Первым делом вежливость. А Перу потом!

Алишер Таксанов: литературный дневник

Как-то мне один французский журналист, аккредитованный в Узбекистане, признался: «Если со мной что-то произойдет, то посольство Франции будет самым последним в списке организаций, куда я обращусь за помощью».
Тогда я не придал значения этим словам. Но позже, путешествуя, обращался за визой в различные дипломатические представительства. Везде одно и то же – хамство в отношении посетителей, чванливость, высокомерие и презрительный взгляд. Впрочем, это чаще всего наблюдалось не от иностранцев, а сотрудников из местных жителей, работающих по контракту в посольстве. Единственное приятное впечатление оставили посольства Германии, Швейцарии, Польши.
Впрочем, отношение к своим согражданам видно и по узбекским диппредставительствам за рубежом. Не раз мне приходилось слышать от знакомых и близких, как к ним относились узбекские дипломаты, особенно в США и Германии – хамства выше крыши. После этого, естественно, данные учреждения не ценились высоко у узбекских граждан.
Мне, по работе в посольстве Узбекистана в Москве, не приходилось сталкиваться со своими соотечественниками, ибо больше работал с российскими экспертами. Однако от некоторых слышал порой о не совсем корректном отношении работников консульской службы к людям. Не знаю, с чем им приходится сталкиваться, но терпением наши дипломаты не всегда обладают.
Честно говоря, я уже и позабыл о визах, ибо Европа практически открыта для меня, и я могу со своим удостоверением колесить от Испании до Болгарии без каких-либо проблем. Но мой друг Артуро пригласил меня в Перу, обещая хорошее путешествие. Пока рано загадывать, каким оно будет, ибо все упирается в денежные возможности и формальности.
Деньги для туризма я соберу. У меня есть паспорт иностранца Швейцарии для зарубежных поездок. Но Артуро не знает, нужна ли мне виза, ибо документ-то – швейцарский, но я не гражданин Швейцарии, которым безвизово можно въезжать на территорию 80% государств мира. Он как-то был в консульстве в Перу и спросил, но те ничего не знали о моем «райзепаспорте» и попросили принести и показать. Об этом мой друг сообщил мне.
Вчера по делам я был в Цюрихе, и решил по дороге заскочить в Генеральное консульство Перу в Швейцарии. Располагалось оно в пятидесяти метрах от центральной железнодорожной станции, на Лёвенштрассе, на четвертом этаже обычного дома. Никакой охраны у входа, просто поднимаешься на лифте и входишь в помещение диппредставительства. Там было несколько человек.
За стойкой две женщины – одна молодая, невысокого роста, вторая – более взрослая, полная. Поздоровались со мной по-испански. Но я решил не показывать своего знания языка, и ответил по-немецки. У молодой исказилось лицо, видимо, плохо знала язык, а вот вторая подошла ко мне.
Я объяснил, что собираюсь в туристскую поездку в Перу, и хочу выяснить несколько вопросов. Я достал паспорт и показал женщине. Та даже не взяла его в руки, чтобы посмотреть, и спросила, являюсь ли я гражданином Швейцарии.
- Нет, но у меня вид на жительство, - ответил я.
Та сказала, что мне нужно собрать документы, и протянула список. Я просмотрел его, и возникли вопросы.
- Нужна банковская справка о моем состоянии – зачем?
- Для того, чтобы быть уверенным о ваших финансовых возможностях для поездки.
Гм, логично, хотя Швейцария – богатая страна, и никто не едет на заработки в страны третьего мира. Наоборот, сюда толпами лезут иностранцы из Латинской Америки. Меня смутило другое:
- На справке будет указана вся моя сумма, но это финансовая тайна моей семьи, и о ней незачем знать властям Перу. Я имею права не доверять. Лучше скажите, какая сумма должна быть для поездки, тогда я выложу ее на отдельный субсчет и покажу.
Та растерялась, и повторила, чтобы я показал всю сумму.
- Вы меня не поняли, - терпеливо ответил я. – Скажите, сколько в сутки иметь должен человек, чтобы находится в Перу. Скажем, 50 долларов, тогда 20 дней – это 1000 долларов, и эта сумма будет на моем счету.
Однако мои предложения вызвали у женщины злость, и она ответила, что сама ничего не решает, все решает Перу, мол, мы отправим, а там все решат. «Так я не знаю, хватил ли моей суммы или нет, вдруг из-за того, что я не покажу необходимый объем мне откажут», - спокойно произнес я. Оказалось, что сотрудница консульства не в курсе таких показателей. Так что вопрос остался открытым.
У меня были и другие вопросы, и чем дотошнее был я, тем невежливее и злее была сотрудница. Видимо, до меня никто ее не «изматывал» такими вопросами. Но я все-таки бывший дипломат и обязан был выяснить все. Продолжил:
- Письмо от работодателя. Зачем оно вам? Я еду в отпуск, и моему работодателю нет дела до моей поездки. И я не хочу информировать шефа, где я отдыхаю.
- Нужно знать, сколько вы получаете.
- Уверяю вас, я получаю больше, чем средний житель Перу, и моей одной зарплаты будет достаточным для жизни в течение полугода. Но если я был бы безработным, находился на пособии, тогда что? От кого тогда нужна справка? Важно, если у меня деньги, или нет...
Сотрудница отошла от меня, села за стол и стала играть на компьютере. Взгляд ко мне обращала иногда, и в нем было полное презрение и высокомерие. Я понял, что с культурой общения у дипломатов Перу явно проблемы, эта женщина не способна ответить на вопросы, тогда что делает здесь? Опять сослалась на страну, мол, там все решат.
- Третье, вы пишите, что я должен иметь приглашение... Но нельзя ли ехать как турист? Просто самому...
- Нужно свидетельство о бронировании гостиниц...
- А если я жить буду у друга, в его доме?
- Тогда все равно его приглашение.
- Мой друг – перуанец, он живет в Швейцарии...
- У него нет права приглашать!
Это меня удивило:
- Вот как? Почему? Он же гражданин Перу, почему не может пригласить меня? Мы вместе придем сюда, в консульство, и он на ваших глазах заполнит бланк приглашения...
Мои вопросы вызвали у нее ярость, и уже не скрывая раздражения и чванливости она стала говорить:
- Приглашение может сделать тот, кто живет в Перу, а не в Европе!
Оп-ля, оказывается, Конституция Перу не одинакова для всех граждан. Одни имеют право, другие – нет. Различие в местожительстве уже есть основа лишить человека в праве на что-то. Как это похоже на Узбекистан... Так что придется Артуро еще бегать, просить кого-то в Перу сделать мне приглашение, но мне не хотелось кого-то обременять такими делами.
На курсах дипломатического этикета и протокола меня учили быть всегда спокойным, улыбаться, не ссориться с посетителями, вести беседу деликатно и аккуратно, не раздражать и не злить. Всегда стоять рядом с человеком и смотреть ему в лицо. Сейчас мне приходилось беседовать с перуанским дипломатом за четыре метра, которая сидела за столом и как бы между прочим вела пренебрежительный разговор со мной. Складывалось впечатление, что я мешаю ее работе. Это было неприятно ощущать.
Я ушел, не получив ответов. Потому что хотел сделать все правильно, но при этом соблюдая свои интересы.
Поездку в Перу я отложил.
В Латинской Америке много других стран, где туристам из Европы всегда рады.
А в МИД Перу я отправил небольшое письмо, чтобы там позаботились о воспитании кадров...



Другие статьи в литературном дневнике: