Что мне нравится в Швейцарии

Алишер Таксанов: литературный дневник

Каждое утро, возвращаясь с ночной службы, я перед сном читаю новости, в частности, по Узбекистану. Вот и сейчас прочитал: "Нацгвардия сообщила, что каждый день в школы возвращается 30 тысяч детей, пропускавших занятия... Правоохранительные органы выявили хищение почти на 1 млрд сумов при покупке компьютеров для школ в Узбекистане... Узбекистан создаст Компанию по развитию торговли... Антикоррупционное агентство изучает информацию о покупке хокимом Ангорского района Сурхандарьи автомобиля Captiva-5 за счёт средств «женской тетради»... Два учителя школы получили выговор после жалобы родительницы на низкий уровень знаний... В каждой образовательной школе по всей республике, начиная с 9-го класса, будут организованы военно-патриотические классы..."


Читая это, я все больше убеждался, что судьба сделала мне подарок, предоставив возможность жить в Швейцарии. Потому что все эти новостные события для меня кажутся дикими и уже непонятными, хотя прошло 18 лет, как я покинул Узбекистан. Видимо, срок достаточный, чтобы изменить свое мироощущение.
Итак, напишу, исходя из вышепрочитанного, что мне нравится в Швейцарии:


1. У чиновников нет служебных автомобилей и нет, естественно, шоферов, сидящих на госзарплате, чтобы развозить начальство. Чиновники, включая министров или мэров, парламентариев или шефов разных мастей, приезжают на работу на общественном транспорте или исключительно на личном. Если по роду деятельности им необходимо куда-то выезжать, то им оплачивается бензин, исходя из расстояния до объекта.
А чиновник может за собственный счет купить любую машину - представительского или спортивного класса - никого это не волнует, ибо деньги человек тратит свои, а не государственные.
У чиновников нет охраны. Здания министерств и ведомств, гемайнде (орган самоуправления) не охраняются, любой может войти в рабочие часы, получить обслуживание в департаментах. Можно договорится о приеме с руководителем, и он обязательно примет. Если нужен письменный ответ, то вы его обязательно получите.


2. Дети обязаны ходить в школу и неявка без уважительных причин может создать прецедент, когда у родителей могут забрать ребенка за ненадлежащее воспитание. Но полиция не контролирует походы школьников, ибо это не входит в обязанность правоохранительных органов. Полиция занята своим делом, а не воспитательным процессом.
В Узбекистане, насколько я помню, при Опорном пункте милиции создавались кружки рисования, кройки и шитья, бухгатерские курсы, баскетбольные команды, то есть всякая всячина, что не является профессиональной работой полицейских. И чем больше такой ерунды, тем круче считался ОПМ. Для швейцарцев такое - дикость!


3. Дети в школу ходят без принуждения, они просто понимают, что это их обязанность. Не существует школьной одежды или причесок, но опрятность соблюдать необходимо. Использование смартфонов запрещено в младших классах, в старших разрешено по необходимости работать с информацией. Но у младшеклассников имеются смарт-часы, в которых есть видео, фото, игры и возможность связаться с родителями по сотовой связи.
Во время занятий дети чувствуют себя свободно, могут вставать и ходить по классу, спрашивать учителей, поработать с товарищами в группе или в паре. Но тесты все делают самостоятельно и никто не списывает у другого.
В классе по 15-20 человек, и по два учителя (иногда и три), и поэтому все дети всегда под контролем и вниманием. Отсюда хорошая успеваемость и знания. Учителя - высокооплачиваемые профессии в Швейцарии: учитель в детском саду получает от $6500, учитель в школе - от $7500, учителя в профшколах, гимназиях - до $13500 в месяц. Поэтому нет безграмотных педагогов. Все они обязаны знать в совершенстве два государственных языка и английский.
Закупки оборудования, ремонт школы - все открыто для любого человека. Можно зайти в гемайнде и потребовать финансовые документы - вам их предоставят, чтобы вы убедились в отсутствии коррупционной составляющей.


4. Полиция не занимается несвойственной ей работе. Экономическими преступлениями занимаются фискальные органы, прокуратура. Прописка, регистрация, выдача паспортов - не полицейская работа, это все делается в местных органах самоуправления.
Можно прогуляться по городу и не увидеть полицейского. Потому что полиция занята сугубо криминальными делами: убийства, разбой, грабежи, правопорядок при массовых мероприятиях. Охрана общественного порядка на транспорте, в зданиях, на вокзалах и аэропортах, регулирование дорожного движения, охрана объектов - все это выполняют секьюрити (в Узбекистане этим занимается Нацгвардия). Сопротивление полиции или секьюрити - это событие, имеющие последствия для гражданина. Но и злоупотребление властью - это серьезное последствие для сотрудника. Все дела такого рода проходят транспарентно, иногда освещается в прессе.


5. В школах нет политических предметов или курсов по военному обучению, потому что это не обязанность школы готовить солдат или политиков. Нет уроков по экономике, так как такие профессии изучаются в специальных заведениях. Школа - общеобразовательная, здесь читают предметы: история, география, биология, химия, физика, математика, языки (включая литературу), спорт, музыка/танцы. Плавание является обязательным предметом, и в большинстве школ есть бассейны (а если нет, то учеников водят в общественные бассейны, которых в городе много).
Нет уроков по знанию Конституции, изучение работ руководства страны и прочее, чем отмечены все страны с деспотическими режимами.
Детей часто водят в экскурии в музеи, нацпарки, возят в другие страны, в зимние и летние спортивные лагеря, где они обучаются разным видам спорта (например, лыжам, сноубордам, конькам, роликам).


6. Служба в армии имеет милицейских характер: призыв на полгода или год, и последущие годы сборы на 3 недели. После службы солдат забирает с собой оружие домой и хранит там как частную собственность (после смерти она остается в ведении семьи). Поэтому Швейцария - самая вооруженная страна в мире. Парни могут служить в воинских частях или в частях гражданской обороны, или альтернативная служба (медицина, дом престарелых, миграционные центры). Во время службы солдат получает зарплату - 1200 франков ($1300) в месяц. Если до призыва он работал, то по месту работы ему начисляется 50% зарплаты.
Служба: 5 дней в казарме, 2 дня - дома. Можно одновременно учиться. Сын моего друга Артуро - Айрам учился менеджменту и праву в области фармакологии в спецшколе, и одновременно проходил службу в спецназе.
Военную подготовку человек получает в армии, а не в школе. Патриотизм вообще не преподается, так как это чувство воспитывается родителями и окружающими как само собой разумеющееся. Никто не поет гимн в школах или на работе. Флаги реют всегда, причем можно и в своей квартире развешивать.
Служба для женщин - по желанию. Можно получить профессию второго пилота вертолета, снайпера, водителя БМП, военного сантира, службы снабжения и ремонта и т.д. После службы женщин охотно берут в полицию, в пограничники, в таможню.


7. Государственные службы сведены к минимуму. Здесь нет лишних комитетов, комиссий, компаний. В стране всего 7 министров и 1 технический секретарь. На один год один из министров становится президентом Швейцарии. Поэтому нет непотизма, захвата власти, никто не заставляет народ цитировать речь руководителей или писать по ним диссертации. В большинстве своем люди и не знают, кто сейчас президент или министр - все работает так слажено, что нет нужды учить имена чиновников.
Компания по продвижению экспорта, что создается в Узбекистане, в Швейцарии в тот же день была бы расформирована: здесь не держат на госбюджете структуры, призванных содействовать коммерции. Бизнесмены сами все решают, главное, чтобы работали законы и были независимые суды. Конечно, есть антикоррупционные структуры, но самое главное - к борьбе привлекают СМИ, общественность, партии, движения. Поэтому иногда бывают громкие разоблачения, и никто это не пытается спрятать.


8. В стране используются аусвайсы - Идентификационные карты с чипом. С ним можно ездить по всей Европе на автобусе, ж/д транспорте. Паспорт используется для вылета из аэропорта и в другие страны. Нужно всегда при себе иметь аусвайс, включая подростку от 16 лет. Но аусвайсы выдают на ребенка в возрасте 1 года, его предъявляешь по месту требования (оформление документов, при миграционной проверке и т.д.).


9. Школы делятся на примар-шуле (1-5 классы) и секундар-шуле (6-9 классы). В секундар-шуле классы делятся на "А" (отличники), "В" - хорошисты, "С" - троечники. Переток между классами бывает часто. Из "А" класса идут обычно в гимназию, из "В" - в спецшколу. Из "С" стараются получить рабочую профессию, и это самое лучшее, что я могу себе представить. Потому что Швейцарию сильной делают не банкиры и менеджеры, а электрики, автомеханики, строители, слесаря.
Десятый класс - это для тех, кто не поступил в гимназию или среднюю спецшколу (фахмиттлшуле), или не нашел место учебное место по профессии. Из гимназии можно поступить в университет, из спецшколы - в институт, дипломы все одни - бакалавр и магистр, просто профессии различаются. Моя старшая дочь Азиза проучилась в 10-м классе, потом поступила в фахмиттлшуле, после чего сделала годовую практику, поступила в Цюрихскую высшую школу прикладных наук и получила диплом бакалавра экономики и права. Сейчас учится в Люцерне, в университете в магистратуре права.
Самое лучшее - это получить учебное место. Например, моя вторая дочь Зарина получила место в клинике кантона Сант-Галлен, где работала медсестрой и одновременно училась на медсестру. Совмещение теории и практики. Получала зарплату и стипендию. После трехгодичной учебы - диплом медсестры (кранкеншвестер). Потом трехгодичные курсы высшей квалификации - специализированная медсестра (гезундфахфрау). Еще два годы учебы в вузе - и диплом бакалавра сестринского дела.
Учебное место - это гарантированная профессия и хорошая зарплата. Медсестра получает от 3500 франков до 4500 в месяц, гезендфахфрау - от 6500 франков, бакалавр - от 7500 франков. Чем выше квалификация, тем больше зарплата. Хорошая зарплата у аптекарей.


10. Дороги. Я бы их поделил: отличные (автобаны и региональные) - там скорости от 80 до 120 км в час; хорошие - городские, удовлетворительные (иногда тоже городские). Выбоин нет, но иногда есть трещины, и если ты едешь на электросамокате, то их ощущаешь. Освещение всегда имеется на дорогах.
Ж\д -транспорт - развит в стране. Можно не иметь автомобиль, до любой точки в стране легче добраться на поезде/электричке. Поезда скоростные - до 300 км в час, есть двухэтажные, длина состава обычно - до 250 метров, там тысячи пассажиров (охрану порядка в них осуществляет моя служба секьюрити).


11. Чего боятся мужчины - это обвинений в сексуальном домогательстве. Поэтому никаких сальных анекдотов, флирта, ухаживаний по месту работы. Иначе можно получить пинок под зад с работы и плюс судебное преследование. Никаких слетен и шушуканий - это тоже уголовное дело, вмешательство в частную жизнь запрещена. Нет никому никакого дела до твоей сексуальной ориентации, семейной жизни, болезней и прочего.


12. Нищих в стране нет. Минимальная зарплата позволяет жить достойно. Есть социально деградированные люди (психически больные, инвалиды), но они получают пособие на жизнь, им государство оплачивает медстраховку и жилье. Запрещено ночевать на улице и просить милостыню. В одном доме могут жить люди с обычным достатоком и миллионеры. Нет трущеб. Нет этнических кварталов. Этническими могут быть магазины и рестораны: китайские, африканские, турецкие, итальянские.



Другие статьи в литературном дневнике: