Рецензия на «Вселенная транса бесконечна?» (Вячеслав Аргенберг)

Состояниям транса признаются в любви даже классики русской литературы. Вот как отзывается о «сне, полном напряжения» Константин Паустовский в «Книге скитаний» (1963), последней части из обширной автобиографии «Повесть о жизни», одного из самых главных его трудов: «Я завидую этим колоскам, потому что дни, недели и месяцы они стоят над морем немыми свидетелями жизни. И никто от них не требует обязательного выражения своих чувств. Мне даже кажется, что для них время движется медленнее, чем для нас, и они – неподвижные – видят мир спокойнее и лучше, чем мы. Что касается меня, то я всю жизнь переходил от непрерывной деятельности к жажде того состояния, когда «студеный ключ, играя по оврагу и погружая жизнь в какой-то смутный сон, лепечет мне таинственную сагу про мирный край, откуда льется он». Да, иной раз я хотел испытать хотя бы ничтожную долю состояния, когда погружаешься в какой-то смутный сон. Но я хорошо знал, что такое состояние только называется сном. На самом же деле оно наполнено плодоносным напряжением. Я завидовал колоскам. Перед ними медленно сменялись рассветы и полудни, вечерние зори, белое качание теплоходов в шумящих водных далях, лучи солнца, бьющие из-за туч, мелкая роса, похожая на светящуюся манну, и звезды, подобные большой росе. Перед этими ничтожными травинками все время проходили разные мгновения жизни в их подлинном великолепии». И дальше по тексту: «Я думаю, что мир в равной степени достоин медленного и плодотворного созерцания и разумного и мощного действия. Созерцание – одна из основ творчества и любви к земле, в первую очередь к своей, отечественной».

Я снова здесь в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный...

Хочется быть скромным, но не получается. Мой личный опыт прослушивания трансовой музыки и восприятия трансовых состояний таков, что он равноценен десяткам или даже сотням тысяч полностью совершенных зикров (дикров) – ни у одного живого суфия нет такого опыта. Я эффективно трансую с 1986 года. И, по всей видимости, сейчас нахожусь уже где-то за горизонтом событий изотропной бесконечности. Это началось еще в пионерском лагере «Утро» близ поселка Аше на берегу Черного моря. Была тогда такая страна – СССР – подобной мир не знает. В то время, в Вагаторе и Анджуне, Тель-Авиве и Лондоне еще никто не трансовал – только планировали начать, – чтобы от нас, активных советских пионеров, не отставать. Правда, в Детройте и Чикаго уже немного притрансовывали к тому времени. Американская фирма Transceptor Technologies из штата Мичиган уже в начале 1980-х приступила к производству компьютеров «Персональный спутник». Сколько таких людей есть на планете Земля – непрерывно трансующих и танцующих с 1986 года? Может быть, сотни или тысячи. А сколько из них таких, которые за всю свою жизнь не употребляли никаких наркотиков, кроме: чая, периодически – кофе и алкоголя, и совсем редко – никотина и газированных «энергетических» напитков с сахаром, кофеином, таурином, гуараной, витаминами группы B? Если есть хоть один такой человек на планете Земля, напиши мне в редакцию – так чтобы мы, две возможные копии, не чувствовали себя одиноко в этом мире. Так чтобы я знал, что я не один во Вселенной.

Под водой, глубоко, я сижу, не вижу света,
Подо мной ничего кроме бездны темной нету,
Проведу я рукой – листья с бликами играют,
Я совсем неземной – я глубоко, я это знаю.

Над землей, высоко, я лечу навстречу ветру,
Надо мной далеко вижу я свою планету,
Проведу я рукой – миллиарды звезд мелькают,
Я совсем неземной – я высоко, я это знаю!

Почему тема подобий, повторений и циклов неразрывно связана с устройством Вселенной? Потому что возможная бесконечность Вселенной дает много проблем в современных космологических теориях устройства мироздания. Вероятно, Вселенная не бесконечна в прямом смысле этого слова, а «фрактально-бесконечна» или «вложенно-бесконечна». Она бесконечна внутри множества самоподобий. Мы вообще не можем сколько либо серьезно обсуждать бесконечность, конечность или замкнутость Вселенной в отрыве от изучения и принятия во внимание целого ряда струнных теорий, появившихся в последние пятьдесят лет, которые обобщают видимое четырехмерное пространство-время до одиннадцатимерного. Как можно рассуждать о бесконечности Вселенной, если мы точно даже не знаем число измерений в ней? Ответы на вопросы о крупномасштабной структуре Вселенной могут содержаться в тайнах ее микромира – в свернутых измерениях.

Во Вселенной есть разные виды повторений, есть, например, вложенная повторяемость, но насколько она бесконечна? Если Вселенная действительно бесконечна, то, удаляясь, можно, в конце концов, найти место с точной копией своего исходного положения. И чем дальше, тем больше таких дубликатов. А найти копию себя – это самое странное, что может произойти в бесконечной Вселенной. Правда, это противоречие можно снять существованием горизонтов событий – горизонтом событий прошлого и горизонтом событий будущего. Горизонт событий будущего отделяет события, о которых можно что-либо узнать, от событий, о которых узнать ничего нельзя. Объекты, направленные к горизонту событий, никогда не пересекают его с точки зрения отправляющего наблюдателя. Все это намекает на фрактальность Вселенной. Видимая бесконечность может обернуться фрактальной замкнутостью – внутренней проекцией какой-то обобщенной многомерной структуры.

Есть индуктивно-логические космологические гипотезы, согласно которым Вселенная является фракталом с бесконечной вложенностью и повторяемостью всех процессов и структур внутри себя. Фрактал в математике – это множество, обладающее свойством самоподобия, рекурсивный объект, в точности или приближенно совпадающий с частью самого себя, где целое имеет ту же форму, что и одна или более из его частей. Как можно объединить возможную фрактальную повторяемость Вселенной и ее бесконечность? И как соединить это с теорией множественных вселенных? Мультивселенная относительно параллельных вселенных тоже может иметь свойства фрактала. В России фрактальный подход к анализу крупномасштабной структуры Вселенной развивал космолог Юрий Барышев.

В 1975 году Бенуа Мандельброт, создатель математической теории простых рекурентных самоподобных множеств, опубликовал работу «Фрактальная геометрия природы», в которой сформулировал теорию сложных геометрических фигур, обладающих свойством самоподобия. Многие объекты и процессы в наблюдаемом нами мире обладают свойствами фрактала: береговые линии, горные цепи, облака, молнии, пламя, кроны и кора деревьев, плоды и цветки некоторых растений, снежинки, система кровообращения, бронхиальная система альвеол в легких. В теории хаоса, описывающей поведение систем, подверженных влиянию динамического и детерминированного хаоса, фракталы тоже имеют большое значение, потому как графы многих хаотических процессов имеют форму самоподобных, рекурсивно повторяемых фрактальных структур.

Как писал Феликс Цицин в статье «Фрактальная Вселенная» (1997): «Древо – суть и символ глубинных связей между причинами и следствиями, корнями и кроной, тем, что возникает из небытия, и тем, к чему устремлено развитие. Ветвление – частный, но чрезвычайно типичный случай отсутствия непрерывности и целочисленности, присутствия дискретности, квантованности при сохранении подобия на всех масштабах – в пространстве и во времени. Древо – универсальный образ для самых разнообразных процессов, способ, коим ткется пространственное лоно Вселенной, выражение единства и целесообразности всего сотворенного в мире. Такие дробные свойства Вселенной, именуемые фрактальными, стали серьезно обсуждаться в науке лишь последние пятнадцать лет, поколебав тем самым пятидесятилетнее господство классической релятивистской космологии».

Вячеслав Аргенберг   08.11.2018 16:16     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Вячеслав Аргенберг
Перейти к списку рецензий, написанных автором Вячеслав Аргенберг
Перейти к списку рецензий по разделу за 01.11.2018