Война Степана Шкипарёва - III

Игорь Абросимов
Игорь АБРОСИМОВ

                ВОЙНА СТЕПАНА ШКИПАРЁВА - III



III.  Дорога на фронт
_______________________



274-я стрелковая дивизия первого формирования участвовала в летних боях 1941 г. на Южном фронте, понесла тогда большие потери и была расформирована. Свое второе формирование, начиная с апреля 1942 г., дивизия проходила в Московском военном округе на базе 30-й отдельной стрелковой бригады, которая в 1941 – 1942 гг. отличилась в боях под Москвой.

Отдельные стрелковые бригады формировались с осени 1941 г. до начала 1943 г. в связи с трудностями, возникшими при развертывании стрелковых дивизий из-за недостатка времени, людских и материальных ресурсов и вооружения. В соответствие со штатами бригада состояла из 4-х стрелковых батальонов, роты автоматчиков, взводов пешей и конной разведки, роты ПТР, артиллерийского дивизиона (12 полковых 76-мм пушек), истребительно-противотанкового дивизиона (12 противотанковых 45-мм пушек), минометного дивизиона (12 полковых 120-мм минометов), саперного взвода, роты связи, подразделений тыла и обслуживания. В сотаве бригады числилось около 4,5 тыс. чел. Действовало несколько штатов, в некоторых бригадах количество личного состава достигало 6 тыс. К концу 1943 г. на базе большинства бригад были сформированы стрелковые дивизии.

30-я стрелковая бригада понесла большие потери, весной 1942 г. была отведена в тыл и обращена на переформирование стрелковой дивизии. На основе стрелковых батальонов формировались стрелковые полки, артиллерийского дивизиона – артиллерийский полк и т.д. Простое сравнение штатов этих формирований, а также ознакомление со штатами стрелковой дивизии показывают, какую громадную работу необходимо было проделать, какие ресурсы задействовать, чтобы обеспечить данное мероприятие. Тем более, учитывая потери стрелковой бригады, выведенной накануне из боев.

Местом дислокации 274-й стрелковой дивизии был назначен район г. Высоковска, что в 10 км от г. Клина Московской области. Все части формируемой дивизии располагались в полевых условиях. Командный состав частей и подразделений частично замещался за счет ветеранов 30-й стрелковой бригады. Основное пополнение состояло из призывников Московской, Тульской и Рязанской областей, в состав дивизии было зачислено 80 курсантов Московского пехотного училища им.Верховного Совета РСФСР. В процессе формирования курсантам были присвоены сержантские звания.

Прибывший на новое место службы Степан Шкипарёв получил назначение на должность делопроизводителя штаба 961-го стрелкового полка. Полк развертывался на базе 1-го батальона 30-й стрелковой бригады. Лагеря подразделений стрелкового полка с соблюдением правил маскировки были разбиты в лесу, восточнее деревни Петровское. На должность командира полка получил назначение майор А.И.Сергиенко, комиссара полка - батальонный комиссар В.Л.Михальченков, начальника штаба – старший лейтенант А.Ф.Комиссаров. Под непосредственным началом Комиссарова, ставшего в 1943 году майором, Степан Шкипарёв воевал с первого дня и до последнего. В штабе полка, кроме его начальника, служили помощники начальника штаба по оперативной работе, по разведке, по связи, по личному составу, по тылу, по спец. части (шифровальная работа и кодирование карт), а также делопроизводитель, переводчик (эта штатная должность чаще всего оставалась не занятой) и два писаря, всего 10 -11 чел., в т.ч. 8 - 9 чел комначсостава. Кропотливая работа по организации сложного полкового военного организма, обучению и сколачиванию боевой части в жесткие сроки, которые диктовала обстановка на фронте, шла в штабе с раннего утра и до поздней ночи.

Вновь назначенный командир дивизии полковник А.И.Утвенко прибыл в Высоковск 9 мая, а несколькими днями позже приступил к работе начальник штаба дивизии полковник П.В.Мельников. Комиссаром дивизии был назначен полковой комиссар А.В.Мухин.

Ко времени своего назначения на 274-ю стрелковую дивизию А.И.Утвенко был достаточно известным командиром Красной Армии. В боях под Ельней в августе 1941 г. он командовал стрелковым полком, был замечен командующим Западным фронтом Г.К.Жуковым и в звании майора назначен командиром 19-й стрелковой дивизии. Его непосредственного начальника генерал-майора Я.Г.Котельникова, командовавшего этой дивизией, отстранили от должности за «бездеятельность и невыполнение боевых приказов» с передачей дела военному прокурору. Утвенко успешно командовал дивизией в тяжелых боях лета и осени первого военного года, причем в октябре, когда соединение попало в «вяземский котел», с боями вывел ее части из окружения. После переформирования дивизия Утвенко участвовала в контрнаступлении под Москвой.

В  середине июля 1942 г., накануне отправки 274-й стрелковой дивизии на фронт, Утвенко был отозван в распоряжение командования 4-ой резервной армии, а затем назначен командиром 33-й гв. стрелковой дивизии. Летом 1942 г., на дальних подступах к Сталинграду, он вновь выводил соединение из оперативного окружения. Образ Утвенко известен читателям военной прозы К.Симонова, лично его знавшего и считавшего готовым прототипом для героя романа. В 1943 г., при воссоздании корпусного звена управления, молодой генерал, показавший себя с лучшей стороны как командир дивизии, получил более высокое назначение.

После отзыва А.И.Утвенко и.д. командира 274-й стрелковой дивизии стал П.В.Мельников, а на место начальника штаба выдвинули начальника оперативного отделения штаба майора М.С.Вейцмана. Однако, с началом боев, в конце июля, дивизию возглавил полковник В.П.Шульга, который имел предшествующий опыт командования стрелковой дивизией, правда небольшой, исчислявшийся несколькими месяцами. До того, как ему было поручено командовать дивизией, Василий Павлович прошел все ступени военной карьеры. Окончив в 1927 г. пехотную школу, командовал взводом, ротой, был начальником штаба и командиром батальона. Его военная карьера чуть было не прервалась в 1936 г., когда из-за репрессированного брата Шульга был исключен из партии. Однако в 1939 г. в партии его восстановили и назначили начальником штаба полка. В 1939-1940 гг. майор Шульга участвовал в боях на Карельском перешейке, был ранен.

Накануне войны, в 1941 году, Шульга окончил Военную академию им.Фрунзе и был назначен командиром полка, на должность, которую в мирное время всегда считали достойной состоявшейся карьеры кадрового военного. С первых дней Великой Отечественной войны Шульга на фронте, командовал стрелковым полком, был начальником штаба дивизии, а затем стал командиром дивизии. Так что опыт руководства в боевых условиях у командира дивизии был. В.П.Шульга бессменно командовал 274-й Ярцевской стрелковой дивизией до последних дней войны, стал генерал-майором, Героем Советского Союза.

В июне 274-я стрелковая дивизия была включена в состав 4-й резервной армии РВГК [III-1], находилась в предбоевом периоде и проходила интенсивную подготовку (обучение командного состава управлению подразделениями с использованием средств усиления, огневая подготовка по всем видам оружия, ротные, батальонные и полковые тактические учения, дивизионное учение). 14 и 15 июля дивизию инспектировал член Ставки ВГК Маршал Советского Союза К.Е.Ворошилов, который удостоверил готовность соединения к передаче в состав Действующей армии. Без сомнения, на людей того времени двухдневная инспекция, с которой побывал в дивизии «первый маршал», фигура в то время по-прежнему легендарная, строевой смотр, им проведенный, во время которого Ворошилова увидели и услышали не только большие командиры, но и весь личный состав, произвели большое впечатление. Получилось, как пелось в популярной в те годы песне – «когда нас в бой пошлет товарищ Сталин и первый маршал в бой нас поведет». В бой «первый маршал» в 1942 году уже не водил, но боевое напутствие за несколько дней перед отбытием на фронт – это для участников строевого смотра стало почти реальным воплощением в суровую действительность знакомых песенных строк.

После завершения формирования дивизия общей численностью более 12 тыс. чел. была укомплектована управлением, штабом, 961-м, 963-м и 965-м стрелковыми полками, 814-м артиллерийским полком, 150-м отдельным противотанковым дивизионом, 481-й отдельной зенитной артиллерийской батареей, 301-м отдельным минометным дивизионом, 340-ой отдельной разведротой, 545-м отдельным саперным батальоном, 298-ой отдельной ротой химзащиты, 633-м отдельным батальоном связи, 547-й отдельной авторотой подвоза, 336-м медико-санитарным батальоном и рядом др. подразделений тылового обеспечения, положенных по штатам.

Распоряжением Генерального штаба от 17 июля 1942 года 274-я стрелковая дивизия на месте своего формирования была передана в состав Калининского фронта и, выполняя приказ командующего 29-й армией генерал-лейтенанта В.И.Швецова, выступила походным порядком по направлению к городу Ржеву. Чтобы обеспечить скрытность выдвижения и избежать ударов немецкой авиации, форсированные марши совершались короткими летними ночами. Производилась предварительная рекогносцировка дорог, по которым предстояло в темное время суток двигаться пешим колоннам, артиллерии, гужевому транспорту, немногочисленным автотягачам и грузовикам. Саперы и выделенные им в помощь команды приводили в порядок участки пути, где могли возникнуть трудности при прохождении артиллерии и транспорта. Расстояние до 150 – 160 км, останавливаясь на дневки, дивизия преодолела  за неделю. Колонны пешим порядком прошли за это время по Московской области, миновали Клин, Завидово, Калинин, Старицу и вышли к полосе фронта восточнее Ржева.

Совсем недавно, несколько месяцев назад, по этим местам дважды с жестокими боями прошел фронт, вначале с запада на восток, затем, в ходе Московской наступательной операции, – с востока на запад. Город Высоковск, в окрестностях которого три месяца располагалась часть, в декабре 1941 г. находился под оккупацией. В дивизии было немало красноармейцев и командиров, среди них и Степан Шкипарёв, которые впервые шли на фронт, впервые видели сожженную, разбитую, разоренную землю. Кадры кинохроники и газетные фотографии обрели в их глазах конкретное содержание. Реальность, впервые увиденная вблизи и лично, превзошла по своему запредельному трагизму любые пропагандистские материалы. Именно в те дни писал Степа в письмах домой, что ни в коем случае нельзя оставаться под оккупацией, необходимо, несмотря ни на что, несмотря на болезнь Полины Андреевны, уезжать в эвакуацию. Враг подходил к Баку, Степино письмо пришло как раз в те дни, когда началась частичная эвакуация города.

Два стрелковых полка 274-ой дивизии, 963-й и 961-й, к исходу дня 25 июля развернулись во втором эшелоне, 965-й стрелковый полк сменил 26 июля на боевом участке Карпово - Круглово части 5-й стрелковой дивизии 29-й армии. Боевая деятельность вновь сформированной дивизии началась.

Через четыре дня частям и подразделениям этого соединения, занятым усовершенствованием полевых укреплений и приводившим себя в полную боевую готовность, предстояло перейти в решительное наступление. Впрочем, большинство, за исключением ограниченного круга лиц командного состава, ознакомленного 26 июля с боевым приказом штаба 29-й армии, не знало в те дни, когда же придет этот решающий час.

Середина и вторая половина июля, как раз в это время 274-я стрелковая дивизия заканчивала формирование и выступила на фронт, была особенно тревожной. В сводках Совинформбюро, которые вся страна с нетерпением ожидала дважды в сутки, утром и вечером, говорилось про «ожесточенные бои с наступающим противником». 10 июля пришло сообщение об оставлении Россоши, 12 июля – Кантемировки и Лисичанска. 13 июля наши войска «планомерно отходили на новый оборонительный рубеж» уже восточнее Лисичанска, а затем оставили Богучар и Миллерово. Всем было ясно, что прорвав фронт на юге, Вермахт стремительно наступает в направлении нижней Волги и Кавказа. 27 июля, когда 274-я стрелковая дивизия заняла полосу обороны в боевых порядках 29-й армии, пришло сообщение о взятии противником Новочеркасска и Ростова, а 28 по сообщению Совинформбюро бои шли уже в районе Батайска. Враг продолжал продвигаться вперед.

Вот почему с тяжелым чувством, с тревогой и, прямо надо сказать, угасающей надеждой на скорое и благополучное окончание военных испытаний, ожидала армия продолжения ожесточенных сражений здесь, на Ржевском направлении.

В истории Великой Отечественной войны наступление, подготовка к которому заканчивалась тогда, получило название первой Ржевско-Сычевской наступательной операции.

                (Продолжение следует)

               

             «Война Степана Шкипарёва. Предисловие» - http://www.proza.ru/2013/06/26/945
             «Война Степана Шкипарёва - I» - http://www.proza.ru/2013/07/15/989
             «Война Степана Шкипарёва - II» - http://www.proza.ru/2013/07/16/1398
             «Война Степана Шкипарёва - IV» - http://www.proza.ru/2013/07/20/1047
             «Война Степана Шкипарёва - V» - http://www.proza.ru/2013/07/20/1641
             «Война Степана Шкипарёва - VI» - http://www.proza.ru/2013/07/21/1904
             «Война Степана Шкипарёва - VII» - http://www.proza.ru/2013/07/24/1030 
             «Война Степана Шкипарёва - VIII» - http://www.proza.ru/2013/07/25/1042
             «Война Степана Шкипарёва - IX» - http://www.proza.ru/2013/07/29/1426
             «Война Степана Шкипарёва - Х» - http://www.proza.ru/2013/08/01/996
             «Война Степана Шкипарёва - ХI» - http://www.proza.ru/2013/08/03/1608
             «Война Степана Шкипарёва - ХII» - http://www.proza.ru/2013/08/16/756
             «Война Степана Шкипарёва - ХIII» - http://www.proza.ru/2013/09/19/1017
             «Война Степана Шкипарёва - ХIV» - http://www.proza.ru/2013/09/29/1677
             «Война Степана Шкипарёва - ХV» - http://www.proza.ru/2013/10/15/1158
             «Война Степана Шкипарёва - ХVI» - http://www.proza.ru/2013/10/19/1291
             «Война Степана Шкипарёва. Примечания» - http://www.proza.ru/2013/07/20/1069
 

Перечень литературы - http://www.proza.ru/2013/09/29/826