Да кто ж его посадит?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Фраза Косого из "Джентельмены удачи": "Да кто же его посадит? Он же памятник!" - приобрел второе значение в Узбекистане. Только специфика заключается в том. что наказали не памятник, а задававших ему вопрос...


Итак, Юнусабадский районный административный суд Ташкента назначил наказание трем молодым блогерам в виде административного ареста на 15 суток за нарушение правил карантина и мелкое хулиганство. Оказывается, они "нарушили правила карантина — появились в общественном месте без защитных масок. 6 апреля в социальных сетях был размещен видеоролик, где блогер без защитной маски, обращаясь к памятнику Амиру Темуру, задает вопрос, когда коронавирус покинет Узбекистан. Суд посчитал это неуважением к исторической личности Амира Темура. Кроме того, на записи были «продемонстрированы действия, выражающие умышленное пренебрежение правилами поведения в обществе».


За нарушение правил карантина, несомненно, следует наказывать: пандемия - это не шутки, это реальная опасность для жизни. Что касается "неуважения к исторической личности", то суд здесь перестарался. В Законе о национальных символах есть требование проявлять уважение к гербу, флагу и гимну, но Амир Темур не входит в данный список. Он для Ислама Каримова и некоторой части страны является национальным героем. Но есть, которые так не считают. Для хорезмийцев, к примеру, данная историческая личность - захватчик, который разорил территории древнего Хорезма. Для жителей Афганистана, Сирии, Ирана, Кавказа, Руси Амир Темур тоже не великий путешественник, не освободитель, не пророк, не несущий мир и справедливость. Обычный бандит, получивший власть государства и начавший военные походы с убийствами, грабежами, насилием. Вот кто защищался от Тамерлана - вот это и есть национальные герои.
Амир Темур нужен был Исламу Каримову как фактор единоличной власти, как требование считать его, президента, сильной и жестокой личностью. Фактически, он мало чем отличался от средневекового полководцапо методам управления, другое дело, что 20 и 21 век не дали Абдуганиевичу возможность совершать военные походы. Но для личного самоутверждения ему нужен был кумир, кровавый и жестокий.
Для Юнус-Абадского районного суда, может, и Ислам Каримов - историческая личность. Для меня - государственный преступник, палач Андижана, вор и узурпатор. К нему у меня вечное неуважение!
Наказывать молодых людей за неуважение к Амиру Темуру - это уже политика, а не судопроизводство. Это навязывание однобоких взглядов на исторические события и исторические личности. Суд сам того не понимая ввязался в политическую дискуссию. Более того, со стороны молодых не были отмечены факты вандализма к памятнику или глумления над мертвым, мародерство. Поэтому суд превысил свои полномочия в этом случае.



Другие статьи в литературном дневнике: