Зло. Очерки православного воззрения

Валентина Ульянова
Для многих вопрос о существовании в мире зла становится камнем преткновения на пути к вере, или иной раз колеблет веру, особенно во времена откровенного зла, подобные нашему.

Но именно и только христианство даёт полноценный ответ на этот "проклятый" вопрос и разрешает любые недоумения, показывая смысл и происхождение зла и доказывая неотразимо благость Божию. Только в свете веры можно понять, что не всё то зло, что кажется нам таким, и всё пережить, и извлечь духовную пользу из всего, что посылает нам Промысл в нашей жизни, соделывая наше спасение.

Содержание:
Что правильно называть злом?
Причины возникновения зла:
     Бог не виновник зла
     Начало зла положил дьявол
     Злоупотребление человеком дарованной Богом свободой
Зло не имеет сущности
Грех - это зло разрушительное
Ничто в мире не происходит вне Промысла
Зло, причиняемое нам людьми, не вне воли Божией
Двоякое действие Промысла. Благоизволение Божие и Его попущение
Смысл попущения зла
Скорби – не зло, но спасительное лекарство
Почему Бог не уничтожит злых? Предведение Божие и зло
Как относиться ко злу
Рассудительность в отношении ко злу
Что значат такие слова Св. Писания, как: «Аз устроивый свет и сотворивый тму, творяй мир и зиждяй злая» (Ис. 45, 7)


                Что правильно называть злом?

Святые отцы утверждают, что злом является лишь одно – грех, отлучающий нас от Бога.

«Отчуждение от Бога, есть зло. …зло действительное, именно, грех, которого конец - погибель» - говорит свт. Василий Великий. (1)

«Зло же есть не что иное, как утрата и добровольная лишенность того, что Богом даровано разумному естеству… Собственно злом называется происходящее против закона Создателя» (3), «по природе все подчинено и послушно Создателю. Поэтому, когда какая-либо из тварей добровольно воспротивится и сделается непослушной Сотворившему ее, то она становится сама в себе злом. Отсюда зло … нечто случайное, т. е. своевольное уклонение от естественного к противоестественному, что (именно) и есть грех» (4) - пишет прп. Иоанн Дамаскин.

Таким образом, грех, как противоречие воле Божией, - это настоящее зло, и оно не угодно Богу. Бог не хочет зла. Бог запрещает зло. Он наказывает зло. А страдания и лишения, которые испытывают люди, посылаются Богом для нашего спасения и не являются злом в собственном смысле – они только кажутся нам злом, а на деле не таковы, потому что попускаются Богом ради спасения, для избавления от зла.

Прп. Иоанн Дамаскин поясняет это так: «Слово «зло» берется двояко и имеет два значения: иногда оно обозначает злое по природе, что противно добродетели и воле Божией; а иногда злое и тягостное (только лишь) для нашего чувства, т.е. скорби и напасти; они, будучи тягостными, только кажутся злыми; на самом же деле – добры, ибо для понимающих они служат виновниками обращения и спасения. О них-то Писание говорит, что они бывают от Бога». (4)

Свт. Василий Великий учит различать собственно зло от того, что нам только кажется злом, взирая на цели и суть явлений: «…иное зло только в нашем ощущении, а иное зло в собственной своей природе. Зло само в себе зависит от нас, таковы: неправда, распутство, неразумие, робость, зависть, убийства, отравы, лживые дела, и все однородные с сими страсти, которые, оскверняя душу, созданную по образу Сотворшего, обыкновенно помрачают ее красоту.

Еще злом называем что для нас трудно и болезненно для ощущения: телесную болезнь, телесные раны, недостаток необходимого, бесславие, ущерб имения, потерю родных. Между тем каждое из сих бедствий мудрый и благий Владыка посылает нам к нашей же пользе. …Итак… получив понятие о раздельных видах зла, зная, что такое - зло действительное, именно, грех, которого конец - погибель, и что такое - зло мнимое, зло по болезненности для ощущения, но имеющее силу добра, как, например, злострадания, насылаемые к обузданию греха, которых плоды - вечное спасение душ, - перестань огорчаться распоряжениями Божия домостроительства, и вообще не почитай Бога виновным в существовании зла…» (1)


                Причины возникновения зла
                Бог не виновник зла

Священное Писание говорит, что Бог – благ, и всё, что Он сотворил, - хорошо.

«И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». (Быт. 1, 31)

"И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы". (1 Ин. 1, 5)

"Никто не благ, как только один Бог". (Мф. 19, 17)

И святые отцы учат нас, что Бог не творит зла: Бог свят, благ, и всё, что Он творит, исполнено добра и блага.

Так, свт. Василий Великий пишет: «утвердим в душах своих следующее положение: от Благого не бывает никакого зла. … как действительно лишенный ума и смысла, безумен тот, кто говорит: несть Бог. Но близок к нему и нимало не уступает ему в бессмыслии и тот, кто говорит, что Бог - виновник зла. Я полагаю, что грех их равно тяжек: потому что оба равным образом отрицают Бога благого, один говоря, что Бога нет, а другой утверждая, что Он не благ. Ибо, если Бог - виновник зла, то, очевидно, не благ. А поэтому и в том и другом случае отрицается Бог». (2)

Прп. Иустин (Попович): "Богу нельзя приписать грех ни в каком виде. Всякий грех — это нарушение Божией воли, совершаемое человеком путем злоупотребления данной ему от Бога свободой. Грех, собственно, и есть единственное зло. А всё прочее, называемое нами физическим злом, как-то: землетрясения, эпидемии, голод, различные скорби, которыми Бог наказывает нас за грехи, — не есть само по себе зло, поэтому нельзя сказать, что Бог — причина зла, как утверждали некоторые еретики. На самом деле, все эти беды суть прямые или косвенные следствия греха как единственного зла; Бог попускает или посылает их как средства исправления, чтобы люди, уклоняясь от зла и греха, стремились к добру, в котором жизнь, и бессмертие, и блаженство". (5)


                Начало зла положил дьявол

Начало зла положил один из совершеннейших ангелов, сотворенный Богом добрым и для добра. Он первым пал во зло, выйдя из послушания всеблагой воле Бога и, став диаволом, влияет на происхождение греха в человеке.

Прп. Иоанн Дамаскин говорит, что причины падения дьявола - злоупотребление свободой воли и гордость: «Из этих ангельских сил тот ангел, который стоял во главе надземного чина и которому Бог вверил охранение земли, не был создан злым по природе, но был добрым и создан для добра, и не получил в себя от Создателя и следа зла. Но он не вынес света и чести, которую ему даровал Творец, но по самовластному произволению обратился от того, что согласно с природой, к тому, что противоестественно, и возгордился против Творца своего — Бога, восхотев восстать против Него, и первый, отступив от блага, впал в зло. … будучи создан от Творца светом и быв благим, — ибо виде Бог вся, елика сотвори, и се добра зело (Быт. 1, 31), — он по свободной воле сделался тьмою. Им увлечено, ему последовало и с ним ниспало бесчисленное множество подчиненных ему ангелов. Таким образом они, имея одинаковое с ангелами естество, сделались злыми, по произволению, самовольно уклонившись от блага ко злу». (4)

Свт. Василий Великий учит в беседе о том, что «Бог— не виновник зла»: "Откуда диавол, если зло не от Бога?" Что скажем на сие? То, что и на сей вопрос достаточно нам того же рассуждения, какое представлено о лукавстве в человеке. Ибо почему лукав человек? По собственному своему произволению. Почему зол диавол? По той же причине, потому что и он имел свободную жизнь, и ему дана была власть или пребывать с Богом, или удалиться от Благого. Гавриил - Ангел и всегда предстоит Богу. Сатана - ангел и совершенно ниспал из собственного своего чина. И первого соблюло в горних произволение, и последнего низринула свобода воли. И первый мог стать отступником, и последний мог не отпасть. Но одного спасла ненасытимая любовь к Богу, а другого сделало отверженным удаление от Бога. И это, отчуждение от Бога, есть зло. …необходимо же омрачение тому, кто отвращает взор к тени. Так и диавол лукав, имея лукавство от произволения, а не природа его противоположна добру».

Свт. Григорий Нисский говорит: «Разумному естеству была дарована свобода и соединена с силой... Добро не было чем-то вынужденным, но вменялось в заслугу свободной воле. И поскольку это свободное движение позволяет осуществлять свою волю, нашелся некто (Денница), во зло употребивший свободу и, по выражению апостола, сделавшийся "изобретательным на зло" (Рим. 1, 30). Он-то… поскольку самовластно отказался от причастности к добру, открыл вход злу и, став отцом лжи, поставил себя в ряду наших врагов во всем, в чем только наша свобода желает добра». (6)


                Злоупотребление человеком дарованной Богом свободой

Таком образом, внутренняя причина возникновения зла - это злоупотребление свободной волей сотворёнными существами, их лукавое произволение.

Прп. Иоанн Дамаскин пишет о том, что Адам мог не грешить, если бы захотел:

«Бог все, что Он творит, творит добрым; каждый же по собственному произволению бывает или добрым, или злым».

«Он создал его по природе безгрешным и по воле свободным. Я говорю: «безгрешным» — не потому, что он не был восприимчив ко греху — ибо только Божество не доступно греху, — но потому, что возможность греха заключалась не в его природе, а скорее в его свободной воле. Это значит, что, при содействии божественной благодати, он имел возможность пребывать и преуспевать в добре, а равно и, в силу своей свободы, при попущении Божием, оставить добро и оказаться во зле, ибо то, что делается по принуждению, не есть добродетель». (4)

Святые отцы учат, что и до грехопадения Адам различал добро и зло и потому его грех не был обусловлен незнанием. Иначе и сам грех непослушания воле Божией не мог быть ему вменен. До грехопадения человек стремился к добру, не колеблясь в выборе между добром и злом, но это не означает, что он пребывал в состоянии неведения.

Свт. Иоанн Златоуст говорит: "Рассуди о свободе воли и преизбытке мудрости его (т. е. Адама) и не говори, будто он не знал, что добро и что зло". (7)

Прп. Макарий Египетский отмечает: "Человек был владыкою всего, начиная от неба и до дольнего, умел различать страсти, чужд был демонам, чист от греха или от порока, Божиим был подобием". (8)

Свт. Феофан Затворник говорит, что свобода была дарована ангелам и людям для благих дел, а тварь злоупотребила свободой «необузданной волей»: «Грех имеет место только в существах разумных — бестелесных и соединенных с телом. Как особенное преимущество Господь даровал им свободу. Но вблизи сего преимущества на одну черту и бездна. Свобода не связана: можем обращаться к Богу и можем отвращаться от Него. Но сия возможность есть в свободе не для того, чтобы тварь отвращалась от Творца, но потому что составляет природу свободы. Цель и назначение свободы — непринужденное служение Богу, Творцу своему, чтобы тварь, свободно служа Богу и исполняя волю Его, тем больших сподоблялась благ, становилась пространнейшим вместилищем блаженства. Очевидно, что тварь, уклоняющаяся от воли Божией, злоупотребляет свободою. …она злоупотребляет сама, не по какой-нибудь необходимости или року, а самовольно, имея то есть полную возможность и исполнить волю Божию в то мгновение, когда не исполняет ее. В сем смысле в «Православном Исповедании» говорится, что грех есть необузданная воля человека и диавола. Никто не принуждал диавола восстать против Бога: он это сделал сам собою. Прародителей наших хотя соблазнял сатана, но не связывал свободы, а только обольщал; потому и они, когда преступили заповедь, согрешили свободно, сами собою. И ныне, пусть восстает на нас многообразная похоть, воюют мир и диавол; но все самый грех есть наше вольное дело, непринужденное, плод необузданной воли». (9)

Святитель Феофан Затворник подробно рассматривает вопрос об источниках зла, творимого людьми после грехопадения и доныне: «"Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимства, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство" (Мк. 7, 21-22). … грехи… и все другие, большие и малые, исходят из сердца, и вид, в каком они исходят, есть помышление злое. Первое семя зла - приходит на мысль сделать то и то. Отчего и как приходит? …значительнейшая часть происходит от непроизвольного раздражения страстей. Когда страсть живет в сердце, то не может не потребовать удовлетворения. …может быть, еще большая часть исходит от нечистых сил. Ими переполнен воздух, и они стаями шныряют около людей, и всякий по роду своему рассеивает вокруг себя воздействие на людей, с которыми соприкасается. Злое летит от них, как искры от раскаленного железа. Где готовность принять ее, там искра внедряется, а с нею и мысль о злом деле. ... Но эта разность причин не делает различия в том, как поступать со злыми помышлениями. Закон один: пришло злое помышление - отбрось, и делу конец. Не отбросишь в первую минуту, во вторую труднее будет, в третью еще труднее; а тут и не заметишь, как родится сочувствие, желание, и решение, и средства явятся... Вот грех и под руками. Первое противление злым помышлениям - трезвение и бодрствование с молитвою». (10)

Некоторые укоряют Бога в том, что Он не создал человека таким, чтобы он не мог грешить. По сути такая постановка вопроса заключает в себе протест против дарованной нам Творцом свободной воли, образа Божия в нас.

Свт. Василий Великий так отвечал на такой вопрос: «Но говорят: "Почему в самом устройстве не дано нам безгрешности, так что нельзя было бы согрешить, хотя бы и хотели?" … Богу угодно не вынужденное, но совершаемое по добродетели. Добродетель же происходит от произволения, а не от необходимости; а произволение зависит от того, что в нас; и что в нас, то свободно. Посему, кто порицает Творца, что не устроил нас по естеству безгрешными, тот не иное что делает, как предпочитает природе разумной неразумную, природе, одаренной произволением и самодеятельностию, - неподвижную и не имеющую никаких стремлений». (1)

Те, кто высказывает подобное недовольство нашей свободой, не понимают, что свобода нашей воли - это образ Божий. Без свободы невозможно существование личности, со всеми её проявлениями, такими, как любовь, творчество, стремление к благу, справедливости, совершенству. Без свободы живая личность исчезла бы, превратилась бы в автомат, в запрограммированного робота.

Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «если бы по природе, а не по свободе делал ты добро: то к чему приготовил Бог венцы неизъяснимые? Кротка овца, но она никогда за кротость свою не увенчается: потому что кротость ее происходит не от свободы, а от природы". (11)


                Зло не имеет сущности

Являясь только действием воли сотворенных существ, зло не имеет сущности: «Зло не есть что-либо иное, как лишение добра, подобно тому, как и тьма есть лишение света, ибо благо есть духовный свет; равным образом и зло есть духовная тьма» (4), «по природе все подчинено и послушно Создателю. Поэтому, когда какая-либо из тварей добровольно воспротивится и сделается непослушной Сотворившему ее, то она становится сама в себе злом. Отсюда зло не есть какая-либо сущность и не свойство сущности, но нечто случайное, т. е. своевольное уклонение от естественного к противоестественному, что (именно) и есть грех» (4) - пишет прп. Иоанн Дамаскин.

Святитель Иоанн (Максимович) поясняет, что зло - это только выбор воли, отпадшей от Бога: «Господь ...открывает Иову в образах ... тайну существования в мироздании злой воли падших духов, действующих в «сынах противления»; и воли высшего из падших духов, — сатаны, в образе «Левиафана», духа, свободно падшего и свободно коснеющего в своей тьме. Эта тьма не существует, как что-то противоположное свету, но заключается лишь в воле противления Богу, в нелюбви свободного творения. Ибо свободное творение не может быть вынуждено к любви. Зла нет, как чего-то противоположного Богу. Зло заключено в свободной воле, как воплощенного, так и невоплощенного духа. Потому зло бывает для людей, кажется им, в их земном масштабе, силой, не только противостоящей Добру, но и побеждающей Добро. Но это только так кажется тем, кто не воспарил к небу. Облака могут скрыть солнце, но не веру в то, что оно бесконечно выше всех облаков». (12)

Свт. Василий Великий учит, что зло это лишь недуг души, лишение добра: «Зло …состояние души, противоположное добродетели, происходящее в беспечных вследствие отпадения от добра». (2)

«…не представляй себе, будто бы зло имеет особенную свою самостоятельность. Ибо лукавство не самостоятельно, подобно какому-нибудь животному, и сущности его не должны мы представлять себе чем-то самостоятельным. Зло есть лишение добра. Сотворен глаз, а слепота произошла от потери глаз. Поэтому, если бы глаз по природе своей не подлежал порче, не имела бы места слепота. Так и зло не само по себе существует, но является за повреждениями души. Оно не есть нерожденно, как говорят нечестивые, которые благому естеству делают равночестным естество лукавое, признавая то и другое безначальным и высшим рождения; оно не есть и рожденно, потому что, если все от Бога, то как злу быть от Благого? Безобразное не от прекрасного, порок не от добродетели. Прочти историю мироздания, и найдешь, что там вся добра, и добра зело (ср.: Быт. 1, 31). Поэтому зло не сотворено вместе с тем, что добро. Но и умная тварь, происшедшая от Создателя, не с примесью лукавства приведена в бытие. …

Бог сотворил тело, а не болезнь. Поэтому же Бог сотворил душу, а не грех. Повредилась же душа, уклонившись от того, что ей естественно. А что было для нее преимущественным благом? Пребывание с Богом и единение с Ним посредством любви. Отпав от Него, она стала страдать различными и многовидными недугами». (1)

Свт. Афанасий Великий говорит, что представление о зле как о некой сущности является следствием искажения разума грехом: «Зло не от Бога и не в Боге, его не было в начале и нет у него какой-либо сущности, но люди сами, с утратою представления о добре, по своему произволу стали примышлять и воображать не сущее». (13)

Свт. Григорий Богослов учит, что зло не самобытно: «Веруй, что зло не имеет ни особой сущности, ни царства, что оно не безначально, не самобытно, не сотворено Богом, но есть наше дело, и дело лукавое, и произошло в нас от нашего нерадения, а не от Творца (14)

Свт. Иоанн Тобольский: «грех не есть нечто реальное, а есть только призрачная противоположность истинному бытию. Грех существует по несовершенству, лжи и лукавству неповинующихся Богу сотворенных Им разумно-свободных существ…» (15).


                Грех - это зло разрушительное

Господь Бог – единственный источник всякого блага и самой жизни, и тот, кто произвольно выбирает зло, отлучает себя от Бога и таким образом сам становится виновником своих несчастий, скорбей, смерти духовной и телесной.

Свт. Василий Великий пишет: «…Адам… …как согрешил по причине худого произволения, так умер по причине греха. «Оброцы бо греха, смерть» (Рим. 6, 23). В какой мере удалился от жизни, в такой приблизился к смерти; потому от Бога - жизнь, а лишение жизни - смерть. Поэтому Адам сам себе уготовал смерть чрез удаление от Бога, по написанному: «яко се, удаляющии себе от Тебе, погибнут» (Пс. 72, 27). Так, не Бог сотворил смерть, но мы сами навлекли ее на себя лукавым соизволением. …Но опять не Бог причиной зол во аде, а мы сами, потому что началом и корнем греха от нас зависящее, наша свобода. Удержавшись от зла, могли бы мы не терпеть ничего бедственного. Но поелику уловлены сластолюбием в грех, то можем ли представить какое благовидное доказательство, что мы не сами для себя сделались виновниками горестей?» (1)

Свт. Николай Сербский говорит, что свою погибель грешник творит сам в себе: «Когда человек поворачивает свое лицо к Богу, все пути его ведут к Богу. Когда человек отворачивается от Бога, все пути ведут его к погибели. Когда человек окончательно отрекается от Бога и словом, и сердцем, он уже ничего не способен создать и сделать, что не служило бы к его полному разрушению, и телесному, и душевному. Потому не спеши казнить безбожника: он нашел своего палача в самом себе; самого беспощадного, какой только может быть в этом мире». (16)


                Ничто в мире не происходит вне Промысла

Но при том, что зло – дело демонов и людей, ничто из того, что происходит в мире, не случается вне Промысла Божия. Господь Бог всемогущ. Случайностей нет. Всё, что происходит с человеком, происходит не вне воли Божией.

Св. Иоанн Тобольский говорит о том, что все несчастия и бедствия происходят промыслительно:

«Все в мире, даже по виду злое (кроме греха), происходит по воле Божией. ... Начало зла (в собственном смысле) есть грех. В каждом грехе заключается: 1) причина, его производящая, и 2) ее неизбежные последствия - исправление наказанием. Причина греха есть …своеволие горделивого грешника; наказания же вообще… происходят по воле Божией, как причине не греха, но исправления или уничтожения оного. ... Как горести греховные частного человека, так и мирские… бедствия, как-то: голодовки, засухи, моровые поветрия и тому подобные, часто не имеющие непосредственного отношения ко греху частного лица, происходят по воле Божией. А потому все бедствия и горести человеческие положительно происходят по воле Божией ради достижения праведных целей Промысла Божия; один только грех противен Богу (подобно тому, как зло противно добру, или ложь противна истине), но попускается Богом ради ненарушения личной человеческой воли, или его свободы». (15)

Св. Василий Великий пишет о благости Промысла: «Бог по особенному домостроительству предает нас скорбям, по мере веры каждого посылая и меру испытаний. …поелику мы творения благого Бога и состоим во власти Того, Кто устрояет все до нас касающееся, и важное и маловажное, то не можем ничего потерпеть без воли Божией; и если что терпим, оно не вредно, или не таково, чтобы можно было промыслить что-либо лучшее». (1)


                Зло, причиняемое нам людьми, не вне воли Божией

Так как абсолютно всё происходит промыслительно, то не только телесные скорби христианину надо принимать со смирением и благодарностью, как из благотворящей руки Божией, но также и зло, которое причиняют люди.

Прп. Макарий Оптинский пишет: «всякое слово друг от друга, трогающее и потрясающее вашу сердечную глубину, есть посланное от Бога обличение к познанию себя и исправлению». (17)

Он учит правильно принимать искушения от ближних, прозревая в них Промысл Божий: "С М. N. У вас не сошлись характеры. Во всём этом я усматриваю действующий Промысл Божий в деле твоего спасения. Несомненно веруй, что Бог попустил так быть к испытанию твоему; когда без воли Его и влас главы нашей не погибает (Лк. 21, 18), то что сказать о большем оного". (17)

Свт. Иоанн Тобольский говорит, что и грехи людей попускает Господь ради Ему известного блага: «… все святые все то, что встречалось с ними в жизни, приятное или неприятное, приписывали воле, действию Божию, потому что они не обращали своего внимания на чужие грехи, но все поступки людские рассматривали, как Божий дар или Божие попущение за свои грехи. Святые рассуждали так: всеблагий Бог никогда бы не попустил ничего злого, если бы Он не знал, что оттуда Он произведет многочисленные и великие благодеяния.

Многие обманываются, по своему крайнему невежеству думая, что только зло, проистекающее от естественных причин, (именно: наводнения, землетрясения, неурожаи, неблагоприятные атмосферические явления, повальные болезни, внезапная смерть и т.п.) происходит по воле Божией; ибо по большей части такие несчастья не имеют прямого отношения ко грехам. Но злостные деяния, происходящие от противозаконного умысла человеческого, от неправды (каковы: ругательные слова, насмешки, обманы, подлоги, хищения, обиды действием, грабежи, разбои, убийства и т.п.), приключаются, по мнению названных выше людей, независимо от воли Божией и Его Промысла, но единственно по человеческой злобе и развращенной людской воле, которая сама причиняет и наносит ближним своим всякое зло. А потому …нередко слышны жалобы: "Оскудение в пропитании и необходимых средствах для жизни произошло не от Бога, а от лихоимцев". Жалобы эти - жалобы людей, неведущих Бога: они не достойны христианина.

Если Бог не есть начало нравственного нашего падения (которое одно и есть истинное зло) и быть им не может: "Чисто бо око Его еже не видети зла" (Аввак. 1, 13), и "возлюби правду, и возненавиде беззаконие" (Пс. 44, 8), то вполне истинно, что всякие бедствия… происходят все по воле Божией, ниспосылаются Его крепкою десницею, по Его смотрению и Промыслу. Возлюбленный! Бог направил руку на ударение тебя; Бог подвинул язык обидящего или клеветника на поругание или оклеветание тебя; Бог дал нечестивому силу на твое низложение. Сам Бог устами пророка Исайи подтверждает это, говоря: "Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня... Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это" (Ис. 45, 5, 7), Яснее подтверждает это пророк Амос: "Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы" (Амоса 3, 6)? как бы говоря: нет ни одного бедствия, которое было бы не по воле Божией, которая злой умысл попускает, а к приведению его в исполнение указывает способ и подает силу». (15)


                Двоякое действие Промысла. Благоизволение Божие и Его попущение

Итак, святые отцы учат, что всё, происходящее в мире, происходит по Промыслу Божию. Но при этом Промысл Божий действует двояко: как благоизволение и как попущение Божие. По благоизволению Божию, по воле Божией происходит то, что бесспорно – добро. По попущению же – то, что не является бесспорно добром. При этом попущение бывает двух видов: попущение спасительное и вразумляющее и попущение, означающее отвержение человека Богом.

Свт. Игнатий (Брянчанинов) объясняет: «Одно совершается по воле Божией; другое совершается по попущению Божию; все совершающееся совершается по суду и определению Божиим. По этой причине судьбы Божии часто называются в Писании судом Божиим. Суд Божий всегда праведен; праведен еси, Господи, - говорит Пророк, - и прави суды Твои (Пс. 118, 137)». (18)

Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «То, что зависит от Промышления, происходит или по благоизволению Божию, или по попущению. По благоизволению Божию происходит то, что бесспорно – добро. По попущению же – то, что не является бесспорно добром. Так, Бог часто попускает и праведнику впадать в несчастья, дабы показать другим сокрытую в нем добродетель: так было, например, с Иовом. …

Следует также иметь в виду, что все горестные события, если люди принимают их с благодарностью, посылаются им для спасения их и, без сомнения, приносят им пользу. …

При этом попущение, как мы выше сказали, бывает двух видов: попущение спасительное и вразумляющее и попущение, означающее отвержение человека Богом и ведущее к полному наказанию. Все это не находится в нашей власти.

Что касается находящегося в нашей власти, то добрых дел Бог хочет Своею предваряющею волею и благоволит им, дурных же дел Он не хочет ни Своею предваряющей, ни Своею последующей волею, но Он попускает свободной воле творить зло; ибо то, что делается по принуждению, не разумно и не является добродетелью». (4)

Прп. Ефрем Сирин пишет: «Все от Бога — и благое, и скорбное. Но одно по благоволению, а другое по домостроительству и попущению. По благоволению — когда живем добродетельно, потому что угодно Богу, чтобы живущие добродетельно украшались венцами терпения; по домостроительству — когда согрешая, бываем вразумляемы; по попущению же — когда и вразумляемые не обращаемся. Бог промыслительно наказывает нас, согрешающих, чтобы мы не были осуждены с миром, как говорит апостол: “Судимы от Господа, наказываемся, да не с миром осудимся” (1 Кор. 11, 32)». (19)

Прп. Иоанн Дамаскин объясняет, как надо, исходя их православного понимания Промысла, правильно понимать некоторые выражения Священного Писания о воле Божией и зле:

«Надобно знать, что в божественном Писании есть обыкновение называть Божие попущение Его действием, как когда (например) апостол говорит в послании к Римлянам: «Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» (Рим. 9, 21)? Конечно, Сам Бог делает это, и то, ибо Он один есть Создатель всего; но честными или бесчестными делает сосуды не Он, а собственное произволение каждого. Это видно из того, что говорит тот же апостол во втором послании к Тимофею: «в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего («Аще убо кто очистит себе от сих»), тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело» (2 Тим. 2, 20-21). Ясно, что очищение бывает по доброй воле, ибо апостол говорит: «аще кто очистит себе».

Сообразно с этим, обратное допущение указывает, что, если кто не очистит себя, то будет сосудом не в честь, бесполезным для Владыки и достойным того, чтобы разбить его. Поэтому предыдущее изречение, а равно и это: «затвори Бог всех в противление» (Рим. 11, 32) и это: «даде им Бог духа нечувствия, очи не видети и уши не слышати» (Рим. 11, 8), – все это должно понимать не так, как будто Сам Бог сделал это, но так, что Бог только попустил…» (4)

Свт. Иоанн Тобольский подчёркивает, что настоящее зло – грехи – Бог только попускает, не желая их:

«Необходимо различать два рода попускаемых зол. Первый род зол, обнимающий разные огорчения, тяготы, болезни, нанесение обид или бесчестия… смерть, - все это не может быть даже названо в тесном смысле злом, а только горьким лекарством, посылаемым нам от Бога для душевного уврачевания нас. Второй род зол, называемый в собственном смысле злом, это - наши грехи, преступления Божиих заповедей. Первого рода зло попускает Бог по желанию Своему или как казнь для нечестивых, или как меру исправления для сынов и дщерей. О зле второго рода, т.е. о грехах, нельзя сказать, что совершения их желает Бог, но попускает только.

…грех и произошел первоначально и ныне происходит против желания Божия, не от Бога, по Его, однако, попущению. Причина попущения греха скрывается до времени в тайне совершенного и непогрешимого Божия мироправления, или Его Промысла. Богу совершенно известно все будущее, и Он может легко не допустить ненавидимого Им греха, но попускает его, желая из зла произвести добро, из неправого правое, для вразумления и исправления людей, дабы они видели, какие последствия влечет грех и по отношению к согрешившему, и по отношению к его ближним, к обществу». (15)


                Смысл попущения зла

Свт. Иоанн Тобольский, как видим, сказал о смысле попущения зла, что Бог «попускает его, желая из зла произвести добро, из неправого правое, для вразумления и исправления людей» и что «всеблагий Бог никогда бы не попустил ничего злого, если бы Он не знал, что оттуда Он произведет многочисленные и великие благодеяния». Он приводит множество примеров тому:

«Безконечная благость Божия никогда бы не попустила быть на земле таким злым беззакониям, если бы отсюда она не производила величайших благ и сделанное по злобе не обращала бы во спасение.

Бог попустил умножиться братней зависти против неповиннаго Иосифа, но попустил для какого благодеяния? не для спасения ли от голодной смерти не только его родителей, братьев и родственников, но и всего Египта? Попустил Бог нечестивому Саулу всячески озлоблять кроткаго, незлобиваго Давида, но не для пользы ли самого Давида и всего царства Еврейскаго? Да, для величайшей пользы не только их, но и всего рода человеческаго, чрез потомка Давидова, Христа Спасителя нашего. ...чрез попущение Божие завистливые первосвященники, фарисеи и старейшины еврейские, по зависти, предали на распятие Единороднаго Сына Божия, Иисуса Христа, и это попущение обратилось во спасение всего рода человеческаго.

Таким образом, от каждого попущения происходят и открываются нам величайшие богатства славы Божьей и Его благодеяний каждому человеку и всему роду человеческому. Отсюда открываются нам благость Божья и милосердие Его, щедроты, всемогущество и величество, предвидение и промысел Его». (15)

Прп. Паисий Святогорец говорил: «Бог часто попускает чему-то произойти ради пользы многих людей. Он никогда не делает одно только добро, но по три-четыре добра вместе. И злу Он никогда не попускает случиться, если из него не произойдет много добра». (20)


                Скорби – не зло, но спасительное лекарство

Почему искушения, скорби и болезни, которые мы воспринимаем как зло для себя, Бог попускает для нашего блага? Всеведущий Господь и без испытаний знает самые сокровенные уголки нашего сердца, но мы не видим их. Искушение Бог допускает для того, чтобы мы сами увидели свои недостатки и слабости, увидев их, смирились, с Божьей помощью начали с ними бороться, победили в себе грех и очистили таким образом свою душу для Царствия Божия.

Святые отцы учат, что без искушений спасение для человека невозможно.

Прп. Антоний Великий говорит: «Никто без искушений не может войти в царствие небесное; не будь искушений, никто бы и не спасся». (21)

Прп. Исаак Сирин объясняет, почему нам для спасения необходимы скорби и искушения: "Блажен человек, который познает немощь свою, потому что ведение сие делается для него основанием, корнем и началом всякой благостыни. Как скоро дознает кто и действительно ощутит немощь свою, воздвигает душу свою из расслабления, омрачающего ведение, и запасается осторожностию. Но никто не может ощутить немощь свою, если не будет попущено на него хотя малого искушения тем, что утомляет или тело, или душу. Тогда, сравнив свою немощь с Божиею помощию, тотчас познает ее величие". (22)

Святые отцы единогласно учат о том, что перенося скорби с терпением и благодарением, христианин пожинает обильные плоды: прощение грехов, милость и помощь Божию, духовное возрождение и возрастание, очищение сердца.

Так, прп. Серафим Саровский: «Тело есть раб души, а душа — царица. Потому часто бывает, что по милосердию Божию наше тело изнуряется болезнями. Из-за болезней же страсти слабеют, и человек приходит в себя… Кто переносит болезнь с терпением и благодарностью, тому вменяется она в подвиг, или даже более его». (23)

Преподобный Макарий Оптинский учит, что скорбями Господь врачует и спасает души: «Мы не знаем судеб Божиих, Он все творит на пользу; мы привязаны к здешним благам, а Он хощет даровать нам будущее благо здешними краткими болезнями. …Терпение болезни с благодарением выше других исправлений пред Богом: ими и грехи очищаются, и от страстей избавляются». (17)

Преподобный Антоний Оптинский: «Болезни телесныя посылаются человеку от Бога не всегда за грех в наказание, но иногда и по благоволению для освобождения или для предохранения нас от недугов душевных, которые не в пример опаснее телесных». (24)

Св. Василий Великий пишет о промышлении Божием, скорбями истребляющем зло в людях и в целых обществах: «Еще злом называем что для нас трудно и болезненно для ощущения: телесную болезнь, телесные раны, недостаток необходимого, бесславие, ущерб имения, потерю родных. Между тем каждое из сих бедствий мудрый и благий Владыка посылает нам к нашей же пользе. Богатство отнимает у тех, которые употребляют его худо, и тем сокрушает орудие их неправды. Болезнь насылает тем, кому полезнее иметь связанные члены, нежели беспрепятственно устремляться на грех. Смерть насылается на тех, которые достигли предела жизни, какой от начала положен в праведном суде Бога, издалека предусмотревшего, что полезно для каждого из нас.

… А голод, засухи, дожди суть общие какие-то язвы для целых городов и народов, которыми наказывается зло, преступившее меру. Посему, как врач, хотя производит в теле труды и страдания, однако же благодетелен, потому что борется с болезнию, а не с больным, так благ и Бог, Который частными наказаниями устрояет спасение целого. …

Поэтому болезни в городах и народах, сухость в воздухе, бесплодие земли и бедствия, встречающиеся с каждым в жизни, пресекают возрастание греха. И всякое зло такого рода посылается от Бога, чтобы предотвратить порождение истинных зол. Ибо и телесные страдания, и внешние бедствия измышлены к обузданию греха.

Итак, Бог истребляет зло, а не от Бога зло. И врач истребляет болезнь, а не влагает ее в тело. Разрушения же городов, землетрясения, наводнения, гибель воинств, кораблекрушения, всякое истребление многих людей, случающееся от земли или моря, или воздуха, или огня, или какой бы то ни было причины, бывают для того, чтоб уцеломудрить оставшихся; потому что Бог всенародные пороки уцеломудривает всенародными казнями». (1)

Святитель Феофан Затворник рассуждает о целях попущения Богом скорбей: «У Бога о болезненном и здоровом состоянии совсем другие мысли, чем у нас, и они отстоят от наших, как небо от земли. Бывает, что Бог болезнию укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы». (25, п. 458)

«Болезнь! Что делать? Терпите, и Бога благодарите, говоря в себе: "эта болезнь грех ради моих великих и неисчетных. Господь отнимает силы, чтоб хоть этим остепенить меня. Он уж не знает, как меня исправить. И милости, и скорбные посещения - все переиспытано, и все не в прок. Час же смерти близится; и когда придет, что делать тогда моему окаянству? Господи Боже мой! Пощади немощное создание Свое!" В болезни-то хоть и легкой, все смерть придет на память, чтоб дать душе самым делом испытать, сколь верно слово Премудрого: поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши (Сир.7, 39)». (25, п. 718)

«Посылает Бог иное в наказание, как эпитимью, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтоб терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтоб очистить от какой страсти, и для многих других причин». (25, п. 42)


                Почему Бог не уничтожит злых? Предведение Божие и зло

Часто можно услышать вопрос: «Почему Бог не уничтожит тех, о ком Он по Своему предведению знает, что они будут злыми?»

Бог благ, и благость Божия – непреложна, ничто не может её победить. Бог создал человека способным к добру (и таковы все люди) и даёт ему всё для того, чтобы он преуспевал в добре, независимо от Своего предведения о человеке. Если Бог знает, что человек выберет зло, то Он по Своей благости не отбирает у него Своих даров – ведь если бы за этот его будущий выбор зла Бог лишил его существования, то получилось бы, что зло победило бы благость Бога.

Так учит преп. Иоанн Дамаскин, отвечая на этот вопрос:

"Бог, по благости Своей, приводит из небытия в бытие все существующее и о том, что будет, имеет предведение. Итак, если бы те, которые согрешат, не имели в будущем получить бытие, то они не имели бы сделаться и злыми, (а потому) не было бы о них предведения. Ибо ведение относится к тому, что есть; а предведение - к тому, что непременно будет.

Но сперва - бытие (вообще), а потом уже - бытие доброе или злое.

Если же для имеющих получить в будущем, по благости Божией, бытие, послужило бы препятствием к получению бытия то (обстоятельство), что они, по собственному произволению, имеют сделаться злыми, то зло победило бы благость Божию.

Поэтому Бог все, что Он творит, творит добрым; каждый же по собственному произволению бывает или добрым, или злым. Отсюда, если Господь и сказал: добрее было бы человеку тому, аще не бы родился (Мк. 14, 21), то Он говорил это, порицая не свое собственное творение, а то зло, какое, возникло у Его твари вследствие ее собственного произволения и нерадивости. Ибо нерадивость ее собственной воли сделала для нее бесполезным благодеяние Творца". (4)

Здесь хочется заметить, что вопросы предведения Божия очень сложны для нашего понимания, требуют очищения ума от страстей, смирения и прочих высоких добродетелей, а исследование этого вопроса мирским рассудком может привести к множеству заблуждений совсем небезобидных. Поэтому лучше всего для нас довериться словам духоносного святого отца.


                Как относиться ко злу?

Священное Писание говорит: "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Рим. 12, 21).

Святые отцы, как мы уже видели, учат, что обиды, причиняемые нам людьми, надо принимать как посланные от Бога спасительные лекарства, и не винить, не ненавидеть обижающих нас, но напротив, видеть в них своих благодетелей, показывающих нам наши страсти и немощи, чтобы мы могли исправиться.

Прп. Пимен Великий: «Злоба злобы не уничтожает. Но если кто делает тебе зло, тому ты делай добро, чтоб добрым делом уничтожить злобу». (26)

Свт. Иоанн Златоуст: «Божие Домостроительство таково, что чем нам вредят, то самое служит к нашей пользе». (27) «Ты потерпел какое-нибудь зло? Но если захочешь, оно вовсе не будет злом. Возблагодари Бога, и зло обратится в добро». (28)

Авва Зосима: «Бесы боятся, если увидят, что кто-нибудь, будучи подвергаем оскорблению, бесчестию, ущербам, всяким другим неприятностям, скорбит не о том, что подвергся этому, но о том, что не перенес этого мужественно, ибо понимают, что он вступил на истинный путь и имеет твердое желание ходить по заповедям Божиим». (29)

Прп. Антоний Великий: «Будь мудр: молчанием загради уста клевещущих на тебя. Не оскорбись, если кто будет говорить худо о тебе - это действие нечистых духов, старающихся устраивать препятствия человеку к получению духовного разума». (26)

Преп. Макарий Оптинский наставляет свою духовную дочь: «Когда будешь относить всё к Богу и принимать скорбные случаи с самоукорением, считая себя достойною оных, то удобно и легко понесёшь; а если, напротив, будешь укорять других и считать виновными своей скорби, то более на себя их навлечёшь и отяготишь свой крест… как мы познаем сокровенные в нас страсти?  И как можем оные истребить? Не долготерпением к нам ближних, но от нашего к ним долготерпения. Они показывают нам лежащие в нас страсти, но каким образом? Смотрением Божиим, то есть Бог посылает их сделать нам что-нибудь неприятное и противное, чтобы от того узнали, что есть в нас страсти и попеклись бы о искоренении оных, а виновников сего считать благодетелями, по слову аввы Дорофея, «о еже укоряти себе, а не ближнего». Конечно, скоро невозможно уврачевать сии болезни, но, познав свою немощь и укоряя себя, получать будешь облегчение». (17)

Преп. Лев Оптинский: «Где же ты оставила Промысл Божий, пекущийся о всех, а купно и о тебе, и устрояющий все на пользу, и попустительными случаями дающий нам средство к познанию своих страстей и искоренению оных, а ты все винишь людей». (30)

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Господь воспретил мщение, которое было установлено Моисеевым законом, и которым за зло воздавалось равным злом. Оружие, данное Господом против зла - смирение. "Аз же глаголю вам не противитися злу: но аще тя кто ударить в десную твою ланиту, обрати ему и другую: и хотящему судитися с тобою, и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу" (Мф. 5:39-40)». (31)

Св. прав. Иоанн Кронштадтский: «Если ты хочешь быть смиренным, то считай себя достойным всякой злобы и злословия от других. Не раздражайся, когда тебя порицают или злословят. …
Чем он грубее и раздражительнее, тем большую яви к нему кротость и любовь. Так ты верно победишь его. Добро всегда сильнее зла и потому всегда победоносно. Помни еще, что все мы немощны и легко побеждаемся страстями. Потому будь кроток и снисходителен к согрешающим против тебя. Ведь и ты болен тем же, что и твой брат. Прощай долги твоим должникам, чтобы и Отец небесный простил твои долги. …
Тебе не хочется молится за презираемого тобой человека, но потому-то и молись, что не хочется; потому-то и прибегай к Врачу, что ты сам болен злобой и гордостью, как болен презираемый тобой. Молись о том, чтобы Господь научил тебя незлобию и терпению, чтобы Он укрепил тебя любить врагов, а не доброжелателей только, чтобы Он научил тебя молиться за недоброжелателей так же искренне, как за доброжелателей». (32)


                Рассудительность в отношении ко злу

Давая наставление принимать все несчастья, скорби и болезни как лекарства, посланные нам от Бога для нашего спасения, святые отцы в то же время говорят о необходимости рассудительности по отношению ко злу и искушениям. Они учат не только смиряться, но и по обстоятельствам стараться их преодолевать, например: лечиться от болезней; удаляться от соблазняющих; защищать Отечество от напавшего врага; поддерживать ближних в перенесении скорбей; оправдываться в обвинениях, если недостаточно духовных сил, чтобы перенести их без ущерба для душевного устроения; или умолчать о прискорбном, если ближний соблазняется по этому поводу.

Так, преподобные Варсонофий и Иоанн советуют отвечать на обвинения, учитывая духовное состояние и пользу ближнего:

«Вопрос 764. Вы учите, что хорошо во всяком случае укорять себя самого. Но когда кто-либо порицает меня как виновного против него, а я не знаю за собою вины, - как поступить мне (в таком случае)? Ибо если захочу признать себя виновным, то это послужит к подтверждению его огорчения на меня, как будто я действительно согрешил против него; если же, напротив, стану оправдываться пред ним, говоря, что сие дело было иначе, то это будет самооправдание, как же понести мне (эту) укоризну? Вразуми меня, Отче Святый, как должен я поступить (в таком случае)?
Ответ. Прежде укори себя в сердце своем, и сделай брату поклон, говоря: прости меня Господа ради. И таким образом, со смирением (не для того, чтобы оправдать себя, но дабы уврачевать его и избавить от подозрения) скажи ему: Отец мой! Я не знаю за собою того, чтобы я хотел оскорбить тебя в чем-либо, или в чем-либо согрешить против тебя, а потому (прошу тебя) не думай обо мне так. Если же и после сего он не удостоверится, то скажи ему: согрешил, прости меня.

Вопрос 765. Если же я действительно согрешу против него, и он, услышав о сем, опечалится: то хорошо ли скрыть истину, чтобы устранить скорбь его, или (должно) признаться в своем согрешении и просить прощения?
Ответ. Если он достоверно узнал это, и ты знаешь, что дело это подвергнется исследованию и (поступок твой) обнаружится, то скажи ему правду, и попроси прощения, потому что ложь твоя еще более раздражит его. Если же он не знал (достоверно), и ты видишь, что дело не подвергнется исследованию, то не неприлично будет промолчать, чтобы не дать места скорби. …и ты умолчи о прискорбном (для ближнего твоего), и дело кончится благополучно». (33)

Свт. Иоанн Тобольский говорит: «…каждому из нас, при телесной невзгоде, следует разсуждать так: болезнь эта или другая невзгода, - произошла ли она от моей неосторожности, или по злобе человеческой, или от чего-либо другого, - во всяком случае, приключилась не без Божия Провидения, которое определило ее соответственно моим силам, так что ее начало, ее тяжесть (ослабление или усиление) зависит от Него. Равным образом от Провидения Божия зависит способ врачевания и исцеления оной. Оно вразумляет врача и указывает на средства, или же противодействует всему, ибо и доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство - от Господа (Сирах. 11, 14). Равным образом, должно во всех приключениях, бывающих с нами, разсуждать, что они предвидены и допущены Богом.

Весьма благоразумно и благочестиво рассуждать, что всякое зло, беда или несчастие есть для нас спасительное наказание, посылаемое на нас свыше, но не Бог есть причиной нашей вины, т.е. греха, неизбежно влекущего за собою наказание по правде Божией. …

Что разорительные войны и прочие беды происходят не без воли Божией, дело ясное (как указали мы раньше); но отсюда не следует еще, что не должно ни вооружаться против врагов, ни прибегать к врачеванию наших болезней, считая это противодействием воле Божией. Объясним это на примере болезни: по какой бы непосредственной причине не началась она, нет никакого сомнения (как замечено уже выше), что на то была воля Божия. Однако же больному неизвестно намерение Божие о времени продолжения его болезни, а потому не воспрещается больному прибегать к различным средствам исцеления себя от болезни. И когда он уже, после употребления многих врачующих средств, не получит выздоровления, то может быть уверенным, что на то есть воля Божия, чтобы ему терпеть продолжительнейшую и тягчайшую болезнь. Так смиренно рассуждай каждый болезненный брат, что Богу угодно продержать тебя еще в болезни. Но так как ты не знаешь, имеет ли Бог намерение, чтобы ты страдал до смерти, то безгрешно можешь прибегать к средствам врачевания для получения здоровья или хотя бы для облегчения болезни… Таким же образом должно рассуждать о врагах и войнах». (15)

И свт. Феофан Затворник пишет: «Лечиться же нет греха, хоть и от Бога болезнь: ибо и разум лечебный Бог дает и лекарства Бог же создал. Потому, прибегая к лекарю и к лекарствам, не будешь прибегать к тому, что находится вне Божиих путей и учреждений. Вот заговоры, - те не Божии, туда и нечего ходить». (25, п. 42)

Преподобный авва Дорофей учит, что хотя мы знаем, что все скорби происходят по праведному определению Божию, из этого не следует, что мы не должны сострадать ближним и помогать им:

«Все бывающее бывает или по благоволению Божию, или попустительно... всё скорбное, бывающее к наказанию нашему за порочность нашу… - всё сие бывает не по благоволению Божию, но попустительно, когда Бог попускает этому находить на нас для нашей пользы. Но Бог не хочет, чтобы мы сего желали или сему содействовали. Например… Бог попускает, чтобы кто-нибудь находился в печали или в болезни, но хотя воля Божия и такова, чтобы он печалился, но Бог не хочет, чтобы и мы опечаливали его, или чтобы сказали: так как есть воля Божия на то, чтобы он был болен, то не будем жалеть его. Этого Бог не хочет; не хочет, чтобы мы служили таковой Его воле. Он желает, напротив, видеть нас столь благими, чтобы мы не хотели того, что Он делает попустительно.

Но чего Он хочет? Хочет, чтобы мы желали воли Его благой, бывающей, как я сказал, по благоволению, то есть всего того, что делается по Его заповеди: чтобы любить друг друга, быть сострадательными, творить милостыню и тому подобное - вот воля Божия благая». (34)


                Что значат слова Св. Писания «Аз устроивый свет и сотворивый тму, творяй мир и зиждяй злая» (Ис. 45, 7)

И в наше, время, как и в первые века христианства, можно услышать вопрос: «Почему вы говорите, что Бог не виновник зла, когда в Библии сказано противоположное: «Аз устроивый свет и сотворивый тму, творяй мир и зиждяй злая» (Ис. 45, 7) и: несть «зло во граде, еже Господь не сотвори» (Ам. 3, 6)?»

На такие вопросы отвечали ещё в древности святые отцы.

Свт. Василий Великий: «Но говорят: "Если Бог не виновен в зле, то почему же сказано: «Аз устроивый свет и сотворивый тму, творяй мир и зиждяй злая» (Ис. 45, 7)? И еще говорится: «снидоша злая от Господа на врата Иерусалимля» (Мих. 1, 12). И: несть «зло во граде, еже Господь не сотвори» (Ам. 3, 6). И в великой песни Моисеевой сказано: «видите, видите, яко Аз есмь, и несть Бог разве Мене: Аз убию и жити сотворю, поражу и Аз исцелю» (Втор. 32, 39)".

Но для разумеющего смысл Писания ни одно из сих мест не заключает в себе обвинения Богу, что Он виновник и творец зла. Ибо Сказавший: «Аз устроивый свет и творяй тму», объявляет чрез сие, что он Создатель твари, а не творец зла.

…«Творит же мир, зиждет злая». Особенно творит мир в тебе, когда добрым учением умиротворяет ум твой и умиряет страсти, восстающие на душу. «Зиждет злая», то есть преобразует зло и ведет к лучшему, чтобы оно, перестав быть злом, приняло в себя свойство добра. … Посему «Творяй мир» творит мир чрез созидание зла, то есть чрез образование и приведение зла в лучшее. …

Когда же слышишь: «несть зло во граде, еже Господь не сотвори», - слово «зло» понимай так, что Писание разумеет под оным бедствия, посылаемые на грешников к исправлению прегрешений. Ибо сказано: «озлобих тя, и гладом заморих, да блага тебе сотворю» (Втор. 8, 3, 16), остановив неправду прежде, нежели разлилась она до безмерности…» (1)

Пр. Иоанн Дамаскин: «Итак, божественному Писанию свойственно говорить о попущении Божием, как об Его действии и произведении. Но даже и тогда, когда оно говорит, что «Бог зиждет злая» (Исх. 45, 7) и что «нет зла во граде, еже Господь не сотвори» (Амос. 3, 7), и тогда оно не показывает этим, что Бог есть виновник зла. Ибо слово «зло» берется двояко и имеет два значения: иногда оно обозначает злое по природе, что противно добродетели и воле Божией; а иногда злое и тягостное (только лишь) для нашего чувства, т.е. скорби и напасти; они, будучи тягостными, только кажутся злыми; на самом же деле – добры, ибо для понимающих они служат виновниками обращения и спасения. О них-то Писание говорит, что они бывают от Бога. Впрочем, должно заметить, что и такого зла причина – мы сами, ибо зло невольное рождается от зол добровольных». (4)



Примечания:
1. Свт. Василий Великий. Беседы. Беседа 9. О том, что Бог не виновник зла
2. Свт. Василий Великий. Вторая беседа на Шестоднев
3. Прп. Иоанн Дамаскин. Против манихеев
4. Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры.
5. Прп. Иустин (Попович). Догматика Православной Церкви. Бог в самом Себе
6. Творения иже во святых отца нашего Григория Нисского, епископа. М., 1861. Ч. 3
7. Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на книгу Бытия
8. Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы
9. Свт. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения
10. Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
11. Свт. Кирилл Иерусалимский. Огласительное поучение четвертое
12. Свт. Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский. Тайна Иова
13. Свт. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти
14. Свт. Григорий Богослов. Слово 40
15. Свт. Иоанн Тобольский (Максимович). Божественный промысл
16. Свт. Николай Сербский (Велимирович). «Ты нужен Богу». Слова и наставления. О пути спасения души и Царстве Божием
17. Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского. Козельск. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1997
18. Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Том 2. Судьбы Божии
19. Прп. Ефрем Сирин. О борьбе с печалью
20. Прп. Паисий Святогорец. Слова. Том II. Духовное пробуждение
21. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1890; 3-е изд. М., 1900
22. Прп. Исаак Сирин. Слово 61
23. "Призовем имя Господа и спасемся. Поучения Прп. Серафима о христианской жизни". М. Даниловский благовестник, 2001
24. Оптинский Цветник: изречения преподобных старцев Оптинских. Москва, 2006
25. Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. 1-8.
26. Свт. Игнатий (Брянчанинов). Отечник
27. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Деяния Апостольские. Беседа 49
28. Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам
29. Прп. Зосима Палестинский. Собеседования о том, каким путём приобретается безгневие, а также о том, чтобы иметь вещи, как бы не имея их. Собес. 3
30. Симфония по творениям преподобных оптинских старцев в 2 т. Москва: Даръ, 2009. Т. 2
31. Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. О евангельских заповедях
32. Прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе
33. Преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников
34. Прп. авва Дорофей. Душеполезные поучения