Подвиг в небе Моздока

Олег Каминский
На снимке: Младший лейтенант Николай Васильевич Шляпкин.

Некоторые люди глубоко убеждены в том, что доверять можно только отечественным источникам информации. А зря! В зарубежных источниках, в том числе наших бывших противников, можно найти множество интереснейших сведений, причем таких, о которых у нас многие даже не догадываются.

К примеру, в немецких архивных документах о событиях на Восточном фронте 1941-1945 годов есть упоминание о том, истребитель Bf 109G-2 W.Nr.14168 «Gelbe 10» из 9./JG.52 был таранен и сбит русским истребителем И-16 в воздушном бою южнее Моздока. Немецкий летчик унтер-офицер Вальтер Ульманн (которому, кстати, засчитали этот И-16 в качестве его первой воздушной победы!) был ранен, но смог спастись. Самое интересное – в наших документах, об этом воздушном таране ничего не сказано!

А произошел этот эпизод 4 сентября 1942 года в небе Северного Кавказа. В тот день наши самолеты прикрывали свои наземные войска, бомбили и штурмовали переправы и переправочные средства на реке Терек южнее Моздока, скопления мотомехчастей противника у переправ, не допуская их на южный берег реки Терек, а также вели разведку.   

В нескольких воздушных боях советские летчики сбили, по информации из боевых донесений и некоторым другим данным, не менее 16 вражеских «мессеров». Однако никто из них не доложил о таране, все летчики применяли только стрелково-пушечное вооружением своих самолетов. 

Немецкие истребители активно противодействовали нашим летчикам и, надо признать, не без успеха: ценой потери всего одного и легкого повреждения другого Ме-109 (это, увы, реальные потери врага), они, по заявлениям пилотов сбили 7 русских истребителей и 2 бомбардировщика. 

Впрочем, если разобраться, ничего удивительного в этом нет.

Прежде всего, надо подчеркнуть, что над Северным Кавказом советские летчики воевали в основном на устаревших самолетах типа И-16 и ЛаГГ-3, которые значительно уступали новым немецким истребителям типа Ме-109.

Тем более, что в данном районе действовала одна из лучших немецких авиагрупп – 3-я группа 52-й истребительной эскадры (III./JG.52), в которой служили многие очень результативные асы.

В том числе кавалеры Рыцарского креста обер-лейтенант Адольф Дикфельд, фельдфебель Альфред Гриславски и унтер-офицер Карл Гратц. Таким же крестом был награжден как раз 4 сентября обер-лейтенант Гюнтер Ралль.

Все эти летчики одержали победы в этот день: Дикфельд – 123-124-е победы, Ралль – 66-ю победу, Гратц – 56-ю победу, Гриславски – 44-ю победу. Кроме них, отличились и другие летчики: командир группы майор Хубертус фон Бонин одержал свою 28-ю победу, унтер-офицер Георг Коппе – 16-ю победу.       

Разумеется, немецкие асы несколько преувеличили свои успехи.

Тем не менее, один бомбардировщик «Бостон-3» 859-го бомбардировочного авиационного полка действительно был подбит «мессерами» и совершил вынужденную посадку в районе Вознесенская. При этом стрелок-бомбардир лейтенант Владимир Васильевич Васильев (1916 г.р.) погиб, а судьба пилота старшего лейтенанта Новикова, а также сержантов Миронова и Блинова, судя по всему, оказалась благополучной.

Другой «Бостон-3» того же полка, пилотируемый Лебедевым, при возвращении с боевого задания, не смог выпустить шасси (вероятно, был поврежден в воздушном бою). Летчик попытался выпустить их аварийно, но в 4 км западнее аэродрома № 8 у самолета обрезали оба мотора. Поэтому посадку пришлось произвести на фюзеляж вне аэродрома. К счастью, экипаж не пострадал.   

А вот летчикам-истребителям явно не повезло – в боях того злосчастного дня погибли 5 их боевых товарищей:

Младший лейтенант Бахирев Николай Родионович, 1918 г.р., летчик 926-го истребительного авиационного полка, на самолете ЛаГГ-3 в 17 часов 35 минут был сбит в воздушном бою истребителями противника (по другим данным – зенитной артиллерией) в 6 км южнее Моздока. Вместе с самолетом пилот упал на территории, занятой противником и погиб.

Младший лейтенант Карлов Валентин Митрофанович, 1919 г.р., летчик 40-го истребительного авиационного полка на самолете И-16 погиб в воздушном бою в районе Малгобека.

Лейтенант Лазовой Александр Иванович, 1917 г.р., командир звена 40-го истребительного авиационного полка на самолете И-16 погиб в воздушном бою в районе Малгобека.

Сержант Басов Сергей Михайлович, 1922 г.р., летчик 805-го истребительного авиационного полка (несколько летчиков этого полка из 5-й воздушной армии были временно оперативно подчинены 4-й воздушной армии) на самолете ЛаГГ-3 тоже погиб в воздушном бою в районе Малгобека (по другим данным – южнее Предмостный, что расположен южнее окраины Моздока).

Младший лейтенант Шляпкин Николай Васильевич, 1921 г.р., летчик 88-го истребительного авиационного полка на самолете И-16 был сбит в воздушном бою, выпрыгнул на парашюте и приземлился в районе 500 метров – треугольника дорог, что в 6 км южнее хутора Нижне-Бекович Моздокского района. Что с ним стало дальше – не ясно. Как записано в документе по учету безвозвратных потерь, его «место нахождения не известно».

Поскольку из благополучно вернувшихся летчиков никто не доложил о таране, логично предположить, что таран совершил кто-то из погибших летчиков. Но кто именно? Давайте поразмышляем.

Сержант Басов и младший лейтенант Бахирев были пилотами самолетов типа ЛаГГ-3, поэтому мы, безусловно, исключаем вероятность того, что один из них был инициатором воздушного тарана.

Теперь рассмотрим кандидатуры пилотов И-16 младшего лейтенанта Карлова, лейтенанта Лазового и младшего лейтенанта Шляпкина. 

Первые два, как свидетельствуют документы, были сбиты в воздушном бою в районе Малгобека, что, в общем-то, довольно далеко от Моздока, где был таранен «мессер» унтер-офицера Вальтера Ульманна.

Нам остается предположить, что интересующий нас воздушный таран произвел младший лейтенант Шляпкин. Правда, нет полной уверенности в этом, к сожалению. Вот если бы Николай Шляпкин остался жив, тогда бы мы точно знали, совершил он героический таран или нет…