Лед тронулся, господа туристы!

Алишер Таксанов: литературный дневник

Наверное, я излишне критичен, смотрю на мир с неким недоверием. Сегодня меня ожидал сюрприз, когда заглянул на ведомственный сайт «Узбектуризма». Зашел просто так, не ждя чего-то особенного, просто автоматически нажал на курсор выбора веб-страницы. И был приятно удивлен, что изменения в содержании произошли.
Уж не знаю, почему медлили те, кто обслуживает этот информационный ресурс, с базой данных по отрасли, может, из-за праздника, но сегодня я получил неплохую сводку. Не скрою, цифрам и показателям я обрадовался, так как надоело мне отвечать зарубежным экспертам, что ничем не могу помочь со статистикой узбекского туризма, ибо ее как таковой не существует. А если и есть, то никогда ее не получить – это мой личный опыт и опыт моей сестренки, которая так и не дописала докторскую диссертацию по индустрии гостеприимства Узбекистана из-за отсутствия соответствующих индикаторов развития, бросила ее на полпути, хотя училась в Бордо, Франция, и руководитель пророчил ей хорошую научную карьеру.
Могу предположить, что руководство Национальной компании поняло, что нельзя рассказывать о туризме, не предоставляя каких-то базовых показателей. Потому что любой человек, желающий написать что-то или проанализировать, должен отталкиваться от чего-то. Пускай не всегда статистика совершенна (а где она совершенна?), но все же она в той или иной степени отражает реальные процессы, и задача эксперта – расширить и углубить знания, сделать выводы и внести предложения. Но пока нет цифр, не будет ничего иного.
В 1998 году я, работая главным специалистом отдела маркетинга НК, пытался систематизировать показатели, чтобы потом разработать план развития. К сожалению, в цифрах мне отказали во всех смежных отделах, и все ссылались на председателя Бахтияра Хусанбаева, который играл по-своим правилам. Наши же маркетинговые исследования носили узкосегментированный характер, и не могли дать обзор по всей отрасли. К тому же часть документации, особенно до независимости Узбекистана, вообще заархивировали и куда-то отправили, а ведь в них можно было получить немало полезной информации. В дальнейшем я пытался получить показатели у другого председателя НК, но тот отнекивался, боялся всего, а потом быстро перебрался в Минкультуры и спорта, и вообще скинул с себя ответственность за состояние национального туризма. Даже получить Программу развития до 2010 года не удалось – и я не понимал, почему ее скрывают от людей? Разве это план обороны страны? Или там отмечены место хранения золотовалютного запаса Узбекистана? Как можно говорить об отрасли, не располагая программными документами? Ведь тогда слова остаются пустым звуком... бла-бла-бла...
Короче, у меня возникли весьма скептические чувство к узбекскому туризму, и всем своим партнерам и коллегам советовал сотрудничать или с Кыргызстаном, или с Казахстаном, или с Таджикистаном, где никто не ставит гриф «Секретно» на туринформации. И туда шли все гранты, проекты и многое другое.
Теперь сдвиги пошли, и я рад этому. Хочу заметить, что ученый радуется как дитё любой цифре, которая ему поможет в работе. И дай бог, чтобы сайт «Узбектуризма» был динамичным, насыщенным и интересным. И не искали мы новости и данные совершенно из непрофильных источников, коим являются всякие там информагентства или консалтинговые фирмы.
Лишь бы не сглазить.



Другие статьи в литературном дневнике: