Дмитрий Марченко 2 - написанные рецензии

Рецензия на «Подвиг в небе Моздока» (Олег Каминский)

Почему то предположения, что тарана не было не возникло вообще. Такие случаи когда летчик заявлял о таране, а его не было довольно не малочисленны. Прояснит ситуацию конечно только время вылетов Ульманна и Шляпкина.

Дмитрий Марченко 2   09.12.2023 20:37     Заявить о нарушении
Самолет Ульманна был таранен в 12.41 по берлинскому времени. А время гибели Шляпкина пока не известно. Спасибо за отзыв!

Олег Каминский   09.12.2023 20:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Последний бой немецкого Маресьева» (Андрей Грачев 2)

Приветствую. Конечно тут вопрос терминологий, но Вальтер Брандт был только подбит, его Bf 109G-14 был поврежден только на 20%.

Дмитрий Марченко 2   10.09.2023 14:20     Заявить о нарушении
20 процентов по факту обычно на списание. Конечно не сразу. Но уж в 45 году точно. Кроме того, был выведен из строя ас, а это уж лучше, чем просто сбить самолёт. При плановых заменах самолётов все эти подбитые на 20 и более процентов обычно отправляли в запасные части. По факту 20 процентов это всегда серьёзные повреждения, так как с лёгкими повреждениями посадка на брюхо вне аэродрома не производится. А самолет, совершивший такую посадку, мало пригоден к использованию. От безысходности их чинили, конечно

Андрей Грачев 2   10.09.2023 23:39   Заявить о нарушении
И ещё я заметил у немцев тенденцию: если повреждения оценены как боевые, то чаще всего после посадки на брюхо их уровень невелик. Если же не боевые, отказ мотора или скажем потеря ориентировки, закончилось топливо и и.д.,то обычно процент выше.

Андрей Грачев 2   10.09.2023 23:42   Заявить о нарушении
Не могу согласится, повреждения 20% это далеко не списание, это ЕМНИП могли отремонтировать в части, на месте.

Дмитрий Марченко 2   11.09.2023 10:34   Заявить о нарушении
Ремонтируемые силами личного состава самолёты не учитывались в списках потерь или в крайнем случае менее 10 процентов. На то и список потерь существовал. Это потом наши горе-историки, которые любят рейх до безумия, начали наводить тень на плетень.совершивший посадку на брюхо самолет это априори тяжелое повреждение. Достаточно прочитать Липферта, который за два дня потерял два самолёта в тяжелых боях, но, поскольку повреждения формально были небольшие (а летать самолёты тем не менее уже не могли, починить их было тоже нельзя), то в тк они не отмечены. Это в декабре 43 года было

Андрей Грачев 2   11.09.2023 10:46   Заявить о нарушении
Справедливости ради, мы считаем и совершившие посадки на брюхо вне аэродрома советские самолеты тоже потерянными. Их эвакуировали, чинили при любой возможности , но использовали в основном только от безысходности.

Андрей Грачев 2   11.09.2023 10:48   Заявить о нарушении
Рецензия на «Истребители гибнут по всему фронту. Часть 29» (Олег Каминский)

Про Линка во многих источниках пишется, что он попал в плен, и очень сомнительно что бы он при этом был сбит своей З/А...

Дмитрий Марченко 2   10.08.2023 22:08     Заявить о нарушении
Спасибо за уточнение!

Олег Каминский   11.08.2023 06:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Если Бог есть, почему кругом зло?» (Василий Евгеньевич Никитин)

Приветствую! Если кратко, потому, что Господь дает право выбора, свободу выбора как действовать, хотя всегда подсказывает из сердца как правильно...

Дмитрий Марченко 2   01.08.2023 16:36     Заявить о нарушении
Рецензия на «Охотники JG52. Часть первая» (Андрей Грачев 2)

Не такой уж фантазер был Бахник. 13 марта над Проскуровым примерно в то же время когда вел бой 112 ГИАП, были и вели бой 6 Яков 513 ИАП, из которых 4 не вернулось в том числе командир полка...

Дмитрий Марченко 2   23.07.2023 13:39     Заявить о нарушении
Откуда информация? Вроде бы эти потери понесены в первой половине дня. Там ещё Ралль заявил победы

Андрей Грачев 2   23.07.2023 22:25   Заявить о нарушении
Из данных 331 ИАД с памяти народа, там время боя 18.30

Дмитрий Марченко 2   24.07.2023 21:05   Заявить о нарушении
Рецензия на «В прицеле - финские асы» (Андрей Грачев 2)

Приветствую Андрей. Откуда у Вас сведения, что авиация КБФ потеряла в бою 21 апреля два "Ила", три "Яка" и один Ла-5? Потери составили только один Ла-5.
Версия с Туоминеном интересная и вполне вероятная, но опять же на основании чего выводы?
20 августа 1943 Голубев заяавлял Брюстеры, а Kalevi Tervo летал на Ме-109, тоже основания что сбил Голубев каковы?

Дмитрий Марченко 2   12.06.2023 18:04     Заявить о нарушении
Это из мемуаров Голубева.

Мало ли кто на чем летал, типы сбитых путали постоянно.

А что с Туоминеном не так?

Андрей Грачев 2   12.06.2023 18:23   Заявить о нарушении
Вы уж слишком много значения придаёте типам заявленных истребителей.на самом деле их путали постоянно и те, и другие. Да в бою рассматривать особо некогда. И даже я нашёл ряд случаев, когда путали например Яки и Илы.

Андрей Грачев 2   12.06.2023 18:29   Заявить о нарушении
Вот простой пример. Я тут, когда разбирал побасенки Вайссенбергера, коими он кормил свое начальство в небе Алакуртти, обнаружил, что наши ребята постоянно видели фв-190. А какие фв-190, если там были бф-109. Да и в районе Пскова та же ситуация была.

Андрей Грачев 2   12.06.2023 18:35   Заявить о нарушении
Да странно, Голубев действительно пишет такие потери, но согласно хронике КБФ был потерян только один Ла-5. В вылете не участвовали Яки, Илы прикрывались Лаггами. У финнов 19 заявок из них ни одного Ила, все истребители... В общем вероятно Голубев спутал события еще одного дня.

Дмитрий Марченко 2   12.06.2023 22:50   Заявить о нарушении
Согласен на счет путаницы с модификациями истребителей, по 20 августа у финнов потерян один Ме-109, а у наших заявки по тому времени "Брюстеры" всего 4, Голубев главный претендент на победу действительно, а не пишет он про этот день наверно потому, что финские истребители сбили 3 Ла-5 полка

Дмитрий Марченко 2   12.06.2023 23:02   Заявить о нарушении
Не дочитал по 20 августа, после заявок на Брюстеры, были заявки на 1 Ме-109 и 2 ФВ-190. Так что врядли Голубев сбил Kalevi Tervo. Из трех сбитых Ла-5, два из четверки Голубева...

Дмитрий Марченко 2   12.06.2023 23:27   Заявить о нарушении
Ну, Хроника это тоже не стопроцентный источник. Кстати, судя по всему, во всех этих боях фв-190 не участвовали. Так что это могли быть Хоуки, Буффало, бф-109. Бф-109 тоже путали с Буффало. Хотя они и не похожи. Но в бою разбирать некогда

Андрей Грачев 2   12.06.2023 23:46   Заявить о нарушении
Он описывает эти потери, датируя их 28 августа, если мне не изменяет память.

Андрей Грачев 2   13.06.2023 00:02   Заявить о нарушении
Всё, я разобрался с этим боем. Небольшая путаница возникла с двумя Голубевыми. Сейчас исправим.

Андрей Грачев 2   13.06.2023 00:16   Заявить о нарушении
"Он описывает эти потери, датируя их 28 августа, если мне не изменяет память."
Нет потери: два "Ила", три "Яка" и один Ла-5 Голубив приводит за 21 апреля. Можно уточнить за минуту в его мемуарах, в сети они доступны.

Дмитрий Марченко 2   13.06.2023 10:38   Заявить о нарушении
20 августа из четверки Василия Голубева были сбиты 2 Ла-5 именно Брюстерами, заявки Jorma Saarinen и Aulis Lumme. А Kalevi Tervo сбит либо тройкой Як-7 13 ИАП - заявили 1 Ме-109, 1 ФВ-190, либо четверкой Ла-5 вылетавшей позже группы Голубева, заявившей 1 ФВ-190.

Дмитрий Марченко 2   13.06.2023 11:05   Заявить о нарушении
Я про бой 20 августа имею в виду

Андрей Грачев 2   13.06.2023 12:00   Заявить о нарушении
То есть он рассказывает, как его полк понёс тяжёлые потери в конце августа, но не 20 августа, а 28 августа. Насколько мне память не изменяет

Андрей Грачев 2   13.06.2023 12:01   Заявить о нарушении
Есть конкретная заявка от 20 августа от Голубева Виктора Петровича на бф-109. Не на фв-190. И описание боя есть. Так что сбил этого аса именно Голубев, но другой)

Андрей Грачев 2   13.06.2023 12:03   Заявить о нарушении
Не стоит спешить с выводами. Заявка лейтенанта Виктора Голубева: в районе 18:00, у финнов это 17:00. Время начала последнего вылета Kalevi Tervo или время его сбития - 19:18, по нашему времени это 20:18. Его сбил или Левченко из 3 ГИАП или летчики 13 ИАП.

Дмитрий Марченко 2   13.06.2023 18:49   Заявить о нарушении
Рецензия на «Воздушные тараны - подвиги и легенды. Часть 3» (Олег Каминский)

Олег из какого источника у вас данные, что Не 111Н-6 Werk-Nr. 7854 из 9./КG.55 разбился при аварийной посадке в районе Графской, претендент Варчук?
По данным Ген.Квартирместера место потери Сталинград.

Дмитрий Марченко 2   02.06.2023 23:35     Заявить о нарушении
Дмитрий, если бы Вы задали этот вопрос 3 года назад, когда я только опубликовал эту работу, я бы смог на него ответить...

Олег Каминский   03.06.2023 08:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Четыре победы над Алыми сердцами» (Андрей Грачев 2)

Спасибо, интересные бои Вы рассматриваете. Но есть спорные моменты:
2.10.42 Варчук врядли добился реальной победы над Хе-111, так как KG55 понесла единственную безвозвратную потерю под Сталинградом.
Пологов конечно может иметь отношение к потере Фогта - Вольтера, районы события у сторон близки, но известно ли время вылетов сторон?
1 июля 42 у Пологова по данным дивизии в районе Степановки победа над ФВ-189 в паре, и его отношение к сбитию Рюттгера спорное...

Дмитрий Марченко 2   31.05.2023 16:47     Заявить о нарушении
Есть конкретное описание боя. Наземные наблюдатели видели падение четырёх истребителей, из которых два были нашими, на один условно претендовал Пологов. Путем поисков нашли искомые два бф-109. Но Пологову оставили одну победу.

С Рюттгером заявка Пологова совпадает по времени, плюс других заявок нет. В окончательном варианте установлено, что сбил он бф-109. Так и по наградным. В паре, это верно. Но тогда почти все победы писали как парные. Нет никаких сомнений, что победу он одержал лично. Но для поощрения действий ведомых часто писали и им победу, если работали они хорошо и даже если реальных попаданий не добивались.

Что до Варчука, то этот случай прекрасно разобран Каминским. Обычная штабная путаница.

Андрей Грачев 2   31.05.2023 17:25   Заявить о нарушении
Пологов сбил Ме-109 1.07.42 по каким документам? Просто есть случаи когда летчику после нахождения упавшего самолета противника, меняли модификацию сбитого в соответствии найденному, подгоняли победу чужих, З/А.
А вообще если Ваши реконструкции боев верны, то Пологов выдающийся истребитель в плане подтверждаемости заявок. Я тут:http://proza.ru/2020/08/12/779 анализировал по доступным данным его бой 3.04.44, и пришел к выводу, что он сделал дубль, сбив два ФВ-190 51й Эскадры в одном бою.
про Варчука не найду у Каминского, не кините ссылку?

Дмитрий Марченко 2   31.05.2023 21:04   Заявить о нарушении
Таких случаев я не находил.
В списке побед фигурирует именно бф-109, список приведён на сайтах про авиацию по Быкову. Других претендентов нет. Но Рюттгер явно был подбит в бою. Про Варчука поищу, но там точно подтверждение. У него тоже отличная подтверждаемость. Да и вообще среди наших асов не было таких, как Ланг, Филипп, Киршнер, Маркварт, Шалль, Вайссенбергер и им подобные. Про причины этого вранья я уже говорил. Наши лётчики воевали за Родину, а немцы - ради чинов и наград. Следите за статьями, скоро будут статьи про всех этих немецких вралей. Незачем пиарить врага.

Андрей Грачев 2   31.05.2023 21:37   Заявить о нарушении
И я добавлю, что столкновения в воздухе вражеских истребителей почти никогда советские пилоты не видели. Я уже привёл в статьях ряд таких примеров. Потому что обзор был весьма ограничен. Поэтому и завышения результатов советских пилотов были не результатом злого умысла, а просто ошибками. У немцев же это были намеренные накрутки.

Андрей Грачев 2   31.05.2023 21:42   Заявить о нарушении
Это известно, что по Быкову у Пологова 1.07.42 сбитый Ме-109,просто опять таки в ЖБД дивизии фигурирует ФВ-189, отсюда и вопрос. Все могут допускать ошибки, в том числе и Быков... В моем понимании первичные документы авторитетнее.
ПО Варчуку и его победе над Хе111 Вы ссылаетесь на Каминского, но этого не достаточно. Есть Заблоцкий и Ларинцев которые из данных ГК указывают потерю Хе-111 в Сталинграде, и я думаю данные ГК авторитетне...
И не надо идеализировать, у очень многих заслуженных истребителей много побед которые не подтверждаются. Тот же Варчук с отличной как Вы выразились подтверждаемостью заявил 10.07.42 - 3 Ме-109, эти его заявки очень сомнительны, а вернее не подтверждаются. У немцев в том районе максимум две потери: известный Эттель из II./JG3 сбитый Бостонами или Кобрами и Ме-109 из I./JG 52, по данным немцев сбитый ЗА и район мне не известен, вот и все. А группы где был Варчук потеряли не вернувшимися 5 Мигов...
Вы слишком идеализируете наших и демонизируете не наших), а люди со своими слабостями везде примерно одинаковые. Таких, как Ланг, Филипп, Киршнер у нас якобе не было, однако некоторые исследователи таковых находили, тот же Олег Каминский...


Дмитрий Марченко 2   01.06.2023 12:44   Заявить о нарушении
Например?

Андрей Грачев 2   01.06.2023 13:31   Заявить о нарушении
Есть такая полезная вещь, как таблица Квартирмейстера. Там всё написано, где был сбит хе-111 и что указанная часть в тот день действовала именно в небе Воронежа, а не Сталинграда. Насчёт бф-109 и Пологова - ему эту победу первоначально не подтвердили. Про Эттеля я в курсе, его Кирсанов сбил, там место совпадает. Место потери второго бф-109 тоже известно и его тоже Кобры сбили.

Андрей Грачев 2   01.06.2023 13:33   Заявить о нарушении
Про Заболоцкого и Ларинцева надо поскорее забыть, как про Дымича и Мухина. Там ошибок масса. Просто масса

Андрей Грачев 2   01.06.2023 13:35   Заявить о нарушении
"Есть такая полезная вещь, как таблица Квартирмейстера" Об этом же я и говорю, под абревиатурой ГК у меня имеется ввиду таблицы Генерал Квартирмейстера, это в среде исследователей распространенное сокращение. Я не поленился посмотрел лично сканы ГК, они доступны в сети кстати. Нашел этот самолет Не 111Н-6 Werk-Nr. 7854 довольно быстро, это страница ГК читается четко, все видно. Район где пропал самолет четко написано Сталинград, как и у Заблоцкого и Ларенцева, они все переписывали из ГК. Так, что их не стоит сбрасывать со счетов, хотя ошибки у них есть, я одну по румынским истребителям нашел. Но их ошибки в основном связаны с тем, что буквы и цифры на сканах не четко видны на многих страницах.
Если хотите пришлю Вам скан этой страници ГК на емейл для подтверждения. Так, что версия Каминского которую Вы приняли не соответствует действительности, его тоже не грех проверять.

По нашим летчикам со слабой подтверждаемостью поищу

Дмитрий Марченко 2   01.06.2023 15:04   Заявить о нарушении
Каминский человек, и он ошибается. Я тоже находил ошибки. Но ведь и объем у него огромный. А вот Лавриненко и Traurig ошибаются на ровном месте даже в статьях, посвящённых определённым событиям. Значит ошибка в таблицах. Потому что указанное соединение в тот день работало в районе Воронежа. Вообще в Сталинграде хе-111 мало использовались, больше ю-87,как тактические машины.

Каминский использует архивные данные, как и мы, грешные (наши труды - итог коллективных стараний).

Андрей Грачев 2   01.06.2023 19:49   Заявить о нарушении
Я нашёл массу ошибок у этих "исследователей", очень грубых. Лучше всего читать Прина. И Жукова.

Андрей Грачев 2   01.06.2023 19:51   Заявить о нарушении
http://proza.ru/2021/02/24/215 вот статья Каминского и по этой теме еще у него есть

Дмитрий Марченко 2   01.06.2023 23:26   Заявить о нарушении
11.5.43, очищая воздух от вражеской авиации, в период 16.33-17.40, в районе Абинская (по другим данным, Крымская – авт.), тов. Конобаев в паре с лейтенантом А. Ф. Лавреновым сбивает одного Ме-109».
Советские источники считают, что всего в воздушных боях над Кубанью было сбито не менее 10 Ме-109.
А вот документы противника утверждают, что в JG.3 и JG.52 никаких потерь не было.
Выходит, подтвердить победу Конобаева (и Лавренова) мы не можем

11 мая, на самом деле, был сбит Вольф-Удо Эттель, якобы огнем ЗА, совершил вынужденную посадку прямо среди советских позиций и выбрался к своим. Самолет определён повреждённым на 25 процентов. Совпадает и время потери с указанной заявкой, правда по месту больше подходят две другие заявки советских пилотов. Этот случай разбирался в наших статьях. Кроме того, в указанном районе был сбит фв-190. Их часто путали с бф-109, хотя они и не очень похожи. В бою рассматривать некогда, либо штабники мудрили, но это - факт

Андрей Грачев 2   02.06.2023 07:07   Заявить о нарушении
Кубанской эпопее посвящена у нас целая серия статей

Андрей Грачев 2   02.06.2023 07:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «Аэрокобры против немецких асов - 3» (Андрей Грачев 2)

30 ГИАП отличился очень хорошо 2.06.43, можно дополнить...

Дмитрий Марченко 2   26.05.2023 23:18     Заявить о нарушении
Эта серия статей осталась незаконченной. Мы решили, что лучше будет делать статьи более конкретные. Но статьи про "Кобры в небе Ясс" в планах есть. Материал весь собран, осталось его воплотить в связное произведение

Андрей Грачев 2   26.05.2023 23:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Славная охота» (Андрей Грачев 2)

Спасибо! Интересные сведения. Но откуда известно, что Фённекольд разбил свой самолет при посадке? В известных мне источниках его Ме-109й значится поврежденным. SG2 потерь не понесла на сколько известно...

Дмитрий Марченко 2   25.05.2023 13:29     Заявить о нарушении
Повреждения оценены свыше 20 процентов, то есть по сути на списание. Сам ас был ранен. Потеря SG2 была понесена, но списана на 10 число. Немцы были редкие хитрецы. По сути даже 10 процентов повреждений чаще всего на деле обозначило либо полностью уничтоженный, либо очень сильно повреждённый самолёт.

Андрей Грачев 2   25.05.2023 19:35   Заявить о нарушении
С чего же Вы взяли, что поврежденный на 20 - 30 % самолет списывался? списывался поврежденный на 60 и более%.

Дмитрий Марченко 2   26.05.2023 12:44   Заявить о нарушении
Мои любимые примеры - это случай с Эттелем, когда он в мае 43 года посадил самолёт на вражеских позициях, и потом ещё полком добирался к нему, чтобы снять оборудование. Однако, хотя возможность эвакуации самолета была исключена, он признан был повреждённым на 25 процентов. А осенью 42 года Рупп посадил самолет вообще в тылу советских войск, но его тоже признали повреждённым на 20 процентов. Случай с самолетом Айхеля-Шрайбера, он сбил был в сентябре и ранен, якобы повреждения на 10 процентов, но самолет был списан. И случаев таких много. Притом в подавляющем большинстве случаев эти самолеты совершали посадку на брюхо. А это уже условная потеря, так как такой самолёт теряет в любом случае свои характеристики

Андрей Грачев 2   26.05.2023 16:59   Заявить о нарушении
Интересные сведения, и интересно откуда известно что стало с Bf109G-4 № 19453 Эттеля 11 мая, да и других упомянутых?

Дмитрий Марченко 2   26.05.2023 22:34   Заявить о нарушении
Про Эттеля нашел, да действительно самолет был потерян, а записан как поврежденный 25%

Дмитрий Марченко 2   26.05.2023 22:53   Заявить о нарушении
Но все таки без достоверных сведений о судьбе самолета, нельзя считать поврежденных на 20 - 60% безвозвратными потерями.

Дмитрий Марченко 2   26.05.2023 22:56   Заявить о нарушении
Всё, что свыше 10 процентов, это как минимум очень серьёзные повреждения. Именно к такому выводу я пришёл. Что выше 30 процентов, это фактическая потеря. Да и сами представьте повреждённый на 30 процентов самолёт. То есть примерно на треть. Разве такой самолёт летать сможет? Понятно, что-то потом чинилось, но воевать на таком самолёте уже невозможно. Что же касается всяких ремонтируемых в полевых условиях повреждений, то немцы их не учитывали вообще. Например, Новотны и Липферт упоминали про бои, в которых их самолёты были буквально превращены в решето, но эти случаи не отражены в таблицах квартирмейстера. Я может сделаю выборку потерь самолётов, повреждённых "на 10 процентов"

Андрей Грачев 2   26.05.2023 23:38   Заявить о нарушении