Четыре победы над Алыми сердцами

Андрей Грачев 2
Эскадра JG77 по организации была, наверное, лидером среди всех эскадр люфтваффе восточного фронта. Особенно это проявилось в 42 году, в период, когда эскадрой командовал майор Гордон Голлоб. Он одновременно командовал и JG52, но любимым его детищем были именно "алые сердца", которых в Советском Союзе называли "Червовые тузы".

Голлоб - личность противоречивая, он сильно отличался от других командиров эскадр. Он всегда строго соблюдал субординацию, был лишён начисто чувства юмора, был сух и требователен, искренне и даже фанатично верил в нацистскую идеологию. У него не было друзей. Но он был и фанатик своего дела. Он задумал создать из эскадры совершенную по организации машину войны. Ему это удалось сделать.

Пилоты JG77 отличались идеальным порядком, в ходе боя прекрасно работали группами. Свободная охота здесь не приветствовалась, во всяком случае не была самоцелью. Целью ставился именно разгром советских авиасоединений и завоевание превосходства в воздухе. В эскадре разрабатывали разные приёмы воздушного боя, которые потом брали на вооружение и другие эскадры. Надо сказать, и пилоты этой эскадры были, что называется, "идеологически подкованные". Например, из писем известного аса Йохана Бадума ясно, что он был убежденный нацист. Похож на Голлоба по характеру и убеждениям был также Антон Хакль, лучший ас эскадры.

Тактика эскадры была универсальной. Поэтому, когда она перебралась на Западный фронт, её не ждала участь JG3, подвергшейся там разгрому. JG77 на Западном фронте воевала не хуже, чем на Восточном. Сказалось  и то, что пилоты её много боев провели против советских бомбардировщиков, умение это им на западе очень пригодилось.

Летом 42 года эскадра воевала в небе Воронежа и добилась здесь больших успехов. К сожалению, 2-я и 15-я ВА, которые ей противостояли, понесли в этих боях тяжелейшие потери, JG77 захватила преимущество в небе и уже не отдавала его до своего убытия на Восточный фронт. Конечно же, отзыв эскадры стал большим облегчением для советских пилотов.

Тем не менее, и сама эскадра тоже не обошлась без ощутимых потерь. Мы расскажем про четыре боя, в которых наши лётчики добились побед над ведущими асами эскадры.

23 июля 42 года был сбит в бою в районе Верейки фельдфебель Эрнест-Вильгельм Райнерт, ранен и выбыл на месяц с лишним. Обстоятельства боя были таковы. В тот день Пе-2 из состава 284-й бад наносили удары в районе Касторное, Верейка, Лебяжье. Немцы пытались эти налёты отражать, но в целом советские пилоты действовали успешно, хотя три Пе-2 всё же были потеряны. В бою, где Райнерт был сбит, немцам не удалось прорваться к Пе-2. Их связали боем Яки-7б сопровождения из состава 233-го иап. Завязался ожесточённый групповой бой, по итогам которого стороны заявили по две победы. Немцы решили, что бились с "Харрикейнами", и две таких машины заявил оберлейтенант Хайнрих Зетц, командир отряда. С Советской стороны обе победы записаны как одержанные всей группой. На самом деле, потери составили по одному самолёту с каждой стороны. Райнерт, сбитый советскими пилотами, имел 82 победы на счету на тот момент, причём Райнерт относится к объективным асам люфтваффе. Советские пилоты одолели сильного противника. Вероятнее всего, основную роль в победе сыграли самые опытные пилоты группы - Родионов Демьян Иванович и Дулин Василий Сергеевич. Оба воевали с первых дней Войны.

12 августа эскадра потеряла опытнейшего аса, ветерана боев в небе Англии - фельдфебеля Франца Шульте из 6 отряда, имевшего на счету 46 побед. Обстоятельства этой потери следующие.

В районе Приваловка в тот день состоялся бой группы "Яков" 176-го иап с бф-109. Причём пилоты применили для тех времен нестандартный приём. Как только начался бой, три "Яка" поднялись выше основной группы, чем немцев подловили. Немцы, не добившись с первой атаки успеха, провели тут же вторую с вертикали и после неё снова ушли на вертикаль. Обычно в то время советские группы истребителей не эшелонировались по высоте, и при таких атаках немцы могли ничего не бояться. Но тут они как раз выскочили на тройку "Яков", которые их и встретили. Видимо, немцы изначально этот маневр не заметили. Это нарушило намеченный рисунок боя, немцы были втянуты в бой на вираже, для них невыгодный, и вскоре вышли из боя, видя, что он складывается для них неудачно. В ходе боя Шульте получил очередь в двигатель, ему пришлось посадить самолёт на брюхо в глубине советских позиций. Дальнейшая его судьба неизвестна.

В общем, сработали советские пилоты с выдумкой, применив нестандартный маневр. Им удалось переиграть немцев. А решающую очередь дал опытный и сильный ас, Ачкасов Сергей Васильевич.

15 сентября был сбит и погиб в районе Девицы лейтенант Юрген Брокке из 4 отряда, имевший на счету 42 победы. Это было отражение массированного комбинированного удара Пе-2 и Илов. Сначала Брокке вёл бой против "Илов". Были потеряны два штурмовика 225-й шад, один из них сбил Брокке. Затем он атаковал Пе-2, заявил три сбитыми. На самом деле, сбит был всего один из состава 507-го бап.

Истребители сопровождения из состава 896-го иап поначалу не смогли помешать немцам, так как были связаны боем. Однако на выходе из очередной атаки Брокке всё же поймали. Его самолет якобы получил прямое попадание зенитного снаряда - так решили немцы. На самом деле, его атаковал советский истребитель и использовал РС, который и приняли за зенитный снаряд. Звали этого пилота Вегера Александр Андреевич. Надо сказать, что 896-й иап прибыл на фронт недавно, пилоты не обладали опытом. Однако, в этом бою удалось достигнуть успеха. Вегера, к сожалению, в дальнейшем бою был и сам сбит, тяжело ранен и более уже не воевал.

Последний бой, который мы рассмотрим, состоялся 2 октября в районе Графской.

В тот день немцы предприняли удар по станциям Графская и Усмань двумя группами хе-111 в сопровождении бф-109 из эскадры JG77. На отражение налёта были подняты две группы. Группы были небольшие - пятёрка 737-го иап, ведущий Варчук Николай Изотович, командир полка, и пара 176-го иап, ведущий Ларкин Иван Алексеевич.

Варчук атаковал одного из хе-111, однако после нескольких очередей у него заклинило оружие, и он решил идти на таран. Первая попытка тарана была неудачной, самолёт Варчука был отброшен струёй винтов противника. Тогда он подошел справа и ударил своей плоскостью по плоскости противника. Самолёт хе-111 упал. Таран подтверждается немецкими данными: в районе Графской был поврежден хе-111 из KG55. Лётчик тяжелой машины смог, тем не менее, совершить аварийную посадку за линией фронта, все пять членов экипажа вернулись к своим.

Это был эталонный таран. Варчук не только сохранил свою машину, она ещё и сохранила свою полную боеспособность. Более того: уже после тарана Варчука атаковал бф-109, но Варчук, хотя и был подбит очередью, смог оторваться от преследования и благополучно дошёл до аэродрома и совершил нормальную посадку.

А в целом пятёрка нанесли потери серьёзные: два ЛаГГа были сбиты, пилоты погибли (Лысенко и Галиев). Две победы одержал Хайнрих Зетц, известный ас эскадры.

В этот момент в бой вступила пара Ларкин и Пантюхин, которая отвлекла немецкие истребители и связала их боем. Бой шёл на виражах и закончился безрезультатно.

Чуть позже позже хе-111 атаковал одиночный "Миг", пилот Шелобанов. Он был подбит истребителем сопровождения и совершил посадку на брюхо.

Уцелевшая пара 737-го иап атаковала ещё одну группу хе-111. Ведущим был Пологов Павел Андреевич, опытнейший пилот, участник боев в небе Халхин-Гола. Он обстрелял один из хе-111, тот потерял строй и со снижением пошёл к своим позициям. Прикрывали хе-111 три бф-109, по мнению советских источников, но на самом деле их было четыре. Бф-109 атаковали нашу пару. Они действовали грамотно, не вступали в бой на виражах, работали исключительно с вертикалей, проводя стремительные атаки. И всё же Пологов, улучив момент, смог дать меткую очередь по одному из бф-109. Тот резко отвернул в сторону. Пологов не видел результатов стрельбы, но, как отмечено, далее бой вели только два бф-109.

Пологову записали одну победу по итогам боя, но в действительности он уничтожил два немецких истребителя. Более того, оба сбитых были асами. Во время боя, уходя от очереди советского аса, немецкий летчик столкнулся со своим напарником. Оба успели спастись с парашютом, но в часть вернулся только один пилот. Звали его унтерофицер Хайнц Фогт, на его счету было 7 побед. Другой унтерофицер того же отряда, Роберт Вольтер, имевший на счету 32 победы, переходя линию фронта, был убит в перестрелке. Так Пологов вывел из строя сильного немецкого аса.

Пожалуй, стоит отметить, что это была не первая победа Пологова над асом люфтваффе. 1 июля 42 года в районе Степановки ас подбил в бою бф-109. Поначалу ему эту победу не засчитали, так как немец, дымя, ушёл со снижением, но позже победа появилась на его счету. Атакованный им пилот не дотянул до своих, посадил на брюхо самолёт и попал в плен. Это был командир 3 отряда JG52, лейтенант Карл Рюттгер, имевший 39 побед на счету.

Вообще, надо сказать, 737-й иап воевал прекрасно, в чем большая заслуга его командира, Варчука Николая Изотовича. Этот пилот создал идеальный боевой коллектив, будучи и сам отличным асом. Полк этот не слишком известен, но зато пилоты этого полка были очень объективны в оценках своих действий, а потерь несли относительно мало.

В целом, анализируя все эти бои, мы видим, что JG77 проявляла в них высочайшую летную дисциплину, высокое мастерство, тактически действовала грамотно. Упрекнуть сбитых асов не в чем. Их поражения стали итогом замечательных действий советских пилотов. От этого ценность этих побед вырастает ещё больше.