Феодализм в рамках закона

Алишер Таксанов: литературный дневник

В Узбекистане продолжает функционировать архаично-тоталитарная система прописки граждан




18.10.2003. В цивилизованных странах от места прикрепления граждан к земле давно отказались. Во всяком случае, после крушения феодальной системы граждане свободно передвигались по территории своего государства и лишь информировали соответствующие органы о своем местонахождении. Однако при этом было одно характерное отличие – такая информация носила заявительный, а не разрешительный характер.


Феодальная система была возрождена Советской властью в начале 30-х годов прошлого века, с помощью которой она регулировала все миграционные потоки, отсеивала неблагонадежных людей от места труда и проживания, лишала их возможности свободного пересечения территории, подавляла демократические основы. Так насильно приписывались к колхозам крестьяне, цыгане – к общине, не позволяя им в поисках хлеба покидать свои дома. Так было удобно карательно-репрессивным органам искать и наказывать граждан.


Безусловно, режим прописки – это нарушения свобод граждан. И она была уничтожена во многих республиках бывшего СССР после распада коммунизма. Но не в Узбекистане. Потому что эта система вписалась в нынешний политический строй, в котором нет места демократии, и каждый человек может быть лишен прав и свобод в административном порядке.


Без прописки, например, в Ташкенте невозможно получить официальную работу ни в государственных, ни в частных организациях. Сложно совершить куплю-продажу квартиры. Проблемы возникнут у того, кто захочет в банке обменять валюту. Отсутствие штампа в паспорте о своей принадлежности к тому или иному дому на какой-то территории – это потенциальная угроза стать объектом давления со стороны сотрудника карательно-репрессивных органов. Это хорошо налаженная кормушка для коррупционеров. Ведь каждый знает, что милиционер может придраться к любому прохожему, если в его паспорте стоит отметка о том, что он проживает в другой местности. И лишь за определенную мзду отпустит его, чтобы другой милиционер в другом месте опять его задержал и опять выбил деньги.


Существует версия, что прописка позволяет контролировать миграционные потоки и отлавливать преступников. На это ссылаются карательно-репрессивные органы. Но ведь в зарубежных странах полиция находит и задерживает преступников без всякой там прописки. Да и какой преступник будет проживать по адресу, в котором он прописан, зная, что он в розыске? Поэтому такая формулировка со стороны МВД – это просто бред. Зато известно, сколько стоит в «зеленых» возможность получить заветный штамп в паспорте.


Особенно это касается того, что люди, приезжающие в Ташкент из областей сроком на три дня, должны встать на временный учет. Моего родственника из Бухары терзали милиционеры, требовавшие доказательства, что он в столице именно второй день, а не более трех суток. «Где авиабилет? Где автобусный билет?» – спрашивали они, видимо по этим проездным документам надеясь определить срок его прибытия.


Но почему человек должен прибывать в Ташкент именно самолетом? Почему нельзя автомобилем, велосипедом, мотоциклом или просто пешком? Почему он должен доказывать каждому обладателю погон и фуражки, что он такой же гражданин, как и любой другой?


Представляю, какая буча началась бы, скажем, в Германии, если жителя города Хайдельберг остановили в Берлине из-за отсутствия местной прописки и полицаи требовали доказательств, что он здесь находится менее трех суток. Думаю, чтобы правительство не удержалось бы у власти более часа.


Не буду говорить, каких сложностей стоит зарегистрировать гостя у себя дома. Местные карательно-репрессивные органы создали сложную схему, которая позволяет некоторым нечистоплотным сотрудникам извлекать дивиденды. Это быстро осознали в Кыргызстане и отказались от регистрации иностранных граждан. Просто в аэропорту пограничники ставят штамп, и человек может проживать там, где захочет.


Моя двоюродная сестренка Тахмина Раззакова из Навои временно проживала в Ташкенте. У нее шесть лет назад был украден паспорт. Будучи не совсем серьезным человеком, она не торопилась его восстановить. Но когда встал вопрос о том, что надо выходить замуж, покупать квартиру, оформлять документы или просто съездить за пределы республики, то поняла: без паспорта никуда. В Ташкенте карательно-репрессивные органы ей дали от ворот–поворот, потому что она выписалась, а в Навои такая же служба сказала, что она не прописана в городе, и поэтому тоже не может выдать ей паспорт. Так, где ей получать паспорт? Все решает прописка. Так и тянется это много лет, мешая сестренке наладить нормальную жизнь. А МВД эти проблемы – наплевать. Иначе давно бы решило ее.


С моральной точки зрения прописка – это унижение. И дело не только в том, что нудно, долго и муторно ходить по инстанциям, чтобы получить разрешение на проживание в каком-то жилище. А в том, что человек перестает быть собственником своего жилья. Наоборот, это жилье является хозяином человека. Если у гражданина нет дома, то он бомж, значит, нарушитель закона. Наличие жилья – это свидетельство его закрепления к какой-то территории, но не столько материального благополучия.


И самое интересное, что все это закреплено законодательно. Например, Указом Президента Узбекистана за № УП 22-40 от 26 февраля 1999 года введено в действие Положение о паспортной системе, согласно которому запрещается в Ташкенте принимать на работу граждан, проживающих за пределами города. Министерство труда и социальной защиты получило письмо от начальника управления въезда-выезда и гражданства ГУВД Ташкента А.С.Расулова за № 27/10-4791 от 10 июня 2002 года, в котором также ребром ставится запрет работодателям г.Ташкента принимать на работу иногородних.


Между тем, в Конституции четко записано, что все граждане имеют одинаковые права и свободы. Там граждане имеют право свободного перемещения по территории страны, и ни слова о прописке. Там же в Конституции добавлено, что не допускается дискриминация человека ни по какому признаку. Прием на работу из-за отсутствия прописки в столице – это не дискриминация? Выгонять колхозников из города во время празднования Дня независимости - это разве не дискриминация?


Хотелось бы обратиться в Конституционный суд с вопросом: соответствуют ли указы Президента, постановления Кабинета Министров и письма МВД о прописке Основному закону страны… Однако это бессмысленно. Потому что Конституционный суд Узбекистана не принимает заявления от граждан. Это право дано чиновникам, которым по барабану проблемы людей, связанных с пропиской.



Другие статьи в литературном дневнике: