Интересы смещаются в Центральную Азию

Алишер Таксанов: литературный дневник

29.06.2005. В последние годы Узбекистан оказался на перекрестке интересов внешней политики многих мировых и региональных держав, в числе которых самыми значительными можно назвать США, Россию и Китай. Безусловно, свое присутствие здесь хотят зафиксировать и европейские страны, и арабский мир и Юго-Восточная Азия, и каждый играет свою партитуру.
Чем же стала притягательная республика, что над ней схлестываются державы и происходят нешуточные бои экономического и политического характера? Можно назвать несколько причин такого внимания.
Политико-исторический фактор. Россия считает, что Узбекистан – это республика, границы которой были очерчены 1924 году именно благодаря Москве, более того, она более ста лет была владычицей центрально-азиатских земель. И если в первые годы после распада СССР Россия не проявляла особого интереса к бывшим «младшим братьям» (по причине отсутствия соответствующей стратегии, а также ресурсов), заявив о невозможности «содержать» свое «подбрюшье», то в настоящее время ситуация кардинально изменилась. Активизировались культурные, научные, политические, социальные связи, заработали многие соглашения, которые ранее находились в замороженном состоянии.
Россия делает упор на то, что в республике высока доля русскоязычного населения, и этим самым усиливает культурное влияние. Большую роль играет и телевидение, как средство коммуникации и продвижения своих интересов. Увеличились квоты для узбекских граждан, желающих поступать в российские вузы. Конечно, это не делается «просто так».
Китай также не остается в стороне от этих процессов. У него также есть исторические притязания на центрально-азиатские территории, например, Семиречье. В одно время Пекин добился безвизового режима с Казахстаном, и по подсчетам экспертов, не менее 100-2450 тыс. граждан Поднебесной с материальными ресурсами осели в Казахстане. Теперь они – экономическая и политическая сила, которая поддерживает связи с родиной, лоббируя некоторые правовые акты через политические органы страны. Осознав силу «пятой колонны», Астана остановила миграцию от сильного соседа. Такой же сценарий был подготовлен и для Узбекистана, только Ташкент вовремя понял, какая угроза таится в такой миграционной политике.
США не имели исторических притязаний, однако оказали политическую поддержку независимой республике после распада СССР. Впрочем, тогда это делалось в отношении всех 15 республик. Особых планов в Центральной Азии у Вашингтона не было, за исключением к нефтяным месторождениям Казахстана. Но все изменилось после 11 сентября 2001 года, когда геополитические интересы СШША сместились с Ближнего Востока в Центральную Азию. И Узбекистан был одним из тех, кто предложил свою помощь и поддержку в борьбе с терроризмом, предоставив свои базы для коалиционных сил.
Несомненно, нынешние тенденции в регионе связаны с увязанием Узбекистана ко внешней политики сильных держав, будь то Россия, США или Китай, и это будет длительное время, пока здесь происходят события глобального значения, например, антитеррористическая операция. Однако Вашингтон внимательно отслеживает укрепляющиеся взаимоотношения между Ташкентом и Пекином и Москвой, создавая своеобразную геополитическую ось.
Нужно сказать, что Узбекистан находится на фортпосту борьбы с исламским радикализмом. Так уж получилось, что «исламская дуга», начиная от Индонезию и Малайзию проходит через Центральную Азию на Кавказ и Ближний Восток и северную Африку. Таким образом, Узбекистан как бы отделяет страны СНГ от серьезного влияния сепаратистских тенденция и религиозного терроризма. Несомненно, этот фактор не может не учитываться мировыми державами.
Военно-стратегическое значение. Узбекистан занимает центральное место в регионе, именуемый Центральная Азия. Если один конец циркуля поставить на карту, ткнуть на территорию Узбекистана, а другим очертить круг, то станет понятным, почему беспокойство проявляют Китай, Индия, Пакистан, Иран, Саудовская Аравия, Россия. Потому что отсюда можно контролировать значительную часть континента. И если бы Ташкент дал, к примеру, «добро» на размещение тактических ракет, то они покрыли бы расстояние до любой точки в считанные минуты. Может, поэтому некоторые страны проявили сдержанное негодование и тревогу, когда в Узбекистане временно расположились военные силы США и их союзники по антитеррористической операции.
Следует сказать, что Москва выразила определенное неудовлетворение тому факту, что Узбекистан вышел из Договора о коллективной безопасности 1992 года (ДКБ). Этим самым снижался определенный боевой потенциал Центральной Азии, особенно увязанный с Россией (ее базы до сих пор расквартированы в Таджикистане и Кыргызстане). Не секрет, что наша республика считается одной из самых сильных в регионе, поскольку располагает значительными резервами в боеприпасах, технике и людскими ресурсами. И когда этот потенциал выходит из под влияния определенной силы, то это вызывает беспокойство. Ведь тогда республика будет определять военную политику, исходя из собственных интересов, не подчиняя их интересам других держав.
То, что Ташкент стремится проявлять такую самостоятельность, стало заметным, с одной стороны, когда республика вышла из ДКБ, а с другой, вступила в Шанхайскую организацию сотрудничества, которая, как известно, создавалась с целью снижения военной угрозы, решения проблем спорных территорий. И как важнейшая часть такого сотрудничества стала антитеррористическая деятельность, и не зря местом дислокации центра по борьбе с терроризмом стал Узбекистан.
Пентагон не оставили без внимания военный потенциал Узбекистана. От периода к периоду она в рамках антитеррористической операции поставляет специальную технику для военных, пограничных, полицейских и таможенных организаций Узбекистана. Причем общий объем такой помощи превысил $10 млн. Ранее США были инициаторами участия Ташкента в Программе НАТО «Партнерство во имя мира», а также проведения учений с участием американских и узбекских подразделений в Центральной Азии. Кстати, в свое время американцы и россияне поддержали концепцию миротворческих соединений Центральной Азии «Центразбат» в качестве резервных сил ООН.
Экономический фактор. Узбекистан располагает значительными природными ресурсами, в числе которых следует назвать золото (ее производство достигает до 90 тонн в год), хлопок (до 1,5 млн. тонн волокна), нефть и газ, уран, редкоземельные металлы. Безусловно, эти запасы еще значительны, и поэтому интерес к этому региону проявляют ведущие компании мира. Не зря китайская и российская стороны осуществляют инвестиции в узбекский сектор добычи и переработки полезных ископаемых – нефти и газа (в совокупности до $1,5-2,3 млрд.), американская – золота и металлов. Последние события показывают, что спрос на сырье остается на высоком уровне и отмечается тенденция к росту. Чтобы удовлетворить растущий спрос на сырьевые материалы необходимо освоение новых источников, а Узбекистан – лакомый кусочек в этом смысле.
С другой стороны, растет экономическая мощь самой республики, укрепляется ее торговая составляющая. Так, внешнеторговый оборот Узбекистана в январе-марте 2005 года увеличился на 10,0% по сравнению с аналогичным периодом 2004 и составил $2,293 млрд. При этом объем узбекского экспорта увеличился на 9,7% до $1,328 млрд., а объем импорта - на 10,4% до $965,4 млн. Такая динамика свидетельствует, что расширяется сотрудничество со многими странами, однако в последние годы он стал заметен в отношении России и Китая. Несомненно, это вызывает определенное раздражение у США, поскольку они считали этот регион зоной своих экономических интересов.
Узбекистан становится рынком сбыта многих товаров, производимых в России и Китае, и это одно из подтверждений того, что эти страны просто так не сдадут своих позиций. Поэтому Китай ведет более наступательную политику, уменьшая количество барьеров в двусторонней торговле, предоставляя кредиты (причем без правительственных гарантий), осуществляя инвестиции в Узбекистан.
Транспортно-коммуникационный фактор. Центральная Азия является узловым звеном между Европой и Юго-Восточной Азией. Сотни лет назад интегратором стран стал Великий Шелковый путь. Это осознавала и царская Россия, прокладывая к Узбекистану с двух сторон – через Казахстан и Каспий железную дорогу. Тогда это имело двоякое значение: успеть противодействовать британскому проникновению в регион и обеспечить себе сильную внешнюю границу, имея возможность оперативно перебрасывать сюда войска, а с другой – осуществлять экспортно-импортные операции. Регион для Москвы был и источником сырья и рынком сбыта. Практически, это не изменилось и в период СССР.
Другое дело, что коммуникации были изолированы в рамках Союза. Это снижало экономические возможности Узбекистана, ориентируя только на внутренний рынок СССР. С приобретением независимости ситуация несколько изменилась. Стало возможным выходить на новые магистрали. Появился проект ТРАСЕКА, поддержанный Европой и США, так как он обеспечивал Ташкент от влияния Москвы и создавал экономически выгодные связи с другими странами. Появились также коммуникационные проекты АЛТИД Шелковый путь-2000, ставящие задачи соединения Центральной Азии к странам АСЕАН. Таким образом, Узбекистан становится центральным звеном в цепочке транспортных линий Европа-Кавказ-Центральная Азия – Юго-Восточная Азия.
Китай осознает эффективность этих магистралей и поэтому оказывает финансовое содействие в реконструкции многих автомобильных и железнодорожных пунктов в Казахстане и Кыргызстане. В свою очередь Россия стала снижать тарифы за транзит, стремясь, чтобы грузопоток вновь вернулся на северные маршруты.
Ортодометрически полеты через Узбекистан по направлению Европа – АСЕАН являются наиболее эффективными. Над республикой пролетает ежесуточно более полусотни иностранных самолетов. Однако они не все делают остановки, хотя это экономически было бы выгодно Ташкенту. Пока здесь не будет построен хаб, центром транзита останется Дубаи, который ныне выступает связующим звеном в трансконтинентальных воздушных сообщениях.
Туристический фактор. Пекин претендует на статус главного бренда «Великого Шелкового пути», учитывая свое историческое значение и экономическую мощь. Его оспаривают стран Центральной Азии и Кавказа, в том числе и Узбекистан, располагающий значительными архитектурными памятниками и культурой. Россия же стремится перетянуть туристские потоки, формируемые как в СНГ, так и в дальнем зарубежье, на себя. Основной поставщик туристов в регионы – США и Европа, хотя в последние годы выездной туризм охватывают и арабский Восток и АСЕАН. В этом направлении ожидаются острые «стычки» конкурентов на внешних туристских рынках.
Социальный фактор. Узбекистан сохранил в себе все черты восточного общества со свойственным ему консерватизмом и традиционализм, здесь сильны влияния коллективизма (махалля), наличие сильной власти. Такие же процессы наблюдаются и в России, и в Китае. Этому противостоит Европа во главе с США, которые стремятся внедрить в Узбекистане западный образец демократии. На фоне идеологических сражений происходит сильное давление на социальный порядок, в частности, через цветные революции.
В любом случае, Узбекистан не выйдет из зоны влияния и внимания многих стран, имеющих в регионе политические, экономические, военные интересы. И от позиции Ташкента зависит сама ситуация в Центральной Азии, так и во взаимоотношениях региона с ведущими державами мира.



Другие статьи в литературном дневнике: