Остались ли блаженные

Алишер Таксанов: литературный дневник

70% участников опроса ответили, что не хотят уезжать из Узбекистана ни при каких обстоятельствах - таков был итог социологического исследования «Молодежь Узбекистана: стремления, потребности и риски», проведенного Общенациональным движением «Юксалиш» в партнерстве с ЮНИСЕФ ровно год назад - в июле 2019 года. Как отмечалось, в нем участвовали 4,5 тыс. молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет из всех регионов страны.
Блажен, кто верует...
Я не знаю, сохранился ли такой удельный вес желающих остаться в Узбекистане в настоящий момент и так ли они радужно смотрят на свое будущее здесь, но уже в те годы на мой чат приходили запросы и от молодых людей оказать содействие в получении рабочей или ученической визы и выезда в Европу. Как я понимал, они не связывали себя с родной страной, хотели перспектив, стабильности, социальной справедливости, личностного прогресса, но только на других континентах и территориях. Многие осознавали, что в условиях коррупции и клановости, блата и родственных связей им не достигнуть тех целей, который каждый ставит перед собой.
Между тем, в 2019 году в "грин-карт" играло 2,1 млн. узбекских граждан, и я уверен, что половина из них - именно те люди до 30 лет, которые воспитывались "Камолот" и Союзом молодежи - паразитическими бюджетными организациями. Именно их активисты и обычные члены мечтали переехать жить в США. Иногда не высказанное и есть реальные цели и задумки...
Я не собираюсь подвергать сомнению результаты исследований "Юксалиш", но насколько они отражают реальность? С другой стороны, насколько честны были ответы респондентов?
Признаюсь, в первые годы правления Шавката Мирзияева я увидел оптимистические линии в высказываниях граждан, с которыми общался на ФБ. Большинство уверяло меня: дай время - и все измениться, просто много нерешенных проблем, скопились долги перед обществом и т.д.; наш Мирза - человек, который выведет нас на прямую дорогу к великому будущему... Прошло четыре года - и как?
Уже год я вижу, как оптимизм сходит на нет, стрелка на шкале доверия склоняется вниз, и опять отчаяние, проклятия, недоумения, и желание свалить из своей страны в другую... Получается, тот опрос имел околонулевую эффективность...
Может, "Юксалиш" попробовать провести сейчас свой опрос и узнать новые настроения граждан, в том числе молодых?



Другие статьи в литературном дневнике: