Коррупция прокуратуры

Алишер Таксанов: литературный дневник

"В обществе, где правит закон, всегда будут справедливость, общественно-политическая стабильность, экономический рост и развитие, будут обеспечены защита прав, интересов и достоинства человека, — заявил 8 января президент Узбекистана Шавкат Мирзияев в поздравлении работникам органов прокуратуры с их профессиональным праздником. - За последние годы проводится «большая работа по кардинальному реформированию прокуратуры, созданию системы, основанной на открытости и справедливости, которая служит интересам граждан и общества, принимает гуманные решения. С изменениями в системе прокуратуры меняется и отношение к ней людей. Сегодня наши граждане видят в прокуратуре не карательный орган, а народную структуру, способствующую восстановлению нарушенных прав населения и предпринимателей, которая стремится всегда помочь и поддержать".


Однако прокуратура не представляется гражданами как важнейших орган, способствующий укрепленнию законности, скорее всего, он со времен Советской системы считается карательным органом, которым власти наказывают всех неугодных, несогласных, сомневающихся и недовольных. Это орган насилия и произвола. При этом коррупция стала обычным фоном для органов прокуратуры. Если помните, то был период "посадки" генеральных прокуроров, которых глава государства обвинял в серьезных преступлениях. Один из таких был Рашитжан Кадыров, 15 лет защищавший режим Ислама Каримова и раскаяние которого Мирзияев обещал показать по телевидению. Говорилось о том, что у Кадырова нашли собственность за рубежом, бизнес, активы на полмиллиарда долларов. Это только то, что "нашли", реальные объемы никто не знает.


Я помню, как моего шурина Джалила Рахимова, заместителя директора фабрики "Малика" посадила именно прокуратура. Ее целью был глава легкой промышленности, но решили под общую метлу взять весь руководствующий состав предприятия. На Рахимова повесили стоимость краски, которая высохла еще до 1990 годов и когда мой шурин там не работал. Тогда мне Джалил сказал: "Алишер, никогда не верь слезам проститутки, обещаниям наркомана и улыбке прокурора". Мы, родственники, оплатили стоимость этих красок, но на свободу шурин не вышел - прокурорские следователи не хотели отпускать свои жертвы, ведь на жертвах они делают карьеру.
Я знаю, что и против меня прокуроры сфабриковали уголовное дело, правда, не знаю, по какой статье. Мне лишь известно, что я вдруг стал "крупным экономическим преступником" - и я только думаю, в какой это отрасли, в журналистике что ли? Но лицемерным следователем все равно, когда выполняют заказ.


Но сейчас речь идет о коррупции, которая в органах прокуратуры имеет серьезные последствия и опасности. Вот некоторые из них:
1. Нарушение закона. Коррупция в прокуратуре приводит к нарушению закона и правового порядка. Прокуроры-взяточники могут игнорировать или утаивать доказательства, подменять обвинение или защиту, а также вмешиваться в судебные процессы в своих личных интересах. Так и происходило в отношении предпринимателей, крупных фирм, политиков. Вспомните хотя бы наезды прокуратуры в отношении лидера Солнечной коалиции Санджара Умарова, у которого был отнят не просто бизнес, но и всё имущество.
Прокуроры подтвердили законность пункта, который сочинили сотрудники Мирзо-Улугбекского РУВД, чтобы не выдать мне разрешительный стикер выезда за границу.
Поэтому в международном рейтинге верховенства закона от 2022 года Узбекистан занимает 70 место из 140 государств между Индией и Суринамом.


2. Несправедливость. Коррупция в прокуратуре приводит к несправедливому обращению с гражданами. Такие прокуроры могут преследовать невиновных людей или оставлять безнаказанными преступников, которые имеют связи с коррупционной сетью. Именно такие прокуроры подвели под казнь Улугбека Ешева, обвинив в преступлении, которого он не совершал. Прокуроры дружили многие годы с криминальными авторитетами Салимбаем Абдувалиевым, Гафуром Рахимовым и другими преступными персонами, которые спокойно разводили по своим бандитским понятиям предприятия и улицы; прокуроры их защищали.
В международном рейтинге политических и гражданских свобод Узбекистан занимает 186 место из 210 стран между Кубой и Бахрейном.


3. Угроза для демократии. Коррупция в прокуратуре подрывает доверие граждан к правосудию и правительству в целом. Это может привести к дестабилизации политической системы и угрозе демократическим институтам, усилению тирании и авторитаризма в Узбекистане. Поэтому обратилась к Шавкату Мирзияеву гражданский активист Нодира Хидоятова, увидев, как превращается в абсолютное зло тот орган, который наоборот призван защищать демократические устои и институты государства. Прокурор стал именем нарицательным, как гитлеровец, рашист, путиноид, то есть олицетворение бандитизма в погонах. Прокуроры делают все, чтобы не возникли общественные движения и партии, независимые от власти, чтобы была критика в СМИ и свобода мысли, ведь это позвроляет обществу вскрывать язвы правокарательной системы. Прокуроры фабрикую обвинения против блогеров, которые вскрывают злоупотребления в местных администрациях, в сговоре власти с мафией и прочем.
По индексу демократии Узбекистан занимает 149 место из 160 стран между Бурунди и Саудовской Аравией. Данный индекс основывается на анализе таких факторов, как избирательный процесс и плюрализм; деятельность правительства; политическое участие и политическая культура; гражданские свободы. Благодаря прокуратуре республика в аутсайдерах. Зато награждаются орденами и медалями в защите демократии важные и пузатые прокурорские чиновники.


4. Экономические потери. Коррупция в прокуратуре может иметь значительные экономические последствия. Неправомерные действия прокуроров могут привести к ущербу для бизнеса, оттоку инвестиций и снижению экономического развития. Вспомните, как участвовали прокуроры в рейдерских захватах таких предприятий как "Зерафшан-Ньюмонт", "Оксус", "Ян Интернешнл", "Балтимор" и другие. Прокуроры не гнушались на мелкий и средний бизнес, поскольку и это приносило им доход. Правительство стимулировало это, создав Фонд поддержки органов прокуратуры, куда перечислялись до 100% изъятых у бизнеса или физических лиц ресурсов. Это официальный грабеж, и прокуроры не могли усмирить свою алчность. Прокуроры влезали в контракты между хозяйствующими субъектами, в технологический и производственный процессы, в кооперацию. Особенно популярным у них была статья наказание за подписание договоров, наносящих ущерб Узбекистану, который лепили любому предпринимателю, прогоревшему в сделке.
Узбекистан не вошел в Рейтинг стран мира по защите собственности, так как нет внятных данных по этому профилю. Точно также нет нашей республики в Рейтинге экономической свободы за 2023 год.


5. Нарушение прав человека. Коррумпированные прокуроры могут нарушать права человека, в том числе применять пытки, произвольные аресты и задержания, а также вынужденное исчезновение. В индексе Трансперенси Интернешнл "Восприятие коррупции" Узбекистан на 126 месте из 180 стран между Мексикой и Джибути. Даже некоторые африканские страны - и то менее коррумпированы.


6. Подрыв доверия в систему правосудия. Коррупция в прокуратуре подрывает доверие граждан к системе правосудия и может привести к отказу обращаться за справедливостью, что в конечном итоге может привести к безнаказанности преступников.
В международном рейтинге по уровню слабости Узбекистан занимает 95 место между Молдовой и Бутаном. Данный рейтинг показывает уровень делегитимизации и криминализации государственных структур, нарушений прав человека, наличие и качество общественных услуг, уровень влияния аппарата государственной безопасности в качестве «государства в государстве» и влияния групповых и/или клановых элит, а также степень вмешательства других государств или внешних политических субъектов.


Борьба с коррупцией в органах прокуратуры является важной задачей для обеспечения справедливости, правового порядка и защиты прав граждан. Однако в Узбекистане прокуратура - это орган укрепления авторитаризма и несправедливого распределения ресурсов.



Другие статьи в литературном дневнике: