Рецензия на «Прогрессив- и техно-хаус - гипноз высокого порядка» (Вячеслав Аргенберг)

When I get to the bottom I go back to the top of the slide, and I stop and I turn and I go for a ride, and I get to the bottom and I see you again. Мы рассмотрели здесь преимущественно историю золотых 1990-х и 2000-х годов. Вопрос: а что сейчас на дворе? Что происходит в десятых годах? Что вообще есть на районе? Краткий ответ: все сошли с ума. Все смешалось в доме Облонских: «Жена узнала, что муж был в связи с бывшею в их доме француженкою-гувернанткой, и объявила мужу, что не может жить с ним в одном доме... Жена не выходила из своих комнат, мужа третий день не было дома. Дети бегали по всему дому как потерянные; англичанка поссорилась с экономкой и написала записку приятельнице, прося приискать ей новое место; повар ушел еще вчера со двора, во время обеда; черная кухарка и кучер просили расчета».

В начале десятилетия были в моде разные виды дип-хауса и минимала, потом дабстеп, а потом все смешалось, и никто уже ничего не понимает и не способен правильно отклассифицировать, оценить и определить. В клубной музыке наступило время постмодерна и тотальной эклектики. Все смешалось и намеренно смешивается в разных пропорциях. Попутно все воспроизводит само себя по сотому и тысячному разу, во всех возможных вариантах и реинкарнациях. Повсеместные заимствования. Не хватает новых идей. Все современное новое – это хорошо забытое или хорошо микшированное и мутированное совсем близкое старое. Хотя, надо сказать, иногда попадаются классные диски и выступления в чистой, более-менее рафинированной стилистике, с приятной ностальгической ноткой, с отсылом в золотой фонд прошлого.

Но это время пройдет. Ветер истории развеет и его, и ему придет что-то на смену. Может быть, будет ренессанс старых идей и стилей. Но вообще, кажется, все, что можно было открыть в этой музыкальной революции, которую принесла с собой электронная музыка за последние 30 лет – уже придумано, создано и открыто. Кажется, что все уже произошло. Хотя, скорее всего, это только кажется. Будущее – это все что остается. The future is all that remains.

«Музыка... Вы любите музыку? Я хочу спросить... Вы любите музыку, как люблю ее я? То есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому способна только пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Лучше сказать, вы можете не любить музыку больше всего на свете? Является она постоянным возбудителем ваших чувств, способным во всякое время, при любых обстоятельствах волновать, возбуждать их, как вздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии? Музыка – это храм, это подлинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, забываете о житейских отношениях! Здесь ваше холодное «я» исчезает, растворяется в пламенном эфире любви... Если вас мучает мысль о трудном подвиге вашей жизни и о слабости ваших сил, здесь вы ее забудете... Если когда-нибудь ваша душа жаждала любви и упоения, с музыкой это жажда вспыхнет в вас с новой неукротимой силой. Если когда-нибудь в ваших мечтах мелькал пленительный образ, забытый теперь вами, забытый как мечта несбыточная, с музыкой этот образ явится вновь, и вы увидите его глаза, устремленные на вас с тоской и любовью! Слушайте, слушайте музыку, живите и умрите с ней, если можете...» – потеряв ощущение времени, разразилась сентенцией маленькая девочка, прослушав новый микс в стиле прогрессив-хаус, вышедший на издательстве Bedrock.

Вячеслав Аргенберг   30.05.2017 12:19     Заявить о нарушении
После того как эта статья была опубликована в начале лета, ее перепечатали в нескольких группах «ВКонтакте», посвященных упомянутым в статье английским лейблам. Из двух групп «Renaissance», перейдя по ссылке, ее прочитало около 5000+ человек за пару дней, но proza.ru хотя и регистрирует всех читателей в реальном времени (откуда и были взяты эти данные), почему-то в финальном счетчике указывает только часть от всех зашедших посетителей (всего, кажется, засчитала около 1500), хотя читателей было точно больше пяти тысяч.

А один энтузиаст, разместив несколько параграфов из статьи прямо в своей музыкальной диджей-группе, прикрепил к сообщению все перечисленные в статье альбомы и компиляции. До чего дошел прогресс! До невиданных чудес. Опустился на глубины и поднялся до небес. Оказывается, все описанные здесь альбомы уже давно есть во «ВКонтакте», и чтобы их послушать не надо даже куда-то ходить и что-то качать, не то что покупать.

Кстати, почти все упомянутые издательства, кроме «Bedrock», уже закрыты или находятся в состоянии гибернации. Остались только люди, которые их развивали в свое время. И это хорошо. Потому что они таким образом консервируют в истории все самое лучшее что издавалось в определенные периоды времени, и сохраняют авторитетность и силу своего имени. Например, «Global Underground Ltd.» издает сейчас всякую фигню третьесортную, и такая деятельность не идет на пользу этому бренду и не добавляет авторитетности, а наоборот, разрушает накопленную во времени репутацию. Если ничего хорошего нет – так и не надо напрягаться, лучше закрыть лейбл и подождать лучших времен. Оно неодолимо взойдет – наше солнечное лучезарное завтра.

Некоторое время назад статья была немного дополнена (и приобрела окончательный вид), в первую очередь информацией о легендарном английском издательстве «Hooj Choons». Это самый ранний прогрессив-лейбл, с которого все и началось в 1991 году. Его называют «Bedrock»'ом 1990-х годов.

Имеет смысл также отдельно отметить маленький лондонский лейбл «Border Community», на котором в середине 2000-х издавались Джеймс Холден и Натан Фейк. Есть что-то особенное в этом независимом микролейбле. Никто сейчас не умеет так вертеть пластинки, как это удавалось им, в лондонских клубах в 2000-х годах.

А вообще, навечно вошли в историю и другие отличные издательства, например легендарный «Platipus» Саймона Берри («Art of Trance»). Хотя «Platipus» вполне заслужено считается трансовым лейблом (пожалуй, это вообще самый лучший и самый авторитетный транс-лейбл в мире), на нем выходило много чистых прогрессив-хаус-релизов, и просто тех, где трудно было определить – транс это, или хаус, или техно, но которые точно звучали как прогрессив. Послушайте, например, «Simon Berry – Tales Of The Unexpected, Chapter 2, 2006, Platipus». Как роскошно и современно звучит (особенно второй диск), не правда ли? Сколько в нем чистых эмоций, идей, настроений, движения, жизни, энергии, чувственного нагнетания. Это вечная классика, которая и через сто лет будет звучать современно. Вечное сияние чистого разума.

Можно еще послушать «Spooky – Tales Of The Unexpected 4, 2009, Platipus». Движется, может быть, не так разнопланово и не так нагнетающе, но все равно достаточно неумолимо. А вторая половина второго диска начинает звучать очень так задумчиво и сильно по-необерлински. Эта компиляция от еще одного заслуженного английского корифея всех времен и народов, Чарли Мэя, который вместе с Дигвидом и Сашей Коу продюсировал их эпохальные авторские альбомы, такие как Airdrawndagger (2002), Involver (2004), Xpander EP (1999), MMII (2002), а также многие компиляции из серии «Global Underground» в 1990-х и 2000-х годах.

В общем, все кто «в теме» – наряду с пятью упомянутыми в основной статье издательствами, имейте в виду и не забывайте еще одно, шестое, волшебное магическое имя: «Platipus». Вечное сияние чистого разума. Каждая молитва автоматически принимается, и каждое желание удовлетворяется и растворяется в небытие.

Слушать это все конечно надо на хорошей технике, которая способна одновременно «качать» тело и «раскачивать» душу, или как минимум в хороших наушниках. Сегодня будем танцевать до утра. Соседи и читатели, не спите! Сегодня танцы до утра.

Вячеслав Аргенберг   22.10.2017 00:08   Заявить о нарушении
Я хочу задокументировать здесь, что система дистрибуции клубной музыки в очередной раз полностью поменялась в последние три года. Нет больше знаменитых серий, прославленных компиляций, легендарных издательств, знаковых клубов, почти нет винила за пределами коллекционного. Все потеряло былые очертания, форму и выкройку и слилось в одну аморфную массу потокового вещания. Теперь все выкладывается в виде потоков на MixCloud и SoundCloud. A цифровые синглы все в одном месте на Beatport. Что-то можно найти на Bandcamp. Музыка полностью перешла в онлайн-формат.

Весной прошлого года как птица-феникс в третий раз восстал из пепла легендарный Renaissance Records и теперь не выпускает диски, а просто выкладывает миксы и синглы в SoundCloud, MixCloud и YouTube, но качество их порой поражает. Потрясающий отбор и потрясающее качество материала! Плюс интересные авторские путевые заметки и размышления на Facebook. Для меня Renaissance всегда стоял на самом верху, и двадцать лет назад, и сейчас они уверенно занимают первое место, безотносительно и совершенно очевидно. Ни Bedrock, ни Afterlife, ни Anjunadeep с ними не могут сравниться, а иных уж нет. Я считаю, что это не просто лучшее, что было и есть в мире Progressive/Deep/House/Techno и осмысленных танцев, но и эпохальное явление в мире музыки вообще, даже не столько электронной и танцевальной. Сейчас это звучит не так энергично-космично как десять и двадцать лет назад, более расслабленно и успокоено, но все равно интересно, может быть с меньшей энергетикой, но с хорошей погружающей атмосферой. Эмоции у современной музыки приземленные, несколько заторможенные, но накал эмпатии и эмоционального вовлечения не стихает.

Сейчас на Renaissance публикуется, конечно, много всего, и как уже замечено, современная мода диктует гравитацию к замедленному и камерному приземленному Deep, но есть и настоящий прогрессив, пусть несколько адаптированный к современному слушателю. Какое счастье, что мэтры не разучились складывать и миксовать настоящий прогрессив и иногда делают это даже лучше чем двадцать лет назад: настоящий английский прогрессив-хаус с налетом брейкса, который и раскачивает, и в космос атмосферно уносит. Все как надо... Правильные танцы навсегда! Уже сейчас есть компиляции огромной идейной и эмоциональной глубины с космическим звучанием от Dee Montero (Северная Ирландия), Yotto (Финляндия), Forgotten Notes (Швейцария), Fur Coat (Испания), Rob Hes (Нидерланды) и других, а дальше будет больше.

Нужно отдать должное, Джефф Оукс, Маркус Джеймс, вы гении правильных вкусов, пишете и создаете историю. Мы все теперь знаем, что реальность беззащитна перед нашим воображением. Пусть это счастье, начатое вами в 1992 году, и продолжаемое сейчас в 2021 году, никогда не кончается. А в следующем 2022 году настанет время справлять тридцатилетие. Мы опять, в очередной раз, живем в новом мире, и в новом мире дистрибуции, но дух качественной музыки, как и прежде, остается с нами. Может быть, когда-нибудь в будущем мы сможем вновь войти в космичную энергичность девяностых и двухтысячных, повторить их на новом витке развития? Давайте сделаем это? Найти потоки и представительства этого издательства в социальных сетях можно по запросу «Renaissance Recordings, London, UK».

Вячеслав Аргенберг   11.05.2021 14:46   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Вячеслав Аргенберг
Перейти к списку рецензий, написанных автором Вячеслав Аргенберг
Перейти к списку рецензий по разделу за 30.05.2017