеет и его, и ему придет что-то на смену. Может быть, будет ренессанс старых идей и стилей. Но вообще, кажется, все, что можно было открыть в этой музыкальной революции, которую принесла с собой электронная музыка за последние 30 лет – уже придумано, создано и открыто. Кажется, что все уже произошло. Хотя, скорее всего, это только кажется. Будущее – это все что остается. The future is all that remains.

«Музыка... Вы любите музыку? Я хочу спросить... Вы любите музыку, как люблю ее я? То есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому способна только пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Лучше сказать, вы можете не любить музыку больше всего на свете? Является она постоянным возбудителем ваших чувств, способным во всякое время, при любых обстоятельствах волновать, возбуждать их, как вздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии? Музыка – это храм, это подлинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, забываете о житейских отношениях! Здесь ваше холодное «я» исчезает, растворяется в пламенном эфире любви... Если вас мучает мысль о трудном подвиге вашей жизни и о слабости ваших сил, здесь вы ее забудете... Если когда-нибудь ваша душа жаждала любви и упоения, с музыкой это жажда вспыхнет в вас с новой неукротимой силой. Если когда-нибудь в ваших мечтах мелькал пленительный образ, забытый теперь вами, забытый как мечта несбыточная, с музыкой этот образ явится вновь, и вы увидите его глаза, устремленные на вас с тоской и любовью! Слушайте, слушайте музыку, живите и умрите с ней, если можете...» – потеряв ощущение времени, разразилась сентенцией маленькая девочка, прослушав новый микс в стиле прогрессив-хаус, вышедший на издательстве Bedrock.

Вячеслав Аргенберг   30.05.2017 12:19     Заявить о нарушении
После того как эта статья была опубликована в начале лета, ее перепечатали в нескольких группах «ВКонтакте», посвященных упомянутым в статье английским лейблам. Из двух групп «Renaissance», перейдя по ссылке, ее прочитало около 5000+ человек за пару дней, но proza.ru хотя и регистрирует всех читателей в реальном времени (откуда и были взяты эти данные), почему-то в финальном счетчике указывает только часть от всех зашедших посетителей (всего, кажется, засчитала около 1500), хотя читателей было точно больше пяти тысяч.

А один энтузиаст, разместив несколько параграфов из статьи прямо в своей музыкальной диджей-группе, прикрепил к сообщению все перечисленные в статье альбомы и компиляции. До чего дошел прогресс! До невиданных чудес. Опустился на глубины и поднялся до небес. Оказывается, все описанные здесь альбомы уже давно есть во «ВКонтакте», и чтобы их послушать не надо даже куда-то ходить и что-то качать, не то что покупать.

Кстати, почти все упомянутые издательства, кроме «Bedrock», уже закрыты или находятся в состоянии гибернации. Остались только люди, которые их развивали в свое время. И это хорошо. Потому что они таким образом консервируют в истории все самое лучшее что издавалось в определенные периоды времени, и сохраняют авторитетность и силу своего имени. Например, «Global Underground Ltd.» издает сейчас всякую фигню третьесортную, и такая деятельность не идет на пользу этому бренду и не добавляет авторитетности, а наоборот, разрушает накопленную во времени репутацию. Если ничего хорошего нет – так и не надо напрягаться, лучше закрыть лейбл и подождать лучших времен. Оно неодолимо взойдет – наше солнечное лучезарное завтра.

Некоторое время назад статья была немного дополнена (и приобрела окончательный вид), в первую очередь информацией о легендарном английском издательстве «Hooj Choons». Это самый ранний прогрессив-лейбл, с которого все и началось в 1991 году. Его называют «Bedrock»'ом 1990-х годов.

Имеет смысл также отдельно отметить маленький лондонский лейбл «Border Community», на котором в середине 2000-х издавались Джеймс Холден и Натан Фейк. Есть что-то особенное в этом независимом микролейбле. Никто сейчас не умеет так вертеть пластинки, как это удавалось им, в лондонских клубах в 2000-х годах.

А вообще, навечно вошли в историю и другие отличные издательства, например легендарный «Platipus» Саймона Берри («Art of Trance»). Хотя «Platipus» вполне заслужено считается трансовым лейблом (пожалуй, это вообще самый лучший и самый авторитетный транс-лейбл в мире), на нем выходило много чистых прогрессив-хаус-релизов, и просто тех, где трудно было определить – транс это, или хаус, или техно, но которые точно звучали как прогрессив. Послушайте, например, «Simon Berry – Tales Of The Unexpected, Chapter 2, 2006, Platipus». Как роскошно и современно звучит (особенно второй диск), не правда ли? Сколько в нем чистых эмоций, идей, настроений, движения, жизни, энергии, чувственного нагнетания. Это вечная классика, которая и через сто лет будет звучать современно. Вечное сияние чистого разума.

Можно еще послушать «Spooky – Tales Of The Unexpected 4, 2009, Platipus». Движется, может быть, не так разнопланово и не так нагнетающе, но все равно достаточно неумолимо. А вторая половина второго диска начинает звучать очень так задумчиво и сильно по-необерлински. Эта компиляция от еще одного заслуженного английского корифея всех времен и народов, Чарли Мэя, который вместе с Дигвидом и Сашей Коу продюсировал их эпохальные авторские альбомы, такие как Airdrawndagger (2002), Involver (2004), Xpander EP (1999), MMII (2002), а также многие компиляции из серии «Global Underground» в 1990-х и 2000-х годах.

В общем, все кто «в теме» – наряду с пятью упомянутыми в основной статье издательствами, имейте в виду и не забывайте еще одно, шестое, волшебное магическое имя: «Platipus». Вечное сияние чистого разума. Каждая молитва автоматически принимается, и каждое желание удовлетворяется и растворяется в небытие.

Слушать это все конечно надо на хорошей технике, которая способна одновременно «качать» тело и «раскачивать» душу, или как минимум в хороших наушниках. Сегодня будем танцевать до утра. Соседи и читатели, не спите! Сегодня танцы до утра.

Вячеслав Аргенберг   22.10.2017 00:08   Заявить о нарушении
Я хочу задокументировать здесь, что система дистрибуции клубной музыки в очередной раз полностью поменялась в последние три года. Нет больше знаменитых серий, прославленных компиляций, легендарных издательств, знаковых клубов, почти нет винила за пределами коллекционного. Все потеряло былые очертания, форму и выкройку и слилось в одну аморфную массу потокового вещания. Теперь все выкладывается в виде потоков на MixCloud и SoundCloud. A цифровые синглы все в одном месте на Beatport. Что-то можно найти на Bandcamp. Музыка полностью перешла в онлайн-формат.

Весной прошлого года как птица-феникс в третий раз восстал из пепла легендарный Renaissance Records и теперь не выпускает диски, а просто выкладывает миксы и синглы в SoundCloud, MixCloud и YouTube, но качество их порой поражает. Потрясающий отбор и потрясающее качество материала! Плюс интересные авторские путевые заметки и размышления на Facebook. Для меня Renaissance всегда стоял на самом верху, и двадцать лет назад, и сейчас они уверенно занимают первое место, безотносительно и совершенно очевидно. Ни Bedrock, ни Afterlife, ни Anjunadeep с ними не могут сравниться, а иных уж нет. Я считаю, что это не просто лучшее, что было и есть в мире Progressive/Deep/House/Techno и осмысленных танцев, но и эпохальное явление в мире музыки вообще, даже не столько электронной и танцевальной. Сейчас это звучит не так энергично-космично как десять и двадцать лет назад, более расслабленно и успокоено, но все равно интересно, может быть с меньшей энергетикой, но с хорошей погружающей атмосферой. Эмоции у современной музыки приземленные, несколько заторможенные, но накал эмпатии и эмоционального вовлечения не стихает.

Сейчас на Renaissance публикуется, конечно, много всего, и как уже замечено, современная мода диктует гравитацию к замедленному и камерному приземленному Deep, но есть и настоящий прогрессив, пусть несколько адаптированный к современному слушателю. Какое счастье, что мэтры не разучились складывать и миксовать настоящий прогрессив и иногда делают это даже лучше чем двадцать лет назад: настоящий английский прогрессив-хаус с налетом брейкса, который и раскачивает, и в космос атмосферно уносит. Все как надо... Правильные танцы навсегда! Уже сейчас есть компиляции огромной идейной и эмоциональной глубины с космическим звучанием от Dee Montero (Северная Ирландия), Yotto (Финляндия), Forgotten Notes (Швейцария), Fur Coat (Испания), Rob Hes (Нидерланды) и других, а дальше будет больше.

Нужно отдать должное, Джефф Оукс, Маркус Джеймс, вы гении правильных вкусов, пишете и создаете историю. Мы все теперь знаем, что реальность беззащитна перед нашим воображением. Пусть это счастье, начатое вами в 1992 году, и продолжаемое сейчас в 2021 году, никогда не кончается. А в следующем 2022 году настанет время справлять тридцатилетие. Мы опять, в очередной раз, живем в новом мире, и в новом мире дистрибуции, но дух качественной музыки, как и прежде, остается с нами. Может быть, когда-нибудь в будущем мы сможем вновь войти в космичную энергичность девяностых и двухтысячных, повторить их на новом витке развития? Давайте сделаем это? Найти потоки и представительства этого издательства в социальных сетях можно по запросу «Renaissance Recordings, London, UK».

Вячеслав Аргенберг   11.05.2021 14:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Прогрессив-транс, грусть, радость, торжественность» (Вячеслав Аргенберг)

Я долго думал какой трансовый альбом стоит выделить особо и порекомендовать для начального ознакомления в первую очередь. Пусть это будет «Judge Jules – Trance Nation Anthems, 2003, Ministry Of Sound». Очень удачная трехдисковая компиляция трансовых гимнов того времени, наверно самая лучшая и самая эмоциональная в серии «Trance Nation», и возможно одна из десяти самых лучших компиляций за всю историю прогрессив-транса вообще. Альбом был выпущен в удачное время – 2003 год, когда эта музыка уже достаточно вызрела и успела настояться, но еще не начала вырождаться.

Первые два диска отсылают нас по волнам памяти во все самое лучшее, что было издано в мире прогрессивной трансовой музыки за первые десять лет до 2003 года. Третий диск («Gone but not Forgotten») отдает должное преимущественно энергичной немецкой сцене начала и середины 1990-х с ее талантливыми и незабываемыми Jam & Spoon (Ролф Эллмер и Маркус Леффел), Humate (Гаррет Фрерих), Age of Love, Полом ван Дайком, Energy 52 (Пол Шмитц-Мурман) и другими бессмертными представителями этой сцены.

Альбом скомпилирован и мастерски сведен британским диджеем Джулиусом О'Райоданом (Джадж Джулз), выпущен на лондонском лейбле «Ministry Of Sound». Напоминает продукт английского транснационального чайного конгломерата с вечно туманных горных склонов Шри-Ланки (Германии и Голландии). Настоящее английское качество! Волшебный, жанроопределяющий, определяющий саму историю альбом.

***

Мне поступили сообщения от некоторых авторитетных товарищей, о том что, дескать, зря я совершенно незаслуженно обидел пси-транс и назвал его «интонационно бедным». Каюсь, друзья! Ошибка вышла. Называть пси-транс интонационно бедным неправильно. Это целый мир. За последние 30 лет накоплено много хорошего материала в этой области. Пусть он не такой популярный и не такой известный, но все равно достаточно глубокий и разнообразный, чтобы о нем писать отдельную статью. Хотя слушают эту музыку больше всего в Израиле, ее издательство размазано по всему миру. Много интересных авторов из Западной Европы, Скандинавии, Южной Америки, России. Я в принципе довольно хорошо разбираюсь в этой музыке, хотя и не являюсь особым ее фанатом. Нужно будет поведать о всех этих «фуллонах», «дневных», «ночных», «утренних», «темных», «лесных» и всех остальных гоа-плясках. В свое время я достаточно «наплясался» под эти полотна. В том числе и в самом Гоа. Недавно переслушал знаковые альбомы Cosmosis и Astral Projection... В первый раз я услышал их еще в девяностые.

Мне больше всего нравится то, что называется прогрессив-псай: это такая умелая мутация пси-транса и прогрессива. В нем энергетика псая совмещена с выраженным ощущением полета и движения прогрессива. Это ранние волшебные альбомы Яэля Шермана, Тристана Кука... В общем, ждите, друзья. Скоро включим радио Тель-Авив! Не оставим без внимания эту легендарную музыку.

Вячеслав Аргенберг   04.05.2017 12:31     Заявить о нарушении
Смысла описывать все пси-трансовое однообразное, что выходило на TIP, Suntrip, Dragonfly, Transient, Blue Room, Parvati, Trust in Trance с середины 1990-х нет – такое перечисление навеяло бы много скуки и сна. Но вот упомянуть и все-таки когда-нибудь описать раннюю эпоху чистого гоа-транса начала и середины 1990-х однозначно стоит. Это был уникальный момент зарождения трансовой культуры, время выхода ее на поверхность из чего-то неясного и еще размытого. Николас Барбер (Лондон, Великобритания) о раннем «аналоговом» гоа-трансе:

«Я уже не пишу такого типа трансовую музыку, что делал в начале девяностых, но я счастлив, что у меня появилась возможность вспомнить о тех временах. Оглядываясь на все это раннее наследие спустя двадцать пять лет, эти треки и альбомы напоминают о чем-то очень личном – о тех временах, когда музыка, дружба и смысл двигались вместе, в одном потоке эйфории, который заряжал нас всех на многие годы вперед и который, кажется, не иссяк до сих пор. Так странно сейчас вспоминать эти времена, когда интернета еще почти не существовало, ни у кого не было обычной электронной почты и даже мобильного телефона. И, все же, эта ранняя трансовая музыка предопределила и предвосхитила все будущее электронной музыки на много лет вперед. Тогда еще все звуки извлекались из железных аналоговых синтезаторов, пускались на микшерский пульт и записывались на аналоговые кассеты. У каждого музыканта-продюсера был свой набор аналоговых синтезаторов, и все это в музыкальном смысле давало очень индивидуальное звучание на выходе. Никаких цифровых аудио-файлов не было и в помине.

Но что мне вспоминается больше всего из того времени, так это радостное ощущение бесконечных и безграничных возможностей впереди, которое мы все разделяли. Было такое чувство, что ничего из происходящего не случалось раньше, что каждый день мог подарить что-то, что, возможно, никогда не было увидено, услышано или прочувствовано кем-либо из людей до этого момента. Было ощущение, что мы вместе творим историю. Конечно, тут можно поспорить, и это совершенно справедливо, что, возможно, мы и не создавали ничего такого сверхвыдающегося и революционного. Но все же, это были потрясающие ощущения вовлеченности! И с этими чувствами вовлеченности шло сильное чувство сопричастности и единения. Эта связь и сопричастность остаются со мной до сих пор, и я верю, что они никогда не исчезнут полностью. Я знаю, что по всему миру прямо сейчас множество людей испытывают подобные чувства, проживают свои жизни в таких же точно ощущениях, что испытывали мы, – но тогда, двадцать пять лет назад, была наша очередь жить и проживать эти чувства. И всем вам я передаю привет: тем, кто были там, вместе проводили дни и ночи».

Разве можно сказать лучше? Выразить яснее те универсальные чувства, что люди переживают, когда вспоминают свое прошлое? Музыкальный язык Николаса строится на сочном, квази-оркестровом звуке, который одновременно и сердечно-гармонично-мелодичный и восторженно-возвышенно-энергичный. В нем много энтузиазма и внимания к деталям. Музыка из тех времен, когда у каждого была своя собственная, уникальная аналоговая палитра. Просто удивительно, как спустя двадцать пять лет, энергия, заключенная в этой музыке, способна и продолжает двигать и глубоко трогать настоящих ценителей.

«В буднях великих строек, в веселом грохоте, в огнях и звонах, здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна ученых! Ты к тропикам, ты к полюсу лети родимая, необозримая, несокрушимая моя. Нам нет преград ни в море, ни на суше, нам не страшны ни льды, ни облака. Пламя души своей, знамя страны своей мы пронесем через миры и века. Нам ли стоять на месте? В своих дерзаниях всегда мы правы. Труд наш есть дело чести, есть дело доблести и подвиг славы. К станку ли ты склоняешься, в скалу ли ты врубаешься – мечта прекрасная, еще не ясная, уже зовет тебя вперед. Создан наш мир на славу, за годы сделаны дела столетий. Счастье берем по праву и жарко любим и поем как дети. И звезды наши алые сверкают небывалые над всеми странами и над всеми океанами».

Вячеслав Аргенберг   19.09.2019 20:48   Заявить о нарушении