Рецензия на «Августин, кальвинизм и баптистская критика» (Константин Матаков)

Рассмотрим отрывок из произведения Константина Матакова «Августин, кальвинизм и баптистская критика». Здесь автор затрагивает воззрения бл. Августина на спасение человека и его жизнь во Христе.
...Обратим внимание на следующую цитату: «Награда познания дается за заслуги, а заслуга приобретается верою. Сама же благодать, дарованная по вере, дана без каких-либо предшествующих заслуг с нашей стороны. Ибо что за заслуга у грешника и нечестивого? А Христос умер ради грешников и нечестивых (ср. Рим. 5, 6), чтобы мы были призваны к вере не заслугой, но благодатью, а веруя, присовокупили бы и заслугу. Итак, веровать повелевается грешникам, дабы посредством веры очистились они от греха».
Эти слова можно повернуть в разные стороны: можно истолковать это в более мягком смысле, что Августин просто желает подчеркнуть первенство благодати в деле спасения; а можно подумать, что он проповедует здесь обретение веры человеком только по благодати – безо всякого участия с нашей стороны; конечно, благодать для обретения веры дается безо всяких наших заслуг, но и не без нашего содействия; в этой фразе можно увидеть даже нечто похожее на католическую доктрину спасения времен Тридентского собора: вливание благодати без наших заслуг, а потом «присовокупление» заслуг, в результате чего человек обретает спасении; в любом случае, православие не знает никаких заслуг в деле спасения, но и возражает против неучастия в человека в обретении веры.
1) а можно увидеть «обретение веры человеком только по благодати - безо всякого участия с нашей стороны»
В этом абзаце изначально не идет речь об обретении веры. Здесь говорится о том, что Господь посылает Благодать, которая дана без каких-либо предшествующих заслуг с нашей стороны. Вера подразумевается, что уже есть. По вере дается Богом Благодать. Это не может быть оспорено.
С другой стороны, замечает святой, мы были призваны к вере не заслугой, но благодатью. Т.е. нашей заслуги в самой вере нет, иначе по мысли Свт. Иоанна Златоустового мы бы хвалились тем, что имели что-то до нашего обращения. Ибо что за заслуга у грешника и нечестивого? Православное учение говорит, что святой прав, вера это Дар Божий и она «не от нас». но, дабы не спасать нас без всякого нашего участия, Бог требует ее от нас (Свт. Феофан Затворник) или Итак, веровать повелевается грешникам, дабы посредством веры очистились они от греха.
...«безо всякого участия с нашей стороны»... Если «совсем без участия» (без всякого), то вырисовывается какая-та страшная картина. Наверное, даже безумному такое не войдет в голову. Но такой ли безумный бл. Августин как его рисует автор? Может автор все-таки ошибается? Ему хочется по каким-то причинам, чтобы так было. Причины эти на поверхности. Сегодня оказывается модно «критиковать» этого святого. Он не даёт покоя многим умствующим на разные темы. Так получается, что и адепты псевдоправославного учения «синергия» тоже недовольны им. Они очень плохо представляют, где участие человека в деле собственного спасения, но постоянно хотят вставить это «участие», свои пять копеек. Православные отцы не делали из этого скрета и писали ясно об этом предмете. Возникает вопрос: почему же они не удосужились ознакомится с их мнением, а пишут какие-то свои неудобоваримые вещи, нападая, к примеру, на православное учение о спасении (на сотериологию).
Но вернемся к конкретики. Здесь можно смеяться, можно плакать. Как говорят: «нет трупа - нет дела». Но труп есть - он зловонный, некрасивый, весь в калу. «Адепты синергии» ни за что не взвалят его на себя (а то не будет синергии). Они будут «уговаривать» труп пойти самому. Такой век, такие нравы. Но Господь более милостив этих господ. Он сам взвалит его на Себя - «не возгнушается» («распялся за наши грехи», «понес немощи наши» - Он, а не вы). Как писал блаженный святой: «Многие слышат слово истины: но одни веруют, а другие противоречат...». Не надо только противиться Истине. Это, оказывается и есть первая толика участия человека в деле своего спасения, которую святой не отрицал. Ему в этом вопросе вторит сонм святых в лице учителей Церкви.
2) в любом случае, православие не знает никаких заслуг в деле спасения, но и возражает против неучастия в человека в обретении веры.
Так говорит гордый ум, говорит за все православие. По мысли автора, мы спасаемся только верою, как протестанты, без присовокупления заслуг (дел). Но святые отцы опять говорят против таких навязываемых представлений. Придется напомнить православную сотериологию. Бл. Августин писал: «а веруя, присовокупили бы и заслугу», т.е. необходимо делать богоугодные дела (заслуги) обращенному, обменивать (как на торжище), к примеру, по мысли преп. Серафима Саровского, эти дела на Благодать Св. Духа. Можно обменять на что-то, а можно и ничего не получить, потому что дела могут быть от себя, а не от Бога, как у «немудрых дев». Таким образом, у православных нет католической доктрины об автоматическом влитии (infusion) Благодати по заслугам (по делам). После написанного автором («в любом случае, православие не знает никаких заслуг в деле спасения») дальше, вообще, следовало бы не читать его мнение «об участии человека в деле своего спасения». Но...
Но в других своих выражениях Августин говорит определеннее: «Ибо никто не верует, если не призван. А призывает милосердный Бог, даруя это без всяких заслуг, даже и заслуг веры, поскольку заслуги веры скорее следуют за призыванием, чем предшествуют ему .. Или же как об Иакове сказано было это без всяких заслуг доброделания, так и Исав сделался ненавистным без всяких причин злодеяния?» Пример с избранием Иаковом и отвержением Исава – вообще любимый у кальвинистов;
3) как видим, блаженный Августин тоже склонен был думать, что божественное избрание обходится безо всяких причин со стороны человека;
Зачем «думать» за бл. Августина, если за себя думать не можем? Бл. Августин не пренебрег первой толикой «участия» человека, написал, что кто-то верует, а кто-то возражает Слову, не пренебрег и вторым, написал, что необходимо веруя присовокупить и заслуги (дела)... Только нет, все-таки, представления у автора: А какое-такое «участие», в чем оно? А есть волшебное слово «синергия».
он использует знакомую по богословию Реформации логику – неумолимый призыв Бога, неумолимое действие благодати, и затем – добрые дела или, наоборот, при отсутствии благодатного действия Бога, - полнота всяческого зла.
В других местах Августин выражается уже весьма конкретно: «Дух благодати заставляет нас иметь веру с тем, чтобы через веру мы могли, молясь об этом, приобрести способность делать то, что нам повелено».
4) Благодать заставляет <требует> иметь веру – тут уже прямо пахнет духом Лютера и Кальвина;
ср. Бог требует ее <веру> от нас (Свт. Феофан Затворник) или Итак, веровать повелевается грешникам, дабы посредством веры очистились они от греха.
Написано абсолютно грамотно и по православному. Кажется, что лучше написать - не «Благодать заставляет», а «Бог требует». Но Бог познается по Его ипостасным действиям, поэтому и написано по-богословски, что Благодать (Действие Св. Духа) заставляет. Бог от нас требует именно этой малости: верить и не противиться Истине. Это является необходимым условием для спасения, без которого спасение невозможно и является вкладом человека в собственное спасение. Именно Действие Божие заставляет человека пребывать в вере и совершать свой подвиг спасения - «дабы через веру мы могли»... Православие не может зловонять Лютером и Кальвином.
Св. Феофан Затворник так раскрывает эту мысль: Святой Златоуст ближе к нравоисправлению выражает ту же истину, говоря: «Чтобы величие благодеяний не надмило тебя, смотри, как он тебя смиряет, говоря: благодатию есте спасены. Но, чтобы не уничтожить и твоего участия, он прибавляет и то, что требуется от нас: чрез веру. Потом снова как бы уничтожает это наше свободное участие, когда говорит: и сие не от вас. И вера, учит он, не от вас. Если бы Иисус Христос не пришел, если бы Он не призвал нас, как бы мы могли уверовать? Како уверуют, сказано, аще не услышат (Рим. 10, 14)? Таким образом, вера, по учению Апостола, не наше достояние, а дар Божий. Вера недостаточна для спасения, но, дабы не спасать нас без всякого нашего участия, Бог требует ее от нас. Сказал, что вера спасает, но не сама собою, а чрез Бога: Бог хочет, и вера спасает».
5) здесь чувствуется, что великий святой, написавший эти строки, не верит, что человек может спастись во взаимодействии с благодатью, - значит, остается только вариант, когда Бог заставляет. <или что-то требует или повелевает>
А можно спастись через «взаимодействие» с Благодатью? Нет нельзя. Это безумие. Вклад человека в дело своего спасения - это иметь веру и только, которая, кстати, тоже «не от нас». А затем, веруя, присовокупили бы и заслугу (дела).
Вернемся к «представлениям» автора о спасении. «Адепт синергии» не может написать, что «спасает благодать через веру» или «Бог хочет и вера спасает». А можно имееть способность делать то, что повелено без веры, не молясь об этом? Или «синергия» -это когда человек делает не то, что повелено ему Богом?
Дальше – больше. Например:
6) ...«Бог избрал нас во Христе до создания мира, предопределив нас к усыновлению, не потому, что мы намеревались сами по себе быть святыми и непорочными, но Он избрал и предопределил нас к тому, чтобы мы могли быть таковыми ... Бог обещал это не по причине нашей воли, но по причине Своего предопределения. Ибо обещал то, что Сам собирался сделать, а не то, что собирались сделать люди .. Многие слышат слово истины: но одни веруют, а другие противоречат... Но поскольку у одних приготовляется воля от Господа, а у других нет, следует, конечно, различать, что происходит от Его милосердия, а что от суда... Вот милосердие и суд: милосердие для избранных, которые получили праведность Божию; суд же для остальных, которые были ослеплены»
Именно так и происходит дело нашего спасения, как описал блаженный святой. А не как иначе...
И еще раз, зачем наговаривать на святого: «неумолимое действие благодати», когда «многие слышат слово истины: но одни веруют, а другие противоречат...». Очень интересный вопрос об «истинности заслуги» - «а заслуга приобретается верою», но эти аспекты не интересуют тех, чье участие в своем спасении - это «взаимодействие с Благодатью».
Дальше - больше. Но и этого отрывка в начале книги хватает, чтобы понять суть псевдоправославного учения и ложность воздвигаемых обвинений на святого.

Сергей Пономаренко 3   21.05.2019 12:04     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Константин Матаков
Перейти к списку рецензий, написанных автором Сергей Пономаренко 3
Перейти к списку рецензий по разделу за 21.05.2019