Арест Салимбая

Алишер Таксанов: литературный дневник

Уже несколько дней как по социальным сетям Узбекистана шуршит новость, что известный и влиятельный бизнесмен Салимбай Абдувалиев взят под стражу. По некоторым данным, его отпустили. Но сегодня прочитал, что пояснение дала пресс-служба ГУВД Ташкента: "Салим Киргизбаевич Абдувалиев привлечён в качестве подозреваемого в рамках уголовного дела по части 1 статьи 248 Уголовного кодекса (незаконное хранение огнестрельного оружия) и задержан в процессуальном порядке".


Уж более чем нелепого обвинения мне слышать не приходилось. Это как колумбийского наркобарона Пабло Экобара арестовать за курение гашиша. Уверен, что оружие лично вручали Абдувалиеву все министры МВД, генпрокуроры и гэбисты, и вряд ли он хранил что-то незарегистрированное - ему это и не надо. И схрон вряд ли он имел, ведь он мог много добиться без какого-либо оружия, просто одним словом. Его авторитет был непререкаемым.


Салимбай известен больше как босс узбекской мафии, и об этом даже были депеши американского посольства в Госдеп: там уж давали полную характеристику этой персоне, которая занималась разнообразными "проектами" в сфере криминала - от коррупции с госзаказами и продажи государственных постов до контроля за ликвидными товарами и финансовыми активами. Имя Салим звучало также часто, как и имя второго криминального авторитета - Гафур Рахмов (известен как Гафур Черный, Гафур-барон), который попал в списки Минфина США как участник русского "Братского круга". Спорт - это было их хобби и отдушина, но второе "я" проявлялись в специфических кругах и делах.


В свое время Гафур был в бегах, поскольку поцапался с дочкой Ислама Каримова - Гульнарой (Гугуша), он проживал в Эмиратах, особо не шебуршал оттуда. Но позже Гульку посадили, а второй президент Шавкат Мирзияев раздобрился, разрешил Гафуру вернутся на родину и продолжить свои проекты в сфере спорта и бизнеса. И теперь он снова в розыске, словно все это дежа-вю.
Забавно то, что все это произошло после визита американского боксера Майка Тайсона в Ташкент, где в одной компании сидели сама легенда бокса, Гафур, Салим, зять президента Отабек Умаров, беглый журналист Исмат Хушев и другие весьма интересные персоналии. И спустя три дня - бац! - последовал арест Салимбая Абдувалиева, которого в свое время наградил сам Шавкат Мирзияев орденом "Дустлик" и званием "Заслуженный спортивный тренер Узбекистана". Почему-то все орденоносцы и медаленосцы позже попадают в немилость.


Узбекистан - это страна с классической формой сращивания мафии с государством. После известной перестрелки в Дендропарке под Ташкентом в 1994 году начались репрессии против организованной преступности, и Ислам Каримов получил соответствующие политические дивидиенты, в частности, поддержку от народа. Но преступность никуда не ушла, она просто перешла на более легальную форму - в предпринимательство. То есть власть официально перевела нелегальные активы в статус инвестиции, а воров в законе - в бизнесменов. Рэкет в примитивной форме стал больше делом СНБ, прокуратуры, милиции, налоговой: даже банки вымогали деньги...
Казалось, что зачем государству оргпреступность, если СНБ напрямую связывается с афганскими производителями наркоты и транспортирует по своим каналам в СНГ и в Европу? Если прокуратура возбуждает уголовные дела против иностранных инвесторов, чтобы отжать собственность? Если МВД продает загранпаспорта, чтобы экспортировать проституцию в Китай, Турцию, Эмираты? Если правительство торгует постановлениями и указами, а суд защищает застройщиков?
Оказалось, что все равно без криминальных связей много не добится, ведь многое удается делать через каналы ОПГ - это более эффективно и латентно, особенно с отмыванием бабла и упрятыванием в офшоры, устранением конкурентов (ведь и ЦРУ работает с мафиями, даже с Талибан). Не зря же американское Мининстерство финансов создавало список "Братский круг", где на каждого участника было выделено досье. К тому же ОБОН (отряд баб особого назначения) для борьбы МВД с неугодными гражданскими активистами, журналистами, политиками - это тоже использование маргинальных лиц с подачи бандитов. Все идет в одной упряжке. Где власть, там и мафиози.


Но было то, что не позволялось мафии - лезть в политику. То есть бизнес - это бизнес, а политика - это уже дело высших чинов во власти. Ислам Каримов и оргпреступность соблюдали паритет. Такое стало и при Шавкате Мирзияеве. Ведь трудно было скрыть факты его дружбы не только с вышеуказанными лицами, но и с российскими олигархами Махмудовыми и Алишером Усмановым, а через них - выход на Владимира Путина. Заметьте, что за два года (причем российско-украинской войны), товарооборот между Узбекистаном и Россией увеличился в разы, а кремлевские инвестиции потекли рекой в Ташкент, причем никто здесь не пытается отделить криминальные активы от "чистых". Узбекистан становится серой зоной, а это может угрожать уже безопасности самому государству.
Я не знаю, что напортачили там Абдувалиев и Рахимов, но, видимо, политика или передел сферы влияния в экономике. Какие-то лакомые куски стали камнем преткновения, и началом войны президента с мафией, которая когда-то была союзником в борьбе за власть.



Другие статьи в литературном дневнике: