Бездарные, но богатые

Алишер Таксанов: литературный дневник

Иногда думаю, почему в Узбекистане сохраняется коррупционно-репрессивный фон, почему реформы, заявленные вторым президентом Шавкатом Мирзияевым, оказались "пустышкой"?
Все дело в том, что во власти сохранилась старая команда, все те же люди, что формировали свой капитал еще при Исламе Каримове, и они меньше всего заинтересованы в том, чтобы потерять "все, что нажито непосильным трудом". Да, была ротация и перетрубация кадров, но все равно эти персоны сохранили свои активы, влияние и негласно продолжают управлять страной. Например, Каримов создал полицейско-мафиозное государство, где всем заправляли силовики, в частности, большую власть получила Служба нацбезопасности. Это был спрут, протянувший свои щупальца не просто во все сектора и сферы экономики, но и формировавший экономическую политику президента. Они перераспределяли финансовые потоки и регулировали статьи госбюджета, вмешивались в частный бизнес, владели государственной собственностью, включая национальные богатства и активы (золото, нефть, газ, металлы, хлопок, транспорт, услуги, банки, денежное обращение). В итоге незаконно нажились гэбисты и прокуроры, которые сами были из СНБ. Фактически, Ислам Каримов сломал жизнь всему узбекскому народу; хорошо жили при нем кучка коррупционеров и поддельников.
Да, Шавкат Мирзияев лишил поста Рустама Иноятова, но разве он лишил его власти? Этот человек продолжает влиять на все политические и экономические процессы. Сам Иноятов остался олигархом, его состояние во много раз превышает то, что официально объявлено украденным Гульнарой Каримовой, возможно $7-10 млрд. Гугуша воровала нагло, Иноятов - тихо и латентно, все "сбережения" по нужным каналам распределены по офшорам и странам.
Иноятов, как и Закир Алматов, дружил с организованной преступностью. Если Алматов открыто фотографировался с наркобаронами, то Иноятов оставался в тени, не выпячивал свою такую дружбу. СНБ обслуживала афганский наркотрафик и на этом был сделан большой бизнес начальников. Владимир Путин участвовал в этом транзите, так как российские спецслужбы замыкали криминальную цепочку. Иноятов, естественно, работал на Москву и снимал дивидиенды с этого, его влияние на Каримова было велико. И дело не только в том, что Ислам Абдуганиевич был жутким параноиком и его легко было напуган исламским радикализмолм и цветными революциями, но в том, что вся его экономическая система не могла функционировать без полицейского контроля. А Каримов доверял госбезопасности, если даже этам работали бездарные менеджеры. Он опирался на штыки, а не на доверие народа.
Шавкат Мирзияев, придя к власти, осознавал опасность для себя со стороны СНБ, поскольку понимал, что страной управлял не Каримов, а Иноятов. Но сместить его удалось не сразу. Конечно, были устранены главные конкуренты, в частности, гражданские Рустам Азимов и другие персоналии, но главным оппонентом был шеф СНБ. Помните, что Мирзияев обещал, что генпрокурор Рашиджан Кадыров прям в эфире расскажет о преступлениях, однако обещания зависли в воздухе. Кадыров отсидел небольшой срок, поделился частью активов, и получил свободу. Иноятов впрягся бывшего экс-прокурора. Свое давление оказал и Путин, поскольку все они из одного ОПГ. Там еще и Батыр Парпиев, и другие "смутные" персоны.
Р.Кадыров, будучи генпрокурором, подписывал все требования/ордера СНБ, поскольку сам был из этой службы, как его еще называли "выкормыш Рустама". Поэтому никакая законность в стране не соблюдалась. Нагло отжимались инвестиции и собственность иностранцев и граждан Узбекистана. Через "Ориент банк", созданный Иноятовым энд Компани, осуществлялся отмыв капиталов. Его сын, проживавший в Латвии, участвовал в том, что капиталы утекали на Запад как "чистые". Да и армию свою шеф СНБ создавал на основе частного капитала, оружие закупал в Израиле, доставляли самолетами, таможня даже не досматривала груз, и даже не все пограничники знали об этом. Не морально устаревшие "Калашниковы", а современные израильское и западное оружие. И сейчас оно у личной армии Иноятова и охраняет армия его, Иноятова. Поэтому Мирзияев беспомощен. СНБ продолжает хранить верносность своему бывшему председателю, а не назначенному ныне другому человеку.
Вся система слежки, прослушки, что используется гэбней, предоставлена Израилем; она была разработана для контроля за деятельностью ХАМАС, Хезболла, ИГИЛ и прочими террористическими структурами, а Узбекистану передана для контроля Талибан в Афганистане. Но узбекские чекисты использовали чаще всего за слежкой граждан, в частности, диссидентами, журналистами, священниками, политическими активистами, а также бизнеса, поскольку так легче было отжимать чужие активы.



Другие статьи в литературном дневнике: