Сергей Пономаренко 3 - написанные рецензии

Рецензия на «Почему православие» (Задорожная Анастасия Леонидовна)

После Крещения...

"Жизнь по воле Божией есть в высочайшей степени жизнь разумная. Здесь воля Божия через покорный внушениям ее разум правит всеми делами и всем ходом жизни и ведет человека к последней его цели. Отсюда строй, целость жизни" (Свт. Феофан Затворник)

Рад за Вас...
С ув. Сергей Анатольевич.

Сергей Пономаренко 3   02.07.2019 13:47     Заявить о нарушении
Сергей, большое Вам спасибо за прекрасный комментарий!
Спаси Вас, Господи! Всего Вам доброго!

Задорожная Анастасия Леонидовна   02.07.2019 17:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Причастие» (Задорожная Анастасия Леонидовна)

И Таинство называется "Причащением" потому, что чрез него мы причащаемся Божества Иисуса. А "хлебом общения" и называется <самое Тело Господа обожествлённое>, и поистине есть вследствие того, что чрез него мы вступаем в общение с Христом и принимаем участие в Его как Плоти, так и Божестве.

С ув. Сергей Анатольевич.

P.S. "Хлеб общения не простой Хлеб, но соединенный с Божеством", - думают протестанты...

Сергей Пономаренко 3   30.06.2019 21:49     Заявить о нарушении
Сергей, большое спасибо Вам за Ваши дополнения!
Просто хотелось передать важность таинства Причастия в жизни православного христианина. Только в жизни в единеньи с Богом мы по-настоящему живы.
Всего Вам доброго и Божьей помощи!

Задорожная Анастасия Леонидовна   02.07.2019 09:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ересь» (Юрий Парашутов)

"У каждого свои тараканы в мозгу", посему ересь - это СОЗНАТЕЛЬНОЕ противление истине, причем, если нет вреда (погибших душ) от какой-то конкретной ереси, то и святые на нее не обращали внимание (должно же быть и разномыслие)…
С ув. Сергей Анатольевич.

Сергей Пономаренко 3   30.06.2019 21:25     Заявить о нарушении
Можно ещё дополнить ваше правильное определение: ересь - это СОЗНАТЕЛЬНОЕ противление истине под влиянием прелести и самообольщении.

Юрий Парашутов   01.07.2019 05:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Воскресшие Святые или мертвецы? Кошмар протестанта» (Славен Любомиров)

"Святым не поклоняются..."

Этот аргумент принадлежит Вигилантию. Вот его слова, приведенные Иеронимом в написанной им против него книге: «Мы видим, что под предлогом религии нам предъявляют какой-то языческий обряд: они, говорю, склоняются с поцелуями к какой-то кучке праха, лежащей в убогом сосуде, обернутом дорогим полотном». Иероним на это отвечает так: «Мы не поклоняемся не то что мощам мучеников, но и солнцу, луне и даже ангелам», – то есть не поклоняемся поклонением «latria». – «Но мы почитаем мощи мучеников так, чтобы этим почтить Того, чьими свидетелями они являются. Мы почитаем слуг, дабы оказанные им почести были возведены к их Хозяину». Следовательно, почитая святые мощи, мы не впадаем в заблуждение язычников, которые воздавали умершим поклонение «latria».

С ув. Сергей Анатольевич.

Сергей Пономаренко 3   30.06.2019 21:09     Заявить о нарушении
Хорошее дополнение относительно почитания и поклонения.) СпасиБО. С уважением

Славен Любомиров   01.07.2019 16:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Первородный грех по учению святых отцов» (Валентина Ульянова)

Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет:
"Поведается Божественным откровением, что первый человек создан Богом из ничего, создан в красоте духовного изящества, создан бессмертным, чуждым зла".
Вы привели достаточно странное мнение святителя. Как-то все полагали, что "из праха земного"... Ну, да ладно...

См http://www.portal-slovo.ru/theology/37554.php

Вы конкретно ИЗВРАТИЛИ смысл Послания Восточных Патриархов с точностью до наоборот - это талант!!!
Из "Послание патриархов восточно-кафолическия церкви. О ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ". 1723 г.: "А бременем и следствием падения мы называем не самый грех, как то: нечестие, богохульство, убийство, ненависть и все прочее, что происходит от злого человеческого сердца, в противность воле Божией, а не от природы;(ибо многие Праотцы, Пророки и другие бесчисленные, как в Ветхом, так и в Новом Завете, мужи, также божественный Предтеча и преимущественно Матерь Бога Слова и Приснодева Мария, были непричастны как сим, так и другим подобным грехам), но удобопреклонность ко греху и те бедствия, которыми Божественное правосудие наказало человека за его преслушание, как то: изнурительные труды, скорби, телесные немощи, болезни рождения, тяжкая до некоторого времени жизнь на земле странствования, и напоследок телесная смерть. <что от природы>"
Здесь по смыслу "удобопреклонность ко греху" - это ОТ ПРИРОДЫ и не является первородным грехом... Эти последствия - "бедствия" в богословии принято не путать с грехом...

У Вас что-то страшное и все замешено: «Веруем, что первый человек, сотворенный Богом, пал в раю тогда, когда нарушил заповедь Божию, послушав совета змеина, и что оттуда прародительский грех распростирается на все потомство путем наследия, так что нет никого из рожденных по плоти, кто бы был свободным от этого бремени и не ощущал бы последствий падения в этой жизни. Бременем же и последствиями падения мы называем не самый грех (как-то: безбожие, богохульство, убийство, ненависть и все прочее, исходящее от злого сердца человеческого), а сильную наклонность ко греху... Падший через преступление человек уподобился неразумным животным, то есть помрачился и лишился совершенства и бесстрастия, но не лишился того естества и силы, которую получил от Преблагого Бога.»
У Вас по цитате "бедствия" стали грехом...

И еще, получается согласно Вам, "божественный Предтеча и преимущественно Матерь Бога Слова и Приснодева Мария" - имели "сильную склонность ко греху" и "уподобились неразумным животным".... Жуть.

Как у Помазанского: "Таким образом, первородный грех понимается православным богословием как вошедшая в человечество греховная склонность, ставшая его духовной болезнью"

Послание Патриархов опровергает Помазанского, а у Вас поддерживает...

Сергей Пономаренко 3   09.06.2019 03:08     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Сергей!

Терехов Максим Юрьевич   08.06.2019 22:30   Заявить о нарушении
Рецензия на «13. От кого учение о бессмертии души?» (профиль удален)

1) "Никаких посмертных страданий нет"

...все-таки, после смерти предварительный суд,
принимаются/опровергаются даже "свидетельства" от падших духов.

2) "Человек не имел бессмертия от начала"

правильное мнение - имел бессмертие от начала по Благодати, потому что его
душа и тело были созданы Благим Господом... А сам по себе он, увы, - смертный...
Т.е. он был создан одновременно и смертным и бессмертным.
См. http://www.portal-slovo.ru/theology/37554.php

3)"Дерево жизни, очевидно, относится к физической сфере.
И если бы смертный человек употреблял плоды и листья с этого дерева,
то его тело исцелялось бы бесконечно и продолжало оставаться живым.
А человек, однажды ставший грешником, продолжал бы в этом теле грешить,
умножая зло и свою вину. Человека нужно останавливать.
Срок, отведенный на греховную жизнь, должен быть ограничен.
И Бог позаботился, чтобы человек не имел доступа к этому дереву, поставив ангела-охранника с мечом."

Так прям к физической сфере? Не знаю. А Ваши представления об этом вопросе сродни тому, что Бог положил смерть на земле, дабы прекратить грех каждого. Я не приверженец такой точки зрения... Есть мнение Св. Отцов, что некоторые злые и после смерти усовершенствуются во зле, т.е. гневят Бога. Да и праведный Адам, после того как Господь и удалил его от Себя, он с Евой хотя и покаялись, но не были абсолютно безгрешными (т.е. и на земле в строгом смысле продолжали грешить)...

Всех благ...

Сергей Пономаренко 3   08.06.2019 16:24     Заявить о нарушении
Рецензия на «Зло. Очерки православного воззрения» (Валентина Ульянова)

Начиная с пункта «с) Злоупотребление свободной волей»
Начинается «ПОДТАСОВКА» Св. Отцов в сторону пелагианства.
Само название пункта подразумевает учение еретика Пелагия. Он как раз и считал, что человек грешит «вольно»: может грешить - может не грешить.

Уберите Прот. Михаил Помазанский с его догматическим богословием. Он не святой.
Из его «богословия»: Нельзя видеть сущность греха, в том числе и первородного,
только в господстве плотского начала над духовным, как то представляет римское богословие. Многие греховные склонности, притом и тяжелые, относятся к свойствам духовного порядка: такова гордость, составляющая, по словам Апостола, источник, рядом с похотью, общей греховности в мире (1 Иоан. 2:15-16). Грех присущ и злым духам, не имеющим плоти вообще. Словом «плоть» в Священном Писании называется состояние не возрожденное, противоположное возрожденной жизни во Христе: «рожденное от плоти плоть есть, а рожденное от духа дух есть». Конечно, этим не отрицается факт, что ряд страстей и греховных наклонностей берет свое начало от телесной природы, на что указывает и Священное Писание (Рим. 7 глава)
Таким образом, первородный грех понимается православным богословием как вошедшая в человечество греховная склонность, ставшая его духовной болезнью.

Написано явное заблуждение.
НИКОГДА греховная склонность не была грехом ни у православных, ни у католиков...
Потенция совершить грех не есть грех. Это очевидно. Только, когда человек совершит «нехорошее» дело,
тогда согрешает. Или предаст душу какой-нибудь страсти, которая будет властвовать в его душе, ведя в погибель.
А то, что человек склонен ко греху - это порок (а НЕ грех), с которым наши души СОЗДАНЫ (наедине) Богом, а Бог, это тоже очевидно зло (грех) никогда НЕ творит (свт. Иоанн Златоустовый).

И еще, если Вы соизволите познакомиться с трудами, к примеру, более серьезными,
как св. преп. Максима Исповедника, то первородный грех он определял (грубо) как то, что проистекает из нежелания страданий, и страсти к удовольствиям. В этом и погряз мир. Но здесь есть нюанс. Эти два аспекта не есть «греховная склонность», а что-то более существенное.
Человек уже отказался от добра и повернулся ко злу (он полностью уже реализовал свою «склонность»). Посему, если кто-то из католиков определял первородный грех,
как главенство плотского над духовным, то был не далек от истины.
Сам переход от Адама к современному человеку по Пелагию.
Бл. Августин писал, что мы рождаемся уже со злом, со страстной природой.

Сергей Пономаренко 3   28.05.2019 13:33     Заявить о нарушении
Вы не понимаете, о чём пишете. Кого вы обвиняете в пелагианстве? Святых отцов, на учении которых основана вся статья? Прот. Михаила Помазанского?! Это безоновательное утверждение. Напомню Вам, что основные тезисы пелагианства таковы:
1. Первородный грех не произвел никакой перемены в природе человека. 2. Смерть – не следствие греха, но следствие природы, которая создана смертной. 3. Грех Адама не распространяется на его потомков. 4.) Спасение человека достигается его собственными силами при помощи благодати. 5. Благодать не имеет освящающего и возрождающего действия, но только указывает путь, которым можно достигнуть спасения.
Ни одного из этих положений нет ни в моей статье, ни вообще в книгах увааемого богослова, прот. Михаила Помазанского. Даже притянуть ваши абсурдные утверждения не за что - нет ни слова еретического в его книгах. то, что вы процитировали, это абсолютно православное утверждение, разоблачающее католические заблуждения: http://verapravoslavnaya.ru/?Pomazanskii_Pravoslavnoe_Dogmaticheskoe_Bogoslovie_Chastmz2

Может быть, вы сами находитесь в плену католицизма с его ересями? Потому что ваши утверждения об определении первородного греха странны для православного. Первородный грех - кроме самого греха прародителей имеет и тот смысл, что природа человека повредилась и в ней возникла склонность ко греху, "огреховлённость", помрачение, повреждённость природы, не преодолимая без таинств Церкви. Именно так и учат о первородном грехе, вопреки вашему утверждению, святые отцы:
Св. Василий Великий: «Человек сотворен по образу Божию и по подобию, - но грех изуродовал красоту образа, вовлекши душу в страстные желания».
Пр. Иустин (Попович): «Нарушение, помрачение, искажение, расслабление, которые первородный грех вызвал в духовном естестве человека, можно кратко назвать нарушением, повреждением, помрачением, обезображиванием образа Божия в человеке. Ибо грех помрачил, изуродовал, обезобразил прекрасный образ Божий в душе первозданного человека».
«В первородном грехе Адама нужно различать два момента: первое - сам поступок, сам акт нарушения заповеди Божией, само преступление; само непослушание; и второе - этим созданное греховное состояние, о-греховленность («амартиа» - Рим.5, 12,14). Поскольку все люди ведут происхождение от Адама, то первородный грех наследственным путем перешел и перенесся во всех людей. Поэтому первородный грех является в то же время и наследственным грехом. Принимая от Адама человеческое естество, мы все с ним принимаем и греховную испорченность…»
Св. Макарий Великий пишет, что первородный грех это "некая скрытая нечистота и некая преизобилующая тьма страсти, которая через преступление Адама проникла во все человечество; и она помрачает и оскверняет и тело, и душу".

Валентина Ульянова   28.05.2019 15:41   Заявить о нарушении
И добавлю о происхождении зла. Вы считаете, что человек не может не грешить? Вы отрицаете свободу воли Адама и Евы? По-вашему, первые люди были обречены на грех? У них не было выбора? Тогда у вас получится, что Бог сотворил зло и наказывает людей без вины. А это уже вообще никакое не христианство.
Далее. Обратите внимание, что вы приравниваете духовное состояние Адама и Евы до грехопадения к состоянию людей после грехопадения. А оно кардинально иное. Адам именно мог не согрешить, будучи сотворён Богом бесстрастным и совершенным - у него и у Евы именно был выбор. У их потомков действительно была унаследованная страстная природа, и человек до искупления Христом не мог не согрешать, даже если и хотел. Теперь, освящённые таинствами Церкви, люди снова могут не согрешать с помощью Божией при соответствующем произволении. Вы как-то очень запутались с Пелагием и истинной Православной догматикой. Продолжая говорить об учении Церкви о происхождении зла, подчеркну: христианство утверждает, что Бог зла не сотворил, а оно возникло именно из свободных извращённых (против воли Божией) действий свободных существ. То есть по причине злоупотребления ими дарованной им Богом свободой. Вот слова Отцов:
Пр. Иоанн Дамаскин:
«Из ангельских сил начальник надземного мира, которому Бог поручил хранение земли, не был создан злым по естеству, но был благ и создан для блага и не имел в себе от Создателя ни малейшего следа зла. Но он не вынес озарения и чести, которую даровал ему Создатель, а по свободному произволению обратился от естественного к противоестественному и возгордился против Бога, Творца своего, пожелал восстать против Него и первым, отступив от блага, впал во зло. Творец создал его светом и благом, но он по свободной воле сделался тьмою. Им отторгнуто, ему последовало и с ним ниспало бесчисленное множество подчиненных ему ангелов. Таким образом, они, имея одинаковое с ангелами естество, сделались ЗЛЫМИ ПО ПРОИЗВОЛЕНИЮ, САМОВОЛЬНО уклонившись от блага к злу».

Св. Василий Великий в беседе о том, что «Бог— не виновник зла», говорит:
"Откуда диавол, если зло не от Бога?" Что скажем на сие? То, что и на сей вопрос достаточно нам того же рассуждения, какое представлено о лукавстве в человеке. Ибо почему лукав человек? По собственному своему произволению. Почему зол диавол? По той же причине, потому что и он имел свободную жизнь, и ЕМУ ДАНА БЫЛА ВЛАСТЬ ИЛИ ПРЕБЫВАТЬ С БОГОМ, ИЛИ УДАЛИТЬСЯ ОТ БЛАГОГО. Гавриил - Ангел и всегда предстоит Богу. Сатана - ангел и совершенно ниспал из собственного своего чина. И первого соблюло в горних ПРОИЗВОЛЕНИЕ, и последнего низринула свобода воли. И первый мог стать отступником, и последний мог не отпасть. Но одного спасла ненасытимая любовь к Богу, а другого сделало отверженным удаление от Бога. И это, отчуждение от Бога, есть зло.
… необходимо же омрачение тому, кто отвращает взор к тени. Так и диавол лукав, имея лукавство ОТ ПРОИЗВОЛЕНИЯ, а не природа его противоположна добру».

Св. Феофан Затворник: «Очевидно, что тварь, уклоняющаяся от воли Божией, ЗЛОУПОТРЕБЛЯЕТ СВОБОДОЮ».

Преп. Ефрем Сирин пишет, что вовсе не диавол был причиной падения Адама, но СОБСТВЕННОЕ ПОЖЕЛАНИЕ Адама:
"Искусительное слово не ввело бы в грех искушаемых, если бы руководством искусителю не служило собственное их желание. Если бы и не пришел искуситель, то само дерево красотою своею ввело бы в борьбу их положение. Хотя прародители искали себе извинения в совете змия, но более, нежели совет змия, повредило им СОБСТВЕННОЕ ПОЖЕЛАНИЕ" (Толкование на книгу Бытия, гл. 3, с. 237).

Пр. Иустин Попович пишет:
"Соблазнительное предложение змия вызывает в душе Евы кипение гордости, которое быстро переходит в богоборческое настроение, которому Ева любопытно поддается и намеренно преступает заповедь Божию. … Хотя Ева пала по прельщению сатаны, она пала не потому, что должна была пасть, а потому, что ХОТЕЛА; нарушение заповеди Божией ей предложено, но не навязано".

Валентина Ульянова   28.05.2019 16:03   Заявить о нарушении
И добавлю, о вашем пленении католицизмом. Вы пишете: "Человек уже отказался от добра и повернулся ко злу (он полностью уже реализовал свою «склонность»). Посему, если кто-то из католиков определял первородный грех, как главенство плотского над духовным, то был не далек от истины".
Вам бы лучше почитать догматику прот. Михаила Помазанского, а не пренебрегать трудом этого православного богослова. Если бы вы вдумались в смысл той самой цитаты, которую привели, то могли бы задуматься хотя бы о смысле зла в демонах. У них нет плоти, а зло их зашкаливает. Это духи - но в них нет добра вообще. Нет никаких оснований считать причиной зла - плоть.
И по поводу "склонности" человека ко злу. У Адама и Евы этого не было. Вы снова обвиняете Бога в творении зла? Смотрите, куда приводит логика ваших теорий. К богохульству. (

Валентина Ульянова   28.05.2019 16:10   Заявить о нарушении
Ваша критика основывается на неверном понимании православной догматики. Вы пишете: "Злоупотребление свободной волей" Начинается «ПОДТАСОВКА» Св. Отцов в сторону пелагианства. Само название пункта подразумевает учение еретика Пелагия".
Приведу в ответ вашим домыслам прямые слова преп. Иустина (Поповича), полностью разоблачающие ваше неправославное мудрование:

"Богу нельзя приписать грех ни в каком виде. Всякий грех — это нарушение Божией воли, совершаемое человеком путем ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДАННОЙ ЕМУ ОТ БОГА СВОБОДОЙ. Грех, собственно, и есть единственное зло".

(Преподобный Иустин (Попович). Догматика Православной Церкви) http://www.verapravoslavnaya.ru/?Iustin_Popovich_Dogmatika

Валентина Ульянова   28.05.2019 18:33   Заявить о нарушении
То, что "мы рождаемся уже со злом, со страстной природой", относится к потомкам Адама, но никак не к первым людям. Это - повторю - богохульство. Бог зла не сотворил. Адам и Ева, как я уже писала, были сотворены бесстрастными. Без какого бы то ни было порока. Не советую вам писать рецензии на православные работы, это верх самонадеянности со стороны человека, по сути ничего не знающего о христианстве. Я приведу здесь только несколько цитат из святых отцов, выражающих однозначное учение православия о том, что Бог сотворил Адама бесстрастным, чистым, без греха и порока, а зло и страсти вошли в него после грехопадения, бывшего выбором его свободной воли, - а не виной Бога.

Преп. Иоанн Лествичник:
"Бог не есть ни виновник, ни творец зла. Посему заблуждают те, которые говорят, что некоторые из страстей естественны душе; они не разумеют того, что мы сами природные свойства к добру превратили в страсти. По естеству, например, мы имеем семя для чадородия; а мы употребляем оное на беззаконное сладострастие. По естеству есть в нас и гнев, на древнего оного змия; а мы употребляем оный против ближнего. Нам дана ревность для того, чтобы мы ревновали добродетелям; а мы ревнуем порокам. От естества есть в душе желание славы, но только горней. Естественно и гордиться, но над одними бесами. Подобным образом естественно душе и радоваться, но о Господе и о благих деяниях ближнего. Получили мы и памятозлобие, но только на врагов души нашей. По естеству желаем мы пищи, но для того, чтобы поддержать жизнь, а не для сластолюбия".

Св. Игнатий (Брянчанинов):

"Страсти противоестественны непорочному естеству нашему, каким оно было создано; противоестественны страсти и естеству обновленному; они естественны падшей природе. Так естественны всякой телесной болезни свойства этой болезни; так естественны болезни и смерть нашему телу, утратившему бессмертие и свойства бессмертия. До падения бессмертие было естественно нашему телу, – болезни и смерть были неестественны".

Святитель Григорий Нисский:

«Грех не есть существенное свойство нашей природы, но уклонение от нее. Подобно тому, как и болезнь и уродство не присущи нашей природе, но противоестественны, так и деятельность, направленную к злу, нужно признать искажением врожденного нам добра».

Преп. Макарий Египетский пишет о бесстрастии и безгрешности человека до грехопадения:

"Человек был владыкою всего, начиная от неба и до дольнего, умел различать страсти, чужд был демонам, чист от греха или от порока, Божиим был подобием".

Преп. Исаак Сирин говорит: “…по природе душа бесстрастна”.

«Страсть достойна порицания, как не естественное движение души», — учит св. Максим Исповедник.

По словам святого Климента Александрийского, страсть есть возмущение против природы.

Валентина Ульянова   29.05.2019 00:34   Заявить о нарушении
-И по поводу "склонности" человека ко злу. У Адама и Евы этого не было.
-Вы снова обвиняете Бога в творении зла? Смотрите, куда приводит логика ваших теорий. К богохульству. (

-Бог зла не сотворил. Адам и Ева, как я уже писала, были сотворены бесстрастными. Без какого бы то ни было порока (???).

О различии греха и порока.

Отвергнем Ваше обвинение в богохульстве. Так, все-таки, почему согрешил Адам?
Все святые однозначно говорят, что потому-что, Ева сама восхотела. преп. Иустин Попович: «Хотя Ева пала по прельщению сатаны, она пала не потому, что должна была пасть, а потому, что хотела; нарушение заповеди Божией ей предложено, но не навязано. Она поступила по предложению сатаны лишь после того, как предварительно сознательно и добровольно всей своей душой приняла его предложение...» Но откуда взялось это «негожее» хотение в ее душе? Почему она не отвергла это хотение? Ведь, тот же преп. Иустин пишет: «Если бы они того хотели, они бы смогли незначительным усилием отвергнуть предложение искусителя,
утвердиться в добре и навсегда остаться безгрешными, святыми, бессмертными, блаженными.»

Ответ один: души первых людей НЕ были в полной мере совершены.
Значит их души Господь сотворил все-таки с изъяном (с пороком). Какого свойства было несовершенство душ Адама и Евы? Они были разумные, бесстрастные по природе, бессмертные, полные благодати (блаженные). Как и у всех людей при зачатии... (помним, что «Бог зла не творит») Если тварь разумно или неразумно отвернется от Бога, то она «сама по себе» склонна ко греху.
Вывод: первые люди пали из-за того, что удалились от Бога... По мысли преп. Иоанна Дамаскина они в Раю несколько «изолировались» от Господа, как бы изучая природу (тело) друг друга.

Преп. Иустин увы не совсем различал первородный грех и изъян (порок) душ...
«Адам — родоначальник человечества и как таковой он — родоначальник всеобщей человеческой греховности; от него и через него вошла во всех его потомков ἡ ἁμαρτία, греховность естества, НАКЛОННОСТЬ КО ГРЕХУ, которая,
как греховное начало, живет в каждом человеке (см. Рим.7:20),
действует, производит смерть и проявляется во всех личных грехах человека.»

Производит смерть не как таковая «наклонность ко греху», а то, что из нее проистекает без Бога: т.е. первородный грех, страстность по природе, парализовавшая волю человека, заставляющая его творить множество личных грехов.
Уже на момент рождения человек «чадо гнева». Именно так следует понимать слова Св. Отцов, что первородный грех передается по наследству.
В строгом смысле передается при зачатии «склонность ко греху», но не сам грех...

Бог зло не творит. Первородный грех Св. Отцы называли мезиологической связью с Сатаной. Бог творит души наедине (Св. Пр. Давид). И как Сатана может воздействовать на это? Значит, просто, Бог творит несовершенные души. Но почему? Св.пр.Давид пишет, что «Совершенны все дела твои, Господи!»
Все это делается промыслительно, дабы человек, даром полученной Благодатью Крещения, через веру в Господа Иисуса Христа, как виновника спасения,
смог получить оправдание, конечно, присовокупив в последствие добродетель (отвергнем «безусловное предопределение»).

Не все в догматическом наследии новомучеников и исповедников следует прямо использовать...

Сергей Пономаренко 3   31.05.2019 16:06   Заявить о нарушении
Сергей, не получится отрицать хулу на Бога.
Вообще, не стоит пытаться что-то домысливать, если есть непонятное в вероучении христианства. Из такого домысливания всегда получается ересь и, соглашайтесь или нет, но – богохульство. Вы и сами себе противоречите, то вы пишете: «НИКОГДА греховная склонность не была грехом ни у православных, ни у католиков...» То совсем противоположное: «В строгом смысле передается при зачатии «склонность ко греху», но не сам грех...» И если святые в вами не согласны, то вы обвиняете святых отцов в том, что они не знают догматики: «Преп. Иустин увы не совсем различал первородный грех и изъян (порок) душ...»
Конечно, из такого бесстрашного обращения с вероучением получится утверждение вроде того, что зло и порок – не грех, а благо, как ваш порочный логический ряд: «Бог зло не творит. - Ответ один: души первых людей НЕ были в полной мере совершены. - …Бог творит несовершенные души». Вы только подумайте: в вашей системе Бог создаёт человека заведомо-порочным, не могущим не согрешать, а потом наказывает человека за грех. Что это, если не богохульная теория, обвиняющая Бога в несправедливости?

Вы запутались в таких понятиях, как недолжное использование человеком свободной воли и порок творения. Свобода воли – не порок. Злоупотребление ею рождает порок, искажая безупречное творение Божие. Свободная воля – не порок, а Божий бесценный дар личности-образу Божию. Человек мог свободным произволением выбрать любовь и верность Богу – и не согрешить, а мог произвольно согрешить, выбрав порок и зло и разрушить богодарованное совершенство всего своего устроения. Не порочность творения, а порочность выбора – причина грехопаденияя. Далее – просто приведу Вам слово Отцов.

Св. Игнатий (Брянчанинов):
"Поведается Божественным откровением, что первый человек создан Богом из ничего, создан в красоте духовного изящества, создан бессмертным, чуждым зла".
«Бог сотворил человека по «образу и подобию» Своему. Под словом «образ» должно разуметь, что самое существо человека есть снимок (портрет) с Существа Божия; а «подобием» выражается сходство в самых оттенках образа или его качествах. Очевидно, что образ и подобие, сопряженные вместе, составляют полноту сходства; напротив того, утратою или искажением подобия нарушается все достоинство образа. Бог сотворил человека по образу и подобию Своему: следовательно, сотворил его совершенным образом Своим. Человек был отпечатком Божества не только по существу своему, но и по нравственным качествам — по премудрости, по благости, по святой чистоте, по постоянству в добре. Зло или недостаток не могли иметь никакого места в человеке: несмотря на свою ограниченность, он был совершен; несмотря на свою ограниченность, он имел полноту сходства с Богом. Полнота сходства необходима была для того, чтоб человек удовлетворял своему назначению — назначению быть храмом Всесовершенного Бога. Ум человека долженствовал быть Умом Божиим (1 Кор. 2, 16), слово его долженствовало быть Словом Божиим (1 Кор. 7, 12; 2 Кор. 13, 3), дух его должен быть соединен с Духом Божиим (1 Кор. 6, 17), его качества должны быть Богоподобными (Мф. 5, 48). Вселение Бога в человека есть вместе и теснейшее соединение Бога с человеком; человек-тварь соделывается причастником Божественного естества (2 Пет. 1,4)! Человек, достигший такого состояния, называется богом по благодати! К такому состоянию призваны все мы Творцом при сотворении, в прародителях наших, как возвестил Сам Творец: «Аз рех: бози есте» (Пс. 81, 6). В таком состоянии находился наш праотец немедленно по сотворении его, так что слова, сказанные им о жене, Спаситель мира прямо назвал Словами Божиими (Быт. 2, 24; Мф. 19, 4, 5)».
«Наше естество, - говорит святой Григорий Нисский, - было первоначально сотворено Богом как некий сосуд, способный к принятию совершенства».
Первые люди были сотворены безгрешными, и им как свободным существам было предоставлено добровольно, при помощи благодати Божией, усовершаться в божественных добродетелях, чтобы утвердиться в добре непоколебимо. Безгрешность человека была относительной, неабсолютной; она лежала в свободной воле человека, но не была необходимостью его естества. То есть «человек мог не грешить», а не «человек не мог грешить». Об этом святой Иоанн Дамаскин пишет:
«Бог сотворил человека по естеству безгрешным и по воле свободным. Безгрешным, говорю, не в смысле, что он не мог принять греха (ибо только Божество недоступно греху), а в том смысле, что возможность греха имел не в своем естестве, а прежде всего в свободной воле. Это значит, что он мог, вспомоществуемый благодатью Божией, остаться в добре и преуспевать в нем, подобно тому как по своей свободе мог, при попущении Божием, отвратиться от добра и оказаться во зле».
«Бог одарил человека свободной волей, - говорит св. Григорий Богослов, - чтобы он свободным определением выбрал добро... Он ему также дал закон как материал для упражнения свободной воли. Законом же была заповедь, какие же плоды он может

Валентина Ульянова   02.06.2019 09:34   Заявить о нарушении
-Вы только подумайте: в вашей системе Бог создаёт человека заведомо-порочным, не могущим не согрешать, а потом наказывает человека за грех. Что это, если не богохульная теория, обвиняющая Бога в несправедливости?
Да, уж... Вы передергиваете, я написал, что несовершенство душ (даже ангельских) состоит в том, что они склонны ко греху (выборная воля), склонны выбирать не богоугодное, ЕСЛИ отдаляются от Бога (или зачинаются в богоудалении)… Вас пугает слово порок? Зря. Подумайте, почему православные не признают непорочное зачатие пресв.Богородицы? Потому что она была бы «сверхтварью». Она бы могла тогда не грешить и без Бога. Только душа Иисуса Христа полностью совершенна, потому что Он - Богочеловек. Он один полностью совершенный человек, а не Адам. Если Вы определите первородный грех как склонность выборной воли, то вы никогда от этого не избавитесь... Даже в Новом Адаме мы всегда будем иметь потенцию согрешить, ЕСЛИ удалимся от Него. Мы никогда не будем совершенными как Бог (так чуждыми греху), потому что в нас нет божественной природы, мы можем только обожиться...

Сергей Пономаренко 3   02.06.2019 13:48   Заявить о нарушении
И еще, я написал, что Крещенская благодать дается ДАРОМ, незаслуженно... Надо чтобы человек только не противился Богу. Почему? Как мы можем в чем-то тогда «винить» Бога?

Сергей Пономаренко 3   02.06.2019 14:04   Заявить о нарушении
Я не передёргиваю, а просто анализирую те выводы, что логически неизбежны в вашей системе. Если они вам не нравятся, так это прекрасно. Остаётся только последовать святым отцам. Зря вы упорствуете в желании обелить порок. Порок – по определению – зло, и порочный человек – это человек, служащий злу. Такие подмены понятий, которыми занимаетесь вы, чужды христианству и свойственны только тем, кто следует врагу рода человеческого.
1. У ангелов нет душ. Они сами – духи.
2. Ангелы, сделав выбор однажды, утвердились в добре и более согрешить не могут по благодати. Демоны же уже не могут покаяться. Для людей есть такая же грань невозврата – это смерть.
Преп. Иоанн Дамаскин:
"Они – неудобопреклонны ко злу, хотя и не непреклонны, но теперь даже и непреклонны, – не по природе, а по благодати и по привязанности к одному только благу".
«Нужно знать, что падение для ангелов то же, что смерть для людей. Ибо после падения для них нет покаяния, как и для людей оно невозможно после смерти».
http://verapravoslavnaya.ru/?Damaskin_Tochnoe_izlozhenie2
3. Причина падения – и не падения духов та же, что и у людей – не «недостаток конструкции» = «порочность» - да не будет! – а свободный выбор свободной личности.
Св. Василий Великий:
"Откуда дьявол, если зло не от Бога? Что скажем на это? То, что и на такой вопрос достаточно нам такого рассуждения, какое представлено о лукавстве и человеке. Ибо почему лукав человек? По собственному своему произволению. Почему зол дьявол? По той же причине, потому что и он имел свободную жизнь, и ему была дана власть или пребывать с Богом, или удалиться от Благого. Гавриил — ангел и всегда предстоит Богу. Сатана — ангел и совершенно ниспал из своего чина. И первого соблюло в горних произволение, и последнего низринула свобода воли. И первый мог стать отступником, и последний мог не отпасть. Но одного спасла ненасытимая любовь к Богу, а другого сделало отверженным удаление от Бога. И это отчуждение от Бога есть зло".
3. Слово порок меня не пугает само по себе, но в системе ваших теорий оно есть клевета на Бога, то есть богохульно.
4. Вы заблуждаетесь по поводу католического догмата непорочного зачатия. В действительности он отвергает все добродетели Божией Матери. Рекомендую вам почитать прекрасную статью об этом св. Иоанна (Максимовича) «Как святая православная Церковь чтила и чтит Божию Матерь» - а именно главу "Ревность не по разуму" (Рим 10, 2). Извращение латинянами в новоизмышленном догмате "Непорочного зачатия" истинного почитания Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.

5. «Если Вы определите первородный грех как склонность выборной воли». Я его так не определяю. Не придумывайте. Я поместила статью о первородном грехе, где вы не найдёте подобных определений. И считаю излишним далее это обсуждать. Я просто не в состоянии бороться со всеми вашими фантазиями и придуманными терминами. Да и не моё это дело.

6. «Даже в Новом Адаме мы всегда будем иметь потенцию согрешить». Святые отцы высказывают мысль, что в раю у человека снова будет целостная воля, без гноме, этого порождения грехопадения. Никаких поползновений ко греху не будет – по благодати. Как их нет уже сейчас у ангелов.

7. Никому не придёт в голову спорить, что из твари никто не обладает совершенной святостью. Совершенство в собственном смысле – свойство Божие. Только зачем же противопоставлять Божие совершенство безукоризненности Его творения? И у святости есть степени, но это не значит, что меньшая степень святости загрязнена пороком. Это только меньше света, но это всё равно свет. В этом смысле и писали святые отцы о совершенстве первых людей – все силы их души и тела находились в абсолютной гармонии, чисты и непорочны, и ничто не мешало в них богообщеню и бесконечному совершенствованию. Так же будет и жизни будущего века. Кстати, ничто нечистое – порочное – туда не войдёт.
В общем, заканчивали бы вы с этими придумками. Вы же первый страдаете от них.

Валентина Ульянова   02.06.2019 14:32   Заявить о нарушении
-В общем, заканчивали бы вы с этими придумками...

Заканчивайте с Пелагием...

Всех благ.

Сергей Пономаренко 3   02.06.2019 15:35   Заявить о нарушении
другого сделало отверженным удаление от Бога...

Сергей Пономаренко 3   02.06.2019 15:42   Заявить о нарушении
И еще... Интересно, все-таки, как это, вообще, без выборной воли можно разумно славить Бога? Получается воистину робот...

Сергей Пономаренко 3   02.06.2019 15:55   Заявить о нарушении
"Душа бо человеческая, - говорит святой Тихон Задонский (XVIII в.) , - как дух от Бога созданный, ни в чем ином удовольствия, покоя, мира, утешения и отрады найти не может, как только в Боге, от Которого по образу Его и подобию создана; а когда от Него отлучится, принуждена искать себе удовольствия в созданиях, и страстями различными, как рожцами, себя питать, но надлежащего упокоения и отрады не обретает, и так от гладу следует умрети, духу бо духовная пища потребна есть".

Сергей Пономаренко 3   02.06.2019 17:04   Заявить о нарушении
Сергей, Пелагием насмешили. ) Все ваши последние размышления не по сути ваших придумок. Вы не спешите, лучше не торопясь почитайте святых отцов и хороший учебник догматики - непредвзято, забыв свои придумки, - в простом смирении следуя за святыми отцами. А то вы уже значительно заблудились, выходить из таких заблуждений чем дальше, тем сложнее. Вам надо по-настоящему разобраться и с вопросами воли - природной и гноме, и с первородным грехом, да и с другими. Иначе ваши неувязки грозят правильности вашей духовной жизни, как и любое отклонение от чистоты веры. Желаю вам мудрости и помощи Божией.

Валентина Ульянова   02.06.2019 19:00   Заявить о нарушении
И Вам того же...

P.S. Только вот при зачатии ребёнка, к примеру, недвижимость «по наследству» к нему сразу не переходит, а лишь после некоторого срока, да и то после оформления требуемых документов...

С ув. Сергей Анатольевич.

Сергей Пономаренко 3   03.06.2019 10:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «Августин, кальвинизм и баптистская критика» (Константин Матаков)

Рассмотрим отрывок из произведения Константина Матакова «Августин, кальвинизм и баптистская критика». Здесь автор затрагивает воззрения бл. Августина на спасение человека и его жизнь во Христе.
...Обратим внимание на следующую цитату: «Награда познания дается за заслуги, а заслуга приобретается верою. Сама же благодать, дарованная по вере, дана без каких-либо предшествующих заслуг с нашей стороны. Ибо что за заслуга у грешника и нечестивого? А Христос умер ради грешников и нечестивых (ср. Рим. 5, 6), чтобы мы были призваны к вере не заслугой, но благодатью, а веруя, присовокупили бы и заслугу. Итак, веровать повелевается грешникам, дабы посредством веры очистились они от греха».
Эти слова можно повернуть в разные стороны: можно истолковать это в более мягком смысле, что Августин просто желает подчеркнуть первенство благодати в деле спасения; а можно подумать, что он проповедует здесь обретение веры человеком только по благодати – безо всякого участия с нашей стороны; конечно, благодать для обретения веры дается безо всяких наших заслуг, но и не без нашего содействия; в этой фразе можно увидеть даже нечто похожее на католическую доктрину спасения времен Тридентского собора: вливание благодати без наших заслуг, а потом «присовокупление» заслуг, в результате чего человек обретает спасении; в любом случае, православие не знает никаких заслуг в деле спасения, но и возражает против неучастия в человека в обретении веры.
1) а можно увидеть «обретение веры человеком только по благодати - безо всякого участия с нашей стороны»
В этом абзаце изначально не идет речь об обретении веры. Здесь говорится о том, что Господь посылает Благодать, которая дана без каких-либо предшествующих заслуг с нашей стороны. Вера подразумевается, что уже есть. По вере дается Богом Благодать. Это не может быть оспорено.
С другой стороны, замечает святой, мы были призваны к вере не заслугой, но благодатью. Т.е. нашей заслуги в самой вере нет, иначе по мысли Свт. Иоанна Златоустового мы бы хвалились тем, что имели что-то до нашего обращения. Ибо что за заслуга у грешника и нечестивого? Православное учение говорит, что святой прав, вера это Дар Божий и она «не от нас». но, дабы не спасать нас без всякого нашего участия, Бог требует ее от нас (Свт. Феофан Затворник) или Итак, веровать повелевается грешникам, дабы посредством веры очистились они от греха.
...«безо всякого участия с нашей стороны»... Если «совсем без участия» (без всякого), то вырисовывается какая-та страшная картина. Наверное, даже безумному такое не войдет в голову. Но такой ли безумный бл. Августин как его рисует автор? Может автор все-таки ошибается? Ему хочется по каким-то причинам, чтобы так было. Причины эти на поверхности. Сегодня оказывается модно «критиковать» этого святого. Он не даёт покоя многим умствующим на разные темы. Так получается, что и адепты псевдоправославного учения «синергия» тоже недовольны им. Они очень плохо представляют, где участие человека в деле собственного спасения, но постоянно хотят вставить это «участие», свои пять копеек. Православные отцы не делали из этого скрета и писали ясно об этом предмете. Возникает вопрос: почему же они не удосужились ознакомится с их мнением, а пишут какие-то свои неудобоваримые вещи, нападая, к примеру, на православное учение о спасении (на сотериологию).
Но вернемся к конкретики. Здесь можно смеяться, можно плакать. Как говорят: «нет трупа - нет дела». Но труп есть - он зловонный, некрасивый, весь в калу. «Адепты синергии» ни за что не взвалят его на себя (а то не будет синергии). Они будут «уговаривать» труп пойти самому. Такой век, такие нравы. Но Господь более милостив этих господ. Он сам взвалит его на Себя - «не возгнушается» («распялся за наши грехи», «понес немощи наши» - Он, а не вы). Как писал блаженный святой: «Многие слышат слово истины: но одни веруют, а другие противоречат...». Не надо только противиться Истине. Это, оказывается и есть первая толика участия человека в деле своего спасения, которую святой не отрицал. Ему в этом вопросе вторит сонм святых в лице учителей Церкви.
2) в любом случае, православие не знает никаких заслуг в деле спасения, но и возражает против неучастия в человека в обретении веры.
Так говорит гордый ум, говорит за все православие. По мысли автора, мы спасаемся только верою, как протестанты, без присовокупления заслуг (дел). Но святые отцы опять говорят против таких навязываемых представлений. Придется напомнить православную сотериологию. Бл. Августин писал: «а веруя, присовокупили бы и заслугу», т.е. необходимо делать богоугодные дела (заслуги) обращенному, обменивать (как на торжище), к примеру, по мысли преп. Серафима Саровского, эти дела на Благодать Св. Духа. Можно обменять на что-то, а можно и ничего не получить, потому что дела могут быть от себя, а не от Бога, как у «немудрых дев». Таким образом, у православных нет католической доктрины об автоматическом влитии (infusion) Благодати по заслугам (по делам). После написанного автором («в любом случае, православие не знает никаких заслуг в деле спасения») дальше, вообще, следовало бы не читать его мнение «об участии человека в деле своего спасения». Но...
Но в других своих выражениях Августин говорит определеннее: «Ибо никто не верует, если не призван. А призывает милосердный Бог, даруя это без всяких заслуг, даже и заслуг веры, поскольку заслуги веры скорее следуют за призыванием, чем предшествуют ему .. Или же как об Иакове сказано было это без всяких заслуг доброделания, так и Исав сделался ненавистным без всяких причин злодеяния?» Пример с избранием Иаковом и отвержением Исава – вообще любимый у кальвинистов;
3) как видим, блаженный Августин тоже склонен был думать, что божественное избрание обходится безо всяких причин со стороны человека;
Зачем «думать» за бл. Августина, если за себя думать не можем? Бл. Августин не пренебрег первой толикой «участия» человека, написал, что кто-то верует, а кто-то возражает Слову, не пренебрег и вторым, написал, что необходимо веруя присовокупить и заслуги (дела)... Только нет, все-таки, представления у автора: А какое-такое «участие», в чем оно? А есть волшебное слово «синергия».
он использует знакомую по богословию Реформации логику – неумолимый призыв Бога, неумолимое действие благодати, и затем – добрые дела или, наоборот, при отсутствии благодатного действия Бога, - полнота всяческого зла.
В других местах Августин выражается уже весьма конкретно: «Дух благодати заставляет нас иметь веру с тем, чтобы через веру мы могли, молясь об этом, приобрести способность делать то, что нам повелено».
4) Благодать заставляет <требует> иметь веру – тут уже прямо пахнет духом Лютера и Кальвина;
ср. Бог требует ее <веру> от нас (Свт. Феофан Затворник) или Итак, веровать повелевается грешникам, дабы посредством веры очистились они от греха.
Написано абсолютно грамотно и по православному. Кажется, что лучше написать - не «Благодать заставляет», а «Бог требует». Но Бог познается по Его ипостасным действиям, поэтому и написано по-богословски, что Благодать (Действие Св. Духа) заставляет. Бог от нас требует именно этой малости: верить и не противиться Истине. Это является необходимым условием для спасения, без которого спасение невозможно и является вкладом человека в собственное спасение. Именно Действие Божие заставляет человека пребывать в вере и совершать свой подвиг спасения - «дабы через веру мы могли»... Православие не может зловонять Лютером и Кальвином.
Св. Феофан Затворник так раскрывает эту мысль: Святой Златоуст ближе к нравоисправлению выражает ту же истину, говоря: «Чтобы величие благодеяний не надмило тебя, смотри, как он тебя смиряет, говоря: благодатию есте спасены. Но, чтобы не уничтожить и твоего участия, он прибавляет и то, что требуется от нас: чрез веру. Потом снова как бы уничтожает это наше свободное участие, когда говорит: и сие не от вас. И вера, учит он, не от вас. Если бы Иисус Христос не пришел, если бы Он не призвал нас, как бы мы могли уверовать? Како уверуют, сказано, аще не услышат (Рим. 10, 14)? Таким образом, вера, по учению Апостола, не наше достояние, а дар Божий. Вера недостаточна для спасения, но, дабы не спасать нас без всякого нашего участия, Бог требует ее от нас. Сказал, что вера спасает, но не сама собою, а чрез Бога: Бог хочет, и вера спасает».
5) здесь чувствуется, что великий святой, написавший эти строки, не верит, что человек может спастись во взаимодействии с благодатью, - значит, остается только вариант, когда Бог заставляет. <или что-то требует или повелевает>
А можно спастись через «взаимодействие» с Благодатью? Нет нельзя. Это безумие. Вклад человека в дело своего спасения - это иметь веру и только, которая, кстати, тоже «не от нас». А затем, веруя, присовокупили бы и заслугу (дела).
Вернемся к «представлениям» автора о спасении. «Адепт синергии» не может написать, что «спасает благодать через веру» или «Бог хочет и вера спасает». А можно имееть способность делать то, что повелено без веры, не молясь об этом? Или «синергия» -это когда человек делает не то, что повелено ему Богом?
Дальше – больше. Например:
6) ...«Бог избрал нас во Христе до создания мира, предопределив нас к усыновлению, не потому, что мы намеревались сами по себе быть святыми и непорочными, но Он избрал и предопределил нас к тому, чтобы мы могли быть таковыми ... Бог обещал это не по причине нашей воли, но по причине Своего предопределения. Ибо обещал то, что Сам собирался сделать, а не то, что собирались сделать люди .. Многие слышат слово истины: но одни веруют, а другие противоречат... Но поскольку у одних приготовляется воля от Господа, а у других нет, следует, конечно, различать, что происходит от Его милосердия, а что от суда... Вот милосердие и суд: милосердие для избранных, которые получили праведность Божию; суд же для остальных, которые были ослеплены»
Именно так и происходит дело нашего спасения, как описал блаженный святой. А не как иначе...
И еще раз, зачем наговаривать на святого: «неумолимое действие благодати», когда «многие слышат слово истины: но одни веруют, а другие противоречат...». Очень интересный вопрос об «истинности заслуги» - «а заслуга приобретается верою», но эти аспекты не интересуют тех, чье участие в своем спасении - это «взаимодействие с Благодатью».
Дальше - больше. Но и этого отрывка в начале книги хватает, чтобы понять суть псевдоправославного учения и ложность воздвигаемых обвинений на святого.

Сергей Пономаренко 3   21.05.2019 12:04     Заявить о нарушении