Хранитель капиталов, ч. 1

Алишер Таксанов: литературный дневник

Итак, на экономическом пространстве Узбекистана засияла новая бизнес-звезда - Данияр Камилов, доктор экономических наук, гражданин России и сын бывшего министра иностранных дел Узбекистана и в настоящем заместителя секретаря Совета безопасности при президенте Абдулазиза Камилова (Хафизыч), тоже гражданина России с московской пропиской. Эти две персоны имеют прямое отношение к бывшему боссу республики - Шарафу Рашидову (первому секретарю ЦК Компартии) и входят в большой клан Рашидовых. Они являются хранителями не только семейных капиталов, но и чужих, в особенности российских олигархов. Так уж сложились реалии.


Так вот, в июне 2021 года компания Metropol Group, учредителем которой является Данияр Камилов, приватизировала бывшее здание СНБ на «Бродвее» в Ташкенте за 210 млрд. сумов. Здание начали сносить, так как планируется строительство гостиничного комплекса площадью около 130 тыс. кв. м; в нём "расположатся общественные пространства, торговые зоны, кинотеатр, офисы, апартаменты, многоуровневая подземная парковка, конференц-залы и переговорные комнаты". Сам отель будет в 22 этажа и площадью более 27 тыс. кв. м, фонд расчитан на 164 номера, включая президентские люксы и апартаменты. Стоимость комплекса оценивается в $100 млн. Известно, что компания Radisson Hotel Group подписала соглашение с Metropol Group об открытии отеля премиум-класса Radisson Collection Hotel Tashkent.


Что это означает?


1. Данияр Камилов не занимался туризмом и гостиничных хозяйством, однако вдруг взял новое направление - это необычно, хотя ожидаемо в нынешней глобальной политической обстановке. Получить здание бывшего СГБ ему помог отец, используя свое влияние. Центр столицы - это лакомый кусочек для любого крупного инвестора. Отель в стоимостью в сто лямов - это серьезный актив, и вряд ли у самого Данияра и его компании есть такие деньги. Скорее всего, это бабло Алишера Усманова, российского олигарха, попавшего под международные санкции и стремящегося вывести все ресурсы из-под удара США и Европы.
Узбекистан - это "серая" зона, то есть территория, где можно приложить подсанкционные активы, а спустя некоторое время вывести уже легально и вложить в западные или юго-восточные банки.


2. Отель такого класса и размеров/масштабов - это технически и финансово дорогостоящий объект. Чтобы поддерживать его, нужно, чтобы номерной фонд хотя бы загружался на 50% - это выход "по нулям", чтобы приносил прибыль - 75%. Однако стоимость номеров будет превышать среднюю по Ташкенту, даже среди четырехзвездных, поэтому спрос может быть исключительно у арабских шейхов, коронованных особ Европы, звезд футбола и эстрады и редких богатых туристов - но таких следует ждать менее 1% из всех прибывших. Это мало для круглогодичной загрузки. То есть с учетом конкуренции отель станет убыточным.


3. Согласно Госкомстату, в январе-декабре 2022 года численность иностранных граждан, прибывших в Республику Узбекистан, достигла 5,2 млн. человек. По сравнению с 2021 годом, их количество увеличилось в 2,8 раз. Из стран СНГ - 94,9%, из дальнего зарубежья - 5,1%. То есть ценовой барьер для отелей такого класса доступен для приезжих из дальнего зарубежья, причем из Западной Европы и Северной Америки, Австралии, Японии, чем из Африки, Индии или Южной Америки.
Отель указанного класса расчитан на бизнесменов и туристов, между тем, приезжие в 0,4% указывали коммерческую цель, отдых и досуг - 7,5%, посещение родственников - 94% (то есть это люди, которые будут останавливаться в частных домах или снимать недорогое жилье). Выбор очевиден - в отель Камилова определиться тонкий ручеек туристов.
Из Германии в 2022 году прибыло 0,3% от общего числа иностранцев, Южной Кореи - 0,4%, Франции и Великобритании - по 0,2%, США - 1,4%. Даже при содействии Л.Камилова и Министерства туризма, МВСЭС (принуждении турфирм загружать номера) вряд ли будет возможно обеспечить заполняемость гостиницы до рентабельного уровня.
Иначе говоря, приходится сомневаться, что у Данияра Камилова есть технико-экономическое обоснование для загрузки отеля такого класса. Скорее всего, такой цели и не было. Просто отель - это вложение капиталов. Это первая фаза "отмыва" и вывода из-под санкций.


4. Вторая фаза - это продажа отеля. Тут могут возникнуть сложности. Если объект имеет отношение к российским олигархам, то вряд ли будет скуплен инвесторами из Западной Европы, которые осознают, что этим самым нарушают санкции и сами могут пострадать. Значит, будет поиск покупателя из стран третьего мира, который не обременяет себя совестью или моральными принципами. Он тоже может стремиться "отмыть" бабло, поэтому покупателями потенциально станут наркокартели Колумбии или Мексики, Афганистана, африканских стран. И здание продавать-покупать в течение долгого времени, пока станет затруднительным контроль за отмытыми активами. Но по узбекским документам это будут уже "чистые" или нейтральные деньги. Министерству финансов США будет затруднительно проследить историю бабла.


5. Следует отметить, компания Radisson Hotel Group берет не в собственность данный отель, а лишь под менеджмент. Транснациональная корпорация всего лишь включит этот объект в свою гостиничную цепочку, попытается загрузить номерной фонд по своим турам и маршрутам. Но не гарантирует положительный результат. И всегда может отказаться от управления. Гостиничные цепи не приобретают в собственность объекты в тех странах, которые в рейтингах считаются рисковыми. А Узбекистан входит в такой список, так как не обеспечивает права собственности и нарушает свои же собственные законы (достаточно вспомнить Зерафшан-Ньюмонт, Оксус, Ян Интернешнл и другие).
Отель будет продан третьей стране, это может быть Китай, Индия, Сингапур или Южная Корея, которые не блещут высокоморальными стандартами. Сингапур, несмотря на стандарты борьбы с коррупцией, является офшорной зоной.


6. Китай, к примеру, может не поддерживать западные санкции и скупить отель, благо у Поднебесной есть политико-экономические интересы к Центральной Азии. Узбекистан - это сфера интересов Пекина. Отель - это хорошее вложение и укрепление своего статуса в Узбекистане. Сейчас Ташкент налаживает тесные связи с товарищем Си, который даст добро на подобную сделку. Уж кинуть или облапошить Китай у Данияра Камилова/Алишера Усманова или Шавката Мирзияева не хватит духу.
Отель превратят позже в Торговый дом или в нечто подобный объект со стратегическими целями. Для Пекина санкции США - не указ.


7. Если все пройдет удачно, то компания Metropol Group получит сврой бонус от олигархов и станет и дальше отмывать деньги, отправляя их в офшоры. Данияр Камилов ничем не рискует - это не его деньги и в дальнее зарубежье он не собирается. Но влияние в Узбекистане он точно приобретет.



Другие статьи в литературном дневнике: