Мясо для бухарского ресторана

Алишер Таксанов: литературный дневник

Написать данную статью подтолкнула меня телепередача «Пусть говорят», которую я просмотрел сегодня, 5 сентября. В ней рассказывалась история 21-летнего парня, который оказался людоедом. Публику это шокировало, мол, как мог он съесть человека, будучи практически у многих сограждан и сверстников на хорошем счету?
Я смотрел передачу, а из памяти всплывала почти схожая история, которая имела место в Бухаре в декабре 2000 года. Тоже каннибализм, правда, в ином формате. Моего родственника – Рустама Арипова, выпускника биологического факультета местного универа, работавшего парикмахером, расчленила семья Кораевых. Женщина (имена семейной пары Кораевых не помню), которая представлялась как крутая бизнесменша и НПОшница, имеющая связи с СНБ и мафией, правительственными чиновниками и дипломатами, обещала Арипову, мол, без проблем переправлю тебя в Канаду на ПМЖ. А ее муж – декан факультета Бухарского института технологии общественного питания отличался тем, что всегда бесплатно снабжал разные торжественные и праздничные мероприятия большим количеством мяса – вот такой уж был добряк-спонсор. И никто не знал, откуда он брал мясные продукты...
Рустам Арипов, вообще-то приемный сын семьи Ариповых. Биологическая мать оставила его в роддоме, а приемная работала там медсестрой, и она взяла его к себе, усыновила, воспитала, дала образование. Она была родственницей моего дедушки – Касыма Токсанова, работавшего в 1940-х годах начальником НКВД Бухарской области. Его дом располагался прям напротив эмирского дворца Арк. Когда дед получил новое назначение, то он передал (продал, так будет точнее, но почти за бесценок) жилье родственнице, и та поселилась там с мужем. Я посетил дом деда в сентябре 2000 года, когда решил в целях познания своих корней посетить Бухару.
Рустам оказался общительным парнем. Симпатичный, полненький, веселый. Рассказывал, как съездил на заработки в Южную Корею, как работал психологом в областном УВД, как затем открыл свою парикмахерскую, и дела шли у него хорошо. Вместе с отцом меня прокатили в летнюю резиденцию эмира и организовали экскурсию. Во время небольшого перерыва он вдруг спросил меня, как можно уехать за границу? Я из своего дипломатического опыта предостерег его от попыток нелегальной поездки, ибо легко попасть в передряги.
- Я хочу в Канаду, - признался Рустам. – Хочу жить там...
Я ответил, что эмигрировать туда не просто. Нужно заполнить бланки в посольстве Канады в Москве, пройти тесты, иметь достаточное финансовое состояние и нужную профессию, и что шансы все равно не высоки. Если по туризму, то тоже имеются сложности, потому что остаться жить и работать с такой визой нельзя... «У меня есть одна знакомая, крутая женщина, у нее связи в посольстве, обещала мне миграционную визу сделать», - сказал Рустам.
Я пожал плечами: что-то не доверял таким знакомствам.
А потом про этот разговор и забыл. И лишь потом узнал от родственников, что с ним произошло. Рассказываю с их слов. Рустам доверился женщине Кораевой, которая и оказалась этой «крутой». Сколько она взяла с него денег, я не знаю, но троюродная сестра мне сообщила, что Рустам продал машину «Тико», двухкомнатную квартиру с хорошим ремонтом, бизнес, занял в долг, и на руках у него было более 12 тыс. долларов. В Канаду собирались сам Рустам, его супруга, двое детей и брат жены. Должна была поехать и супруга того брата, но она отказалась, видимо, не стала рисковать. И оказалась права. Слово «не хочу» спасло ей жизнь.
Кораева сказала, что Рустам с родными должен прожить несколько дней у нее дома, мол, она проведет мероприятия карантина. Никто не мог понять, какой карантин до прилета в другую страну и почему именно она это делает, а не соответствующие службы Канады. Она же предупредила, чтобы никто не поехал провожать мигрантов в аэропорт (к этому моменту Рустам купил билеты до Москвы), мол, лишние волнения, нервотрепка. В общем, полная таинственность, секретность. Между тем жена Рустама как-то сумела позвонить домой, заявив, что у нее кружится голова после каких-то уколов, что сделала Кораева. Потом от них не было никаких вестей.
Родственники интересовались, где Рустам, и Кораева отмахивалась, мол, она доставила его до Оттавы и вернулась, мол, все у него хорошо и хватит ее донимать дурацкими вопросами.
Мне сестра позвонила и спросила, как можно позвонить в Канаду. Я поинтересовался причиной ее интереса, и узнал, что уехавший в эту страну Рустам уже несколько месяцев не звонит.
- Кораева говорит, что он не знает языка и поэтому не может позвонить...
- Ерунда, - ответил я. – Для того чтобы позвонить не нужно знать язык. Легко найти на улице любой телефон-автомат и позвонить в Узбекистан. К тому же там много русскоязычных, тем не трудно объяснить, как сделать международный звонок...
- Кораева сказала, что передала Рустама в надежные руки...
- Возьмите ее паспорт и посмотрите, есть ли там канадская виза и дата вылета из Оттавы, - рекомендовал я.
На этом можно было ставить точку. Но в декабре нашли человеческие фрагменты. Говорят, что они были в бауле у мусорки. Началось следствие, милиция обходила дома с целью проверки, заодно попросила заявить о пропавших людях. Вот тогда родственники обратились туда. Участковый милиционер зашел в двухэтажных коттедж Кораевых, и обратил внимание на страшный запах, который стоял там: чадившие чаны с мясом, какие-то банки с потрохами. Лаяли злые собаки. Это представителю МВД не понравилось, и он тоже взял на заметку.
После пришли домой с обыском. Нашли подвал, где находился стол и морозильные камеры. Внутри – человеческие останки. Все они принадлежали семье Рустама. Кораевы заявляли, что убили их, потому что Рустам задолжал крупную сумму денег, хотя никаких расписок не предъявили в качестве доказательств. Но зато подробно рассказывали, как умерщвляли людей. Это только человек с сильной воли и крепким рассудком может выслушать... Видимо, это не мог выдержать и младший сын Кораевых, которому родители приказали вынести баулы с фрагментами и закопать на пустыре. Однако было холодно, земля твердая, и паренек решил просто выкинуть на мусорку... И там баулы были найдены ассенизаторами.
Предполагали, что Рустама разрезали на органы для продажи с целью последующей трансплантации. Органы вывозили в Москву, и в аэропорту был налажен транзитный канал. Там все и терялось... Запросы в Россию не были сделаны.
Интересно, что в 2005 году я видел российскую телепередачу о нелегальных операциях по трансплантации органов, подпольных хирургах, бешеных суммах в СКВ за печень, сердце и прочее (от 100 тыс. баксов). Там тоже поднимались вопросы: откуда органы? Может, и из Узбекистана тоже? К тому же чуть ранее моя коллега Дина Яфасова опубликовала материал в «Ташкентской правде» о том, как в Самарканде мать-бомжиха продала малолетнюю дочь неким хирургам, которые выпотрошили ее органы. Следствие тогда доказали, что это была именно операция для выемки органов. Но следы терялись, тех врачей не нашли...
Родственники мне также сообщили, что Кораева пыталась взять вину на себя, мол, она сама все расчленяла. Хотя трудно поверить, как маленькая женщина могла уложить на стол и разрезать крупного мужчину. Скорее всего, тут тоже работали «теневые» хирурги... Были подозрения на кого-то, но факты не собрали...
«Отходы» от производства глава семьи сдавал в ресторан (при этом мой троюродный брат содрогнулся, сказав, что часто посещал это заведение общественного питания и, может, тот плов, что он ел, был с человечиной?) или раздавал студентам... Говорят, что Ариповы были не единственными жертвами каннибалов, кровавая семейка наладила конвейер. Нашли много паспортов, хозяева которых до сих пор в розыске...
К сожалению, узбекские власти сделали все, чтобы закрыть от публичности этот ужасное преступление. Может, не хотели шокировать мир подобными «сенсациями», а может, что скорее всего ближе к истине, боялись разоблачения многих высокопоставленных лиц, имеющих отношение к этому делу. Ведь странным образом покончил жизнью ректор института, выбросившись из окна, были арестованы кое-кто в аэропорту... Мои родственники, присутствовавшие на суде, выразили недовольство, что суд был однобоким, не захотел высветить многие моменты преступления. В итоге Кораевой дали 19 лет, мужу – 20. Останки супруги Рустама и ее брата похоронили родные и близкие в своем селении (откуда они были родом), самого Рустама и детей – в Бухаре. Вскрывать гробы власти запретили. Во время похорон стоял ОМОН.
В октябре 2001 года я с другом – журналистом из казахстанского издания «Караван» Русланом Минулиным приехали в Бухару. Он сделал репортаж, хотя родственники, запуганные властью, боялись ему все рассказать. Но кое-чем поделились. Фотографию Рустама вначале дали, а потом попросили обратно. Дом Кораевых показали, но подходить близко не рекомендовали, и все же Руслан сфотографировал обиталище каннибалов... После этой публикации газета попала в «черный список» для распространения в Узбекистане.
Еще я как-то поделился своей историей на странице сайта «ЦентрАзия», и после моим бухарским родственникам звонили из СНБ, чтобы выяснить, кто и что, и почему посвятил меня в подробности «дела Кораевых».
И еще... Приемная мать, не выдержав такого потрясения, умерла... Что касается биологической, которую Рустам до отъезда разыскал, и которая почему-то выступала на суде, то о ее реакции мне не известно... Однако не думаю, что та была рада смерти сына, которого бросила 26 лет назад.
Все, что я рассказал вам, собрано мной от родственников, которые, естественно, были в курсе тех событий. Конечно, за достоверность я не ручаюсь, но не думаю, что мне бы врали. Материалы уголовного дела будут еще десятилетия храниться под грифом «секретно».



Другие статьи в литературном дневнике: