Рецензия на «Прогрессив-транс, грусть, радость, торжественность» (Вячеслав Аргенберг)

Я долго думал какой трансовый альбом стоит выделить особо и порекомендовать для начального ознакомления в первую очередь. Пусть это будет «Judge Jules – Trance Nation Anthems, 2003, Ministry Of Sound». Очень удачная трехдисковая компиляция трансовых гимнов того времени, наверно самая лучшая и самая эмоциональная в серии «Trance Nation», и возможно одна из десяти самых лучших компиляций за всю историю прогрессив-транса вообще. Альбом был выпущен в удачное время – 2003 год, когда эта музыка уже достаточно вызрела и успела настояться, но еще не начала вырождаться.

Первые два диска отсылают нас по волнам памяти во все самое лучшее, что было издано в мире прогрессивной трансовой музыки за первые десять лет до 2003 года. Третий диск («Gone but not Forgotten») отдает должное преимущественно энергичной немецкой сцене начала и середины 1990-х с ее талантливыми и незабываемыми Jam & Spoon (Ролф Эллмер и Маркус Леффел), Humate (Гаррет Фрерих), Age of Love, Полом ван Дайком, Energy 52 (Пол Шмитц-Мурман) и другими бессмертными представителями этой сцены.

Альбом скомпилирован и мастерски сведен британским диджеем Джулиусом О'Райоданом (Джадж Джулз), выпущен на лондонском лейбле «Ministry Of Sound». Напоминает продукт английского транснационального чайного конгломерата с вечно туманных горных склонов Шри-Ланки (Германии и Голландии). Настоящее английское качество! Волшебный, жанроопределяющий, определяющий саму историю альбом.

***

Мне поступили сообщения от некоторых авторитетных товарищей, о том что, дескать, зря я совершенно незаслуженно обидел пси-транс и назвал его «интонационно бедным». Каюсь, друзья! Ошибка вышла. Называть пси-транс интонационно бедным неправильно. Это целый мир. За последние 30 лет накоплено много хорошего материала в этой области. Пусть он не такой популярный и не такой известный, но все равно достаточно глубокий и разнообразный, чтобы о нем писать отдельную статью. Хотя слушают эту музыку больше всего в Израиле, ее издательство размазано по всему миру. Много интересных авторов из Западной Европы, Скандинавии, Южной Америки, России. Я в принципе довольно хорошо разбираюсь в этой музыке, хотя и не являюсь особым ее фанатом. Нужно будет поведать о всех этих «фуллонах», «дневных», «ночных», «утренних», «темных», «лесных» и всех остальных гоа-плясках. В свое время я достаточно «наплясался» под эти полотна. В том числе и в самом Гоа. Недавно переслушал знаковые альбомы Cosmosis и Astral Projection... В первый раз я услышал их еще в девяностые.

Мне больше всего нравится то, что называется прогрессив-псай: это такая умелая мутация пси-транса и прогрессива. В нем энергетика псая совмещена с выраженным ощущением полета и движения прогрессива. Это ранние волшебные альбомы Яэля Шермана, Тристана Кука... В общем, ждите, друзья. Скоро включим радио Тель-Авив! Не оставим без внимания эту легендарную музыку.

Вячеслав Аргенберг   04.05.2017 12:31     Заявить о нарушении
Смысла описывать все пси-трансовое однообразное, что выходило на TIP, Suntrip, Dragonfly, Transient, Blue Room, Parvati, Trust in Trance с середины 1990-х нет – такое перечисление навеяло бы много скуки и сна. Но вот упомянуть и все-таки когда-нибудь описать раннюю эпоху чистого гоа-транса начала и середины 1990-х однозначно стоит. Это был уникальный момент зарождения трансовой культуры, время выхода ее на поверхность из чего-то неясного и еще размытого. Николас Барбер (Лондон, Великобритания) о раннем «аналоговом» гоа-трансе:

«Я уже не пишу такого типа трансовую музыку, что делал в начале девяностых, но я счастлив, что у меня появилась возможность вспомнить о тех временах. Оглядываясь на все это раннее наследие спустя двадцать пять лет, эти треки и альбомы напоминают о чем-то очень личном – о тех временах, когда музыка, дружба и смысл двигались вместе, в одном потоке эйфории, который заряжал нас всех на многие годы вперед и который, кажется, не иссяк до сих пор. Так странно сейчас вспоминать эти времена, когда интернета еще почти не существовало, ни у кого не было обычной электронной почты и даже мобильного телефона. И, все же, эта ранняя трансовая музыка предопределила и предвосхитила все будущее электронной музыки на много лет вперед. Тогда еще все звуки извлекались из железных аналоговых синтезаторов, пускались на микшерский пульт и записывались на аналоговые кассеты. У каждого музыканта-продюсера был свой набор аналоговых синтезаторов, и все это в музыкальном смысле давало очень индивидуальное звучание на выходе. Никаких цифровых аудио-файлов не было и в помине.

Но что мне вспоминается больше всего из того времени, так это радостное ощущение бесконечных и безграничных возможностей впереди, которое мы все разделяли. Было такое чувство, что ничего из происходящего не случалось раньше, что каждый день мог подарить что-то, что, возможно, никогда не было увидено, услышано или прочувствовано кем-либо из людей до этого момента. Было ощущение, что мы вместе творим историю. Конечно, тут можно поспорить, и это совершенно справедливо, что, возможно, мы и не создавали ничего такого сверхвыдающегося и революционного. Но все же, это были потрясающие ощущения вовлеченности! И с этими чувствами вовлеченности шло сильное чувство сопричастности и единения. Эта связь и сопричастность остаются со мной до сих пор, и я верю, что они никогда не исчезнут полностью. Я знаю, что по всему миру прямо сейчас множество людей испытывают подобные чувства, проживают свои жизни в таких же точно ощущениях, что испытывали мы, – но тогда, двадцать пять лет назад, была наша очередь жить и проживать эти чувства. И всем вам я передаю привет: тем, кто были там, вместе проводили дни и ночи».

Разве можно сказать лучше? Выразить яснее те универсальные чувства, что люди переживают, когда вспоминают свое прошлое? Музыкальный язык Николаса строится на сочном, квази-оркестровом звуке, который одновременно и сердечно-гармонично-мелодичный и восторженно-возвышенно-энергичный. В нем много энтузиазма и внимания к деталям. Музыка из тех времен, когда у каждого была своя собственная, уникальная аналоговая палитра. Просто удивительно, как спустя двадцать пять лет, энергия, заключенная в этой музыке, способна и продолжает двигать и глубоко трогать настоящих ценителей.

«В буднях великих строек, в веселом грохоте, в огнях и звонах, здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна ученых! Ты к тропикам, ты к полюсу лети родимая, необозримая, несокрушимая моя. Нам нет преград ни в море, ни на суше, нам не страшны ни льды, ни облака. Пламя души своей, знамя страны своей мы пронесем через миры и века. Нам ли стоять на месте? В своих дерзаниях всегда мы правы. Труд наш есть дело чести, есть дело доблести и подвиг славы. К станку ли ты склоняешься, в скалу ли ты врубаешься – мечта прекрасная, еще не ясная, уже зовет тебя вперед. Создан наш мир на славу, за годы сделаны дела столетий. Счастье берем по праву и жарко любим и поем как дети. И звезды наши алые сверкают небывалые над всеми странами и над всеми океанами».

Вячеслав Аргенберг   19.09.2019 20:48   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Вячеслав Аргенберг
Перейти к списку рецензий, написанных автором Вячеслав Аргенберг
Перейти к списку рецензий по разделу за 26.03.2017