Закрытое акционерное общество

Алишер Таксанов: литературный дневник

«СУВЕРЕННЫЙ И НЕЗАВИСИМЫЙ УЗБЕКИСТАН»: ВАРИМСЯ В СОБСТВЕННОМ СОКУ


21.11.2004. У своего товарища я случайно обнаружил ксерокопию статьи «Пан или пропал? Пять принципов узбекской экономики», которая была опубликована в «Независимой газете» 4 декабря 2002 года. Пускай меня извинят читатели, что я обращаюсь к материалу двухлетней давности, но думаю, они поймут: в этом есть своеобразный резон. Во-первых, с высот прошедшего легче судить о результатах реформ и насколько автор Виктория Панфилова, совершившая вояж из Москвы в Ташкент, права в своих суждениях. Во-вторых, за два года в Узбекистане кардинально социально-экономическая ситуация не изменилась, и поэтому текст можно рассматривать в контексте и сегодняшних реалий. В-третьих, ну, не все же имеют доступ к российским изданиям, чтобы читать и анализировать то, что пишется о стране Ислама Каримова, и пускай это будет запоздалая рецензия.


Одной из бед журналистики является то, что человек, работающий на ту или иную прессу, не всегда является специалистом в той сфере, о которой пишет (например, в области экономики). Он чаще всего передает чужие слова, выступает как бы в роли магнитофона, и в этом нет ничего предосудительного. Хуже, когда начинается собственный анализ без «царя в голове». Не хочу нисколько умалять достоинства Виктории Панфиловой (добавлю, что ее статьи в Интернете всегда читаю с удовольствием), однако мне показалось, что статья явно заказная или это просто «отработка» за поездку в Узбекистан (есть такая специфика в СМИ, когда журналист пишет о том, что ему скажут за оказанные ему услуги путешествия).
Поэтому я позволю себе прокомментировать некоторые фразы из данной статьи и сделать небольшой социально-экономический анализ развития Узбекистана, чьи «успехи» привели в восторг российского журналиста.


Опущу первые строки и абзацы – они не вызывают у меня смущения. Но вот начну комментарий с такой фразы: «Восточное государство строит рыночную экономику по собственной модели, которая максимально учитывает все особенности и сложности переходного периода».
Эта модель была создана в воспаленном больном мозгу «человека, определившего эпоху». И самое страшное, что она была возведена в ранг догмата государственной политики. И теперь народ на собственной шкуре испытывает то, что вам, В.Панфилова, не придется ощутить. Разве при мощной экономике и демократических преобразованиях, которые прошли за 10 лет правления Ислама Каримова, может показатель «среднедушевой доход» составлять $20 в месяц? Разве валовой национальный продукт менее чем $400 на одного жителя – это не свидетельство того, что даже африканские страны впереди нас?


Панфилова приводит слова заместителя министра внешнеэкономических связей Хасана Исламходжаева: «Каждый народ уникален, как и каждое государство. Несмотря на то, что рыночная экономика развивается по общим законам, но везде существуют свои традиции и особенности». Наверное, по этой спецификой высокий чиновник имеет виду хлопокоРАБство, которое является движущей силой «узбекской модели». В нарушении Конвенции о правах ребенка, в Узбекистане эксплуатируются дети, которых, как в далекие годы в США, гоняли на хлопковые плантации. Фермеров вынуждают заниматься экономически невыгодным хлопководством, навязывают им кабальные условия продажи урожая зерна и хлопка, - разве это рыночная экономика, или просто наша специфика?


«Он добавляет, что международные эксперты, посещающие Узбекистан, признают: государство не только задекларировало цивилизованные условия, но и соблюдает их (что для стран СНГ является все же редкостью)», - пишется дальше в статье.
Полный бред! Правительство Узбекистана не соблюдает Конституцию страны, это является фактом того, что никакие «цивилизованные условия» не признаются на территории в 447,4 тыс. кв. км. Может, это при встрече в чистом зале и с переводчиками международные эксперты шепчут на ушко Х.Исламходжаеву, что здесь полный порядок, однако же они потом при неофициальных встречах с нижестоящими слоями, в том числе и журналистами говорят абсолютно противоположное. Не нужно далеко ходить: посмотрите материалы Всемирного банка, Международного валютного фонда, правозащитных организаций, там полностью раскрывается специфика узбекского развития. Да и нынешние выборы в парламент не блещут «цивилизованными условиями», о чем не раз говорят эксперты ОБСЕ.


Еще одно недоумение: «Так, недавно Узбекистан посетила миссия Международного валютного фонда (МВФ), которая также признала, что страна существенно продвинулась по пути экономических реформ, в частности в финансовом секторе».
Верно, МВФ признал наши успехи в переходе от первобытнообщинного строя к нынешней кланово-коррупционной политико-экономической системе, но не больше. Что касается финансового сектора, то я могу опровергнуть это тем, что 90% населения испытывает проблемы с наличностью, сопротивляется введению суррогатов – пластиковых карточек, которые в условиях «узбекской модели» просто не эффективны.


В.Панфилова добавляет: «Реальное увеличение валового внутреннего продукта (ВВП) составляет в Узбекистане 4-5% ежегодно. К такому показателю не приблизилась ни одна страна в СНГ». Думаю, журналисту следовало бы взять статистический сборник Межгосударственного комитета СНГ и просмотреть там эти цифры. Она бы убедилась, что это далеко не так, как заявляют официальные эксперты Узбекистана. Виктория, задумайтесь, как может быть рост ВВП при неработающих предприятиях, которые в свое время производили значительный объем национального дохода, когда выросла кредиторско-дебиторская задолженность, падают объемы внешней торговли? Панфилова отмечает: «Товарооборот вырос в 12,5 раза», то есть ВВП создавался в сфере оборота продуктов, а не его производства, что свидетельствует о зависимости национальной экономики от импорта. И именно борьба с импортом стала основной задачей правительства, которое с 2003 года начало борьбу с челночным бизнесом, подкосив такие же важные статьи дохода бюджета как налог с продаж, таможенные пошлины. Зато увеличилась контрабанда, отток денег в Казахстан и Кыргызстан, где узбекистанцы оттавариваются по полной программе.


Сокращение импорта – это не результат политики импортозамещения, а свидетельство серьезных проблем с конкурентоспособностью отечественных товаров и стимулированием экспорта. Это ранее было связано с разрывом между обменными курсами «черного» и официального курса узбекской валюты (который вырос со 120% в 1997 году до 500% к концу 1999 года), а также ограниченным доступом к конвертации. Далее были включены механизмы внешнеторговых ограничений, чтобы уменьшить дефицит по счету текущих операций.


«За последние годы увеличилось число инвестиций – привлечено свыше $12 млрд.», - подчеркивает В.Панфилова. Начнем с того, журналист не провела деления инвестиций на прямые и портфельные, а в этом заключена большая разница. Прямые иностранные инвестиции (в нетто-значении) в 1996 году равнялись $90 млн., 1997 - $167 млн., 1998 – $140 млн., 1999 – $121 млн., 2000 – $75 млн., 2001 году - $76 млн. Немного для страны с 25 млн. населения. Как видно из этого, в 2001 году инвестиции составили менее половины 1997 года, и это самые низкие показатели на душу населения среди стран с переходной экономикой. Добавлю также, что поступления от приватизации, составляющие 0,1% от ВВП в 1998-2000 годах, гораздо ниже реальных возможностей. Может, коррупция задействована в том, что разгосударствление идет со скрипом и околонулевым результатом.


Основная сумма зарубежных капиталов заключена в кредитах и обязательствах, взятых правительством. Поэтому за короткий срок (практически за 10 лет) у Узбекистана, имевшего в конце 1991 года «чистый кредитный лист», к 2002 году «возник» внешний долг в $4,5 млрд. Этот объем весьма значителен и обременителен для национальной экономики, особенно, если учитывать тот факт, что правительство скрывает о его наличии и обслуживании. Эксперты считают, что за счет значительных коммерческих заимствований, которые должны были сформировать импортозамещение национального производства, возрос внешний долг. С другой стороны, есть мнения, что часть этих средств были попросту расхищены или ушли на частные коммерческие проекты, не принесшие государству результата (то же самый канувший в небытие Хорезмский сахароперерабатывающий завод).


Добавлю, в 2001 году объем обслуживания внешнего долга по сравнению с 1996 годом увеличился практически в 3 раза, достигнув $0,9 млрд. Правда, в 2000 году ситуация несколько улучшилась (в связи ростом экспорта), однако соотношение внешнего долга к экспорту составило 140% и к обслуживанию долга – 29%. Отмечу, что в 1996 году внешний долг к ВВП по официальному обменному курсу равнялся 17%, к индикативному – тоже 17%, в 1997 году, соответственно, 19% и 26%, в 1998 году – 21% и 30%, 1999 году – 28% и 55%, в 200 году – 32% и 57%, в 2001 году – 41% и 62%. Если вы, Виктория, были бы экономистом, то эти цифры позволили уяснить, насколько остра ситуация в узбекской экономике, и как смехотворна «узбекская модель развития», о которой вам вешали лапшу в Министерстве внешних экономических связей.


Теперь правительство продает гарантии на кредиты. То есть ухудшает и без того сложную ситуацию с обслуживанием долга. Хотя золотовалютные запасы достигают $1,3 млрд. и это позволяет своевременно обслуживать долг, однако часто это осуществляется за счет продажи собственности, которая находится за рубежом (так, например, Узбекистан погашал проценты долга с Россией). При ухудшении мировой конъектуры на сырье, будет нечем покрывать задолженность. Более того, с 1997 года по 2002 год отток капитала, согласно расчетам независимых экспертов, составил свыше $300 млн. Это разве свидетельство того, что бизнесмены намерены инвестировать средства в развитие национальной экономики.


В.Панфилова осветила взаимоотношения Узбекистана с Международным валютным фондом, мол, ранее между ними не было взаимопонимания. «В феврале 2002 года был заключен меморандум между МВФ и правительством Узбекистана. В документе содержится ряд конкретных обязательств Узбекистана по реформированию своей экономики в сторону большей либерализации, открытости и прозрачности. Прежде всего МВФ настоял на поэтапном сближении официального и «черного» валютных курсов, и это условие выполняется», - с восторгом пишет российский журналист.


МВФ покинула республику, когда убедилось в бесперспективности своей работы в условиях авторитарной экономики, обслуживающей только узкий слой людей, приближенных к трону Ислама Каримова. И вернуться фонд заставили США. Одновременно администрация Д.Буша надавило и на правительство Каримова, чтобы были сделаны уступки. Но квазиреформы – это не реальные реформы, а пародия. Использованные подходы мало похожи на экономические рычаги, больше использован административный ресурс.


В начале 2000 года было завялено о проведении трансформаций в сфере конвертации по текущим счетам. Первым шагом стала административная девальвация официального и обменного курсов на 55% в номинальном выражении. В июне вводится новый курс, которой близок к «черному», и это свидетельствовало о том, что правительство осознало необходимость реально смотреть на ситуацию. В 2001 году обменный курс был девальвирован еще на 200% и унифицирован с внебиржевым.


Только не нужно наивно полагать, что здесь применялись исключительно экономические рычаги. Не секрет, что теневые структуры контролируют «черный» курс. Вполне возможно, что была договоренность официальных и коррумпированных лиц о сдерживании роста неофициального курса доллара. Этим самым была обеспечена 20%-я разница между курсами, что оговаривалось в документам МВФ и правительства.


Вызвало недоумение следующая цитата В.Панфиловой: «Сегодня ситуация коренным образом изменилась: как только в Ташкенте и других городах открылось много обменных пунктов, официальный курс доллара стал активно снижать».
Обменные пункты были и до валютной «реформы», но туда мало кто ходил – обмен шел на «черном» рынке, потому что в официальном очень сложно было приобрести валюту. Лишь в 2004 году обменные пункты стали доступными для людей. Но возник парадокс: теперь нет узбекских сумов, и лишь Мулладжанов (глава Центробанка) с Каримовым знают, где вся денежная масса страны. Но вам они об этом не скажут. Они и не говорят, почему в обменных пунктах постоянно проблемы с наличностью, и что введены ограничения на ввоз и вывоз узбекских денег. В некоторых банках почему-то сложно поменять «евро», не берут долларовые купюры с датами до 1990 года или ветхие.


Автор говорит о том, что к 2005 году производство драгоценных металлов на Навоийском горно-металлургическом комбинате возрастет в 2,7 раза, что обеспечит экспорт до $123 млн. Но при этом не приводятся данные, куда идут эти средства, полученные от продажи национальных природных ресурсов. Работающие на этом ГМК признались мне, что карьеры, которые переданы им для освоения, на самом деле эксплуатируются американским СП (а у него задача – переработка обедненной золотоносной руды), что позволяет получать огромные доходы. Согласно договору с правительством, это СП получает 50% золотодобычи в свою собственность. А это много и много тонн драгоценного металла.


«Заинтересованность в бесперебойном получении золота на Навоийском комбинате столь велика, что узбекские власти пошли на беспрецедентную акцию, - пишет В.Панфилова. – Руководству комбината разрешили покупать для работников нетитульных национальностей, которые выходят на пенсию и намерены покинуть страну, квартиры в любом государстве СНГ, в основном в России и Украине».
К сожалению, это еще раз демонстрирует кастрированную политику в сфере межнациональных отношений. Почему именно нетитульных наций? Вы думаете, что среди узбеков нет желающих выехать в Россию или на Украину? Кстати, не задавались вопросом, а почему такую практику не сделали в ГАО «Ташкентское производственное объединение имени Чкалова» (разве Узбекистану самолеты не нужны?), Ангренском горно-металлургическом комбинате (а медь – разве не ценный металл?) или химическом предприятии «Аммофос» (удобрение – тоже валюта), Ташкентском тракторном заводе или Асакинском автозаводе «УзДЭУ» (автомобили тоже приносят валюту). Может, просто гендиректор пролоббировал эту идею (у него в кабинете есть «вертушка» - прямая связь с Исламом Каримовым), и правительство сделало такое исключение? Тогда это явное экономическое и политическое неравенство (которое к рыночной системе не имеет никакого отношения), установленное авторитарно-политическим способом.


Кстати, об этих квартирах. Было время, когда действительно за счет доходов Навоийского ГМК в одной из областей России строили дома для работников комбината. Но такое «везение» досталось не всем – только узкому слою управленческого персонала. Вот они-то и получили ключи (однако сейчас имеют проблему с пропиской). А в Навои десятки тысяч семей, относящихся к рабочему классу, которые так и не увидели и не увидят своего жилья на российской земле. Сейчас наблюдается уменьшение оттока из города имени великого узбекского поэта и главного загрязнителя окружающей среды, поскольку квота на строительство таких домов иссякла. Сейчас навоинцы едут в Ташкент, чтобы простаивать громадные очереди в консульский отдел Посольства России. Догадываетесь, Виктория, зачем? Добавлю, что организация приема в это дипломатическое учреждение отвратительна и унизительна, сплошной бардак. Складывается впечатление, что в этой анархии кто-то получает неплохие дивиденды. Но это – тема отдельного разговора.


Меня смутила последняя фраза: «Однако в последние годы желающих уехать немного, ибо в последнее время Узбекистан в полной мере оправдывает народную мудрость: дома действительно лучше». В.Панфиловой, видимо, не показали статистику, а то бы у нее сложилось несколько иное представление о миграции населения. Наоборот, с 2000 года наметилась усиливающая тенденция роста выезда титульной и, тем более, нетитульной наций в соседние и дальние страны. По оценкам экспертов, сейчас за пределами «исторической родины» 1,5-2 млн. узбекистанцев, трудящихся легально и нелегально на стройках, предприятиях торговли, транспорта, образования и науки, здравоохранении и бытовых услуг, сельского сектора России, Казахстана, Украины и даже Кыргызстана. Про Запад, США или Южную Корею говорить не буду – это «голубая» мечта каждого третьего гражданина Узбекистана. Если бы не жесткая политика посольств, аккредитованных в Ташкенте, то половина населения республики мгновенно собрала чемоданы, и только сверкающие пятки удирающих продемонстрировали недостоверность фразы «дома действительно лучше».


Приведу данные Всемирного банка: денежные переводы от мигрантов, работающих в благополучных странах, составляют основной источник капитала и средства существования семей. В странах Европы и Центральной Азии эти средства выросли с $10,3 млрд. в 2002 году до $10,4 млрд. в 2003. Чувствуете, Виктория, что среди этой суммы есть и те, которые идут в экономически процветающий Узбекистан по пяти принципам и семи приоритетам в рамках «национальной модели» и «идеологии государственной независимости».


Единственный признак рынка – это создание закрытого акционерного общества «Суверенный и независимый Узбекистан», чей контрольный пакет акции принадлежит режиму Ислама Каримова. Но не уверен, что граждане страны довольны таким обстоятельством. Мы варимся в собственном соку по рецепту «узбекской модели», тогда как другие страны ушли далеко вперед.



Другие статьи в литературном дневнике: