Лакмусовая бумага

Алишер Таксанов: литературный дневник

Заместитель спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса, руководитель фракции Демократической партии «Миллий тикланиш» Алишер Кадиров, используя информационную площадку «Телеграм», заявил: «Нам нужно подумать о том, чтобы прекратить ввоз наших соотечественников из-за границы и финансировать их лечение в странах, где они находятся. Это будет хорошо, в первую очередь, для их родственников и для всего Узбекистана. Еще один новый штамм будет очень тяжелым для нашего народа». При этом он ссылался на опыт Израиля.
За словами депутата видется не мудрость, а откровенная глупость. И я попробую разъяснить это в двух частях:


Часть 1. Запретить ввоз на террриторию Узбекистана граждан республики.
1.1. Чтобы ограничивать передвижение населения, контролировать мобильность граждан, необходимо запустить механизм Чрезвычайной ситуации (положения), как это предписывается законом. То есть ввести режим карантина, под которым подразумевается проведение жесткой политики в сфере миграции, включая команданский час, трудовой занятости и функционирования предприятий, организаций и учреждений, запрета на массовые мероприятия, осуществления проверок и регистрации жителей, медицинского наблюдения, исполнения санитарных требований, организации работы необходимых объектов инфраструктуры (транспорт, энергетика, связь, охрана), доставка продуктов питания и т. д. Фактически это военное положение или положение в условиях стихийного/техногенного бедствия. В карантине расписано, что и как, включая как поддерживать жизнь и здоровье населения.
Однако нет режима Карантина, а значит, не может быть запрета на въезд граждан.
Самоизоляция — это аморфный и неправовой «продукт», который фигурирует лишь в устной речи, в докладах, в справках и рекомендациях, однако не имеет никакого легитимного статуса. Нет закона, который требовал бы от человека соблюдения самоизоляции — это нонсенс.


1.2. До сих пор нет ясности, кто рулит всей пандемиологической ситуацией в республике. Официально ссылаются на некую Специальную комиссию (СК), однако нет никаких подробностей: кто в нем состоит, какие права и обязанности у этой организации, полномочия и ресурсы для осуществления своей деятельности. Фактически под СК действует неконституционный орган, имеющий силу правительства. Интересно и то, что СК может в итоге трансформироваться в некую закрытую хунту, взять на себя все ветви власти, и в этом случае, чем больше времени проходит жизнь в условиях пандемии (самоизоляции), тем больше сил и власти у СК, и тем меньше ссылок на Конституцию и частое использование подзаконных актов, фактически становящимися заменой Конституции. Нетранспарентность ведет к злоупотреблениям, коррупции, диктатуре.
В частности, Узбекистан ныне берет международные кредиты для противодействия ковида-19, суммы там уже в миллиардах долларах. И это вызывает опасение в возможности злоупотреблений и коррупции. Ведь нет плана их использования, схем распределения и контроля — все происходит в рамках «бери-хватай, пока дают, а что будет там дальше — посмотрим!»
Если включается закон о Чрезвыйчаной ситуации и запускается режим карантина, то подобные внешние заимствования имеют юридическую силу, поскольку полностью направляются для решения конкретных задач здравоохранения и поддержки работы отраслей экономики. Иначе говоря, все доходы и расходы прозрачны, доступны для наблюдения и контроля, и всегда можно отчитаться, как были истрачены, какой результат. Но если закон спущен на тормоза, то непонятно под каким «соусом» берутся эти деньги, как они будут истрачены, кто несет ответственность? Вдруг построят больницу для инфицированных, а после окончания карантина отдадут частнику для перепрофилирования в пансионат или гостиницу. То есть изначально цель была не больница, а гостиница, просто так хитро провернули операцию, используя ситуацию с пандемией. А ведь легко под кредиты, взятые для борьбы с болезнью, пустить на строительство «сити» - кто там их проверит, кто проследит? Ведь это не конкретно целевые деньги, а вообще займ… Борьба с эпидемией — это спектр всего возможного, что может придумать изворотливый чиновничьий ум, утонувший в болоте коррупции.


1.3. Запрет или ограничение на въезд узбекских граждан противоречит Конституции. Ст. 19 отмечает «Права и свободы граждан, закрепленные в Конституции и законах, являются незыблемыми, и никто не вправе без суда лишить или ограничить их». Иначе говоря, не СК должно осуществлять запрет, не Олий Мажлис, а только суд, который ограничивает право гражданина на перемещение через границу, но для этого у него должны быть серьезные аргументы, факты и доказательства, например, об угрозе для всего населения Узбекистана.
Ст. 22 устанавливает: «Республика Узбекистан гарантирует правовую защиту и покровительство своим гражданам как на территории Республики Узбекистан, так и за ее пределами».
Какую правовую защиту гражданам, застрявшим в аэропортах, вокзалах, на КПП у границ оказал Узбекистан? Как это осуществлялось? В чем проявилось? Люди приобрели заранее авиабилеты, причем у национального авиаперевозчика или ж/д компании, и не смогли ими воспользоваться — это вина государства, а не гражданина. Государство в лице НК «Узбекистон хаво йуллари» и «Темир йуллари» не выполнила свои обязательства перед гражданами/клиентами.
Ст. 18 уточняет: «Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения».
Иначе говоря, граждане, находящиеся за пределами Узбекистана, имеют такие же права и свободы, как те, что остались внутри страны. Это я к тому, что в социальных сетях я часто встречаю мнения, что, мол, укатили узбеки в Россию или Казахстан, пускай сами и выкручиваются, относится к ним надо как к предателям народа. Хочу добавить, что денежные трансферты гастарбайтеров достигают 15% ВВП, и это еще удерживает национальную экономику от коллапса. На эти деньги живут те, кто остался в республике. Презрительное к ним отношение - это самопощечина.
Теоретически люди имеют право подать в суд на действия властей, и если подадут не 2-3 человека, а десятки тысяч, то это будет сильный удар!


Часть 2. Финансирование лечения граждан за рубежом.
2.1. Алишер Кадыров, заявляя это, мало представляет себе, как это осуществить. Это гигантская работа, эффективность которой можно поставить под сомнение, а затраты превзойдут те, если просто пустить соотечественников на родину.
Предположим, сейчас за пределами Узбекистана 4 млн. граждан. Сколько из них больные никто не знает. Но эти люди из-за пандемии лишились работы, средств существования и вынуждены возвращаться домой. Свои деньги они перечислили в Узбекистан, используя банковские системы, своим семьям, и имели небольшой запас на дорогу. Но все эти деньги они «съели» - и остались на мели. Что делать?
Кто знает, сколько людей в дороге и сколько намерены вернутся? Это миллион, как минимум.
Если на аренду, продукты выделить на человека 500 долл., то в месяц это полмиллиарда. А если пандемия продлится больше месяца — 3-5 месяцев, вы представляете, какая это сумма для государственного бюджета Узбекистана?
Далее: кто будет регистрировать граждан Узбекистана? - посольство? - как бы не так! Ведь посольства только в столицах, кое-где есть консульства, а узбекистанцы разбросаны по всему СНГ! На каких основаниях им выделять деньги и как — наличкой или на карту? Как фиксировать их жизнь? Как легализовать проживание в транзитной стране — Казахстане или Кыргызстане? Это работа не десяти или ста чиновников — это работа для тысячи человек. Кто их туда отправит — МИД, Минфин, МВД, Центробанк, хокимитя, кто? Как они будут там зарегистрированы, как дипломаты или иностранные агенты, или гуманитарная организация?
Это часть проблемы. Другая — ажиотаж от мигрантов. Например, застряли на узбекско-казахской границу 100 тысяч человек. В Чимкенте и других ближайших городах мгновенно взлетят цены на аренду жилья — это объективно. И там возрастут цены и тарифы на электричество, продукты питания, воду. Как найти работу там, ведь пантенты станут труднодосягаемыми. А в этой «мутной воде» мгновенно проявится коррупция правоохранительных органов, контролеров, местной администрации. Возрастет уровень криминала, влияния ОПГ.


2.2 Осуществления платежа за лечение узбекских граждан за границей.
В разных странах разные цены за лечение, значит, разброс затрат будет огромным. Как и злоупотребления. Скажем, обратился гражданин Узбекистана в районную больницу где-нибудь в Кустанае с зубной болью. Ему поставили пломбу, а в документах, которые потом направили Узбекистану, записали, что такого человека (паспортные данные прилагаются, вот его роспись) лечили от коронавируса. Разница между медицинским услугами огромная. Кто поедет проверять в Кустанай, что этот человек именно получил услугу по линии пандемии? Ведь счет идет на десятки тысяч человек! Так что коррупция здесь имеет широкий простор для проявления.
Возможно и другое: сговор узбекских граждан с местными службами здравоохранения. То есть здоровые люди отмечаются как лечившиеся и потом поступишие суммы от узбекского правительства просто делятся между участниками. Чем не бизнес на крови?


2.3. Ссылка на Израиль неуместна. Потому что Израиль — это богатое государство, его ВНП и бюджет во много раз превосходят узбекский. И находящихся за пределами родины евреев значительно меньше, чем узбекских гастарбайтеров. В-третьих, там развита страховая медицина, так что большая часть затрат покрывается мединской страховкой, а не из бюджета Государства Израиль! Там уже отработаны все связи и все линии в этой части.


2.4. В любом случае инфекция уже находится в Узбекистане и нужно усиливать противоэпидимеологические и медицинские меры защиты, а не запрещать въезжать своим же гражданам в страну. Какое дело Казахстану или России до узбекских граждан, почему они должны лечить иностранцев за свой счет и подвергать опасности своих врачей и медперсонал, перегружать свою инфраструктуру здравоохранения? Иначе говоря, депутат перекладывает ответственность на другую страну...


Подводя итог, хочу сказать, что пандемия проявила не только слабость узбекского правительства, но и глупость многих политиков. Короновирус стад некой лакмусовой бумагой на оценку деятельности всех ветвей власти.



Другие статьи в литературном дневнике: