Если Бог есть, почему кругом зло?

Василий Евгеньевич Никитин
«Всякое растение, которое посадил не Отец Мой Небесный, будет вырвано с корнем»
(Матфей 15:13)





Одним хмурым осенним вечером учитель неожиданно встретил своего давнего знакомого. Этот человек в общих чертах был знаком с основными тезисами учителя и поэтому, после приветствия и ряда дежурных фраз, сразу перешел к тому, что беспокоило его больше всего и с нескрываемым возмущением заявил:

— Ты учишь, что Бог есть любовь и добро, что он благ и совершенен. Тогда почему вокруг нас так много чудовищного зла? Если он есть, и он таков, как ты утверждаешь, как он допускает такую очевидную несправедливость и почему в нашем мире так много страданий? Разве твои учения соответствуют действительности и применимы ли они в нашем мире? Разве это не утопия? Мне, откровенно говоря, это мешает по-настоящему поверить в хорошего Бога, когда я знаю как плох этот мир...

Учитель совершенно спокойно и благожелательно ответил ему:

— Я вижу, ты правильно понял мои слова о благости и совершенстве нашего Небесного Отца. Я также обратил внимание, что ты не равнодушен ко злу и несправедливости. И это не может не радовать, ибо тот, кто различает свет и тьму уже не безнадежен. Тем не менее, ты пришел к противоречию. Но прежде чем я выскажу свои суждения, я бы хотел узнать, какие пути выхода из этого когнитивного тупика ты видишь сам?

Знакомый несколько смутился и после небольшой заминки пояснил уже менее уверенным тоном:

— Знаешь, я пока не принял определенного решения. Душа моя верит в добро... Но то, что я вижу и слышу каждый день... По-моему, тут нужно либо отказаться от веры в добро, либо перестать верить своим глазам, то есть убедить себя, что черное — это белое. Ну или же вообще ни о чем этом не думать, — мало ли в этой жизни способов уйти от реальности и жить в свое удовольствие? Не знаю... Думаю... Давно уже думаю... Может ты мне вовсе не случайно встретился сегодня и подскажешь ответ на этот вопрос?

— Мы можем найти этот ответ вместе. Итак, тебя терзает неразрешённое противоречие между духовной истиной, которую начала познавать твоя душа и материальными фактами, которые знакомы твоему разуму. Твоя душа начала постигать свет Бога, а разум твой осознает тьму этого мира. Как я понял из твоих слов, ты хочешь найти убедительный ответ на эту проблему, отвергая при этом насильственное решение этого внутреннего конфликта, то есть не собираешься принуждать душу отвернутся от истины или же заставлять разум искажать факты?

Знакомый утвердительно кивнул и учитель продолжил:

— Тогда вынесем этот конфликт на суд мудрости. Не в том ли предназначение подлинной философии, чтобы для пользы человека устранять кажущиеся противоречия истины и факта, согласовывать опыт и идеалы души с опытом и идеями разума?

Учитель выдержал паузу и поскольку возражений не последовало, пошёл дальше в своих рассуждениях:

— Тогда скажи мне, какими методами, по твоему мнению, Бог мог бы избавить этот мир от зла и несправедливости?

Недолго думая, знакомый ответил:

— Ну, как-то наказать, даже уничтожить злых или заставить их отказаться от зла.

— Но ведь ты только что сам отверг метод насилия, отказавшись принуждать себя самого. Если ты полагаешь этот метод негодным, то тем паче этот метод принуждения не подходит для совершенного Бога. Разве ты не понимаешь, что Бог никого не принуждает? Он дарует волю своим созданиям не для того, чтобы отнять ее. Поэтому Бог не принуждает человека быть праведным и всегда выбирать добро. Иначе, это был бы уже не человек со свободной волей, не сын Небесного Отца, а всего лишь безвольный раб. А у Отца нет и не может быть рабов, только дети.

— Так что же получается, что зло будет приумножаться и Бог это никогда не остановит?

— Зло несет в себе семя самоуничтожения. Но для того, чтобы это семя проросло, выросло и дало свои смертельно ядовитые плоды требуется время. Это все предусмотрено высшими законами мироздания и понимается созданиями как естественный ход вещей. Поэтому со стороны Бога не требуется каких-либо специальных и экстренных действий для борьбы со злом. Суета, торопливость и изменчивость свойственна человеку, но не Богу. Можешь не сомневаться в том, что зло изживает само себя без какого-либо принуждения свыше. Это вопрос времени.

— Ну, хорошо. Я согласен, что совершенный Бог не станет принуждать злых людей стать хорошими. Но Он бы мог объяснить людям как стать хорошими и как перестать делать зло.

— Разве ты не знаешь, что одного за другим отправлял Отец своих посланников в этот мир. И посланники эти раскрывали законы Отца и Его благой характер. Когда же всех отвергли, отправил Сына Человеческого, во всем подобного Себе. И его отвергли и до сих пор не принимают. Что же ты ещё хочешь?

— Остается надеяться на чудо...

— Отец постановил Своими мудрыми законами естественный ход развития событий, поэтому едва ли стоит ожидать, что Отец будет нарушать Свои же законы. К тому же явленное чудо имело бы лишь внешний эффект, но ничего принципиально не изменило бы внутри людей.

— Учитель, а на что же нам тогда надеяться?

— Твоя судьба находится в твоих руках. Твой суверенный выбор определит твою будущую участь. Если ты за счет своей живой веры и любви обрел Бога, тебе нечего бояться. Чтобы не случилось, твоя жизнь в надежных руках Отца. А что касается этого мира, то его текущее состояние и окончательная участь определяются коллективной волей его волевых созданий. Но к твоей вечной судьбе это не имеет никакого отношения. Скорее, наоборот, на фоне окружающей кромешной тьмы божественный свет виден ярче и яснее. Этот свет жизни становится не только привлекательным и притягательным, но и спасительным. В таких драматических условиях мотивация и сила твоей веры лишь укрепляются, формируется глубокая личная приверженность высшим идеалам, а характер очищается и закаляется. Ведь тебе оказано высокое доверие — выбрать свет во тьме, любовь среди ненависти, приверженность вместо равнодушия и слабоволия, высший идеал в повсеместном цинизме и вероломстве. Сможешь ли ты постигнуть глубину смысла и истинное величие изречения: «Блаженны невидевшие и уверовавшие?»

После паузы, учитель спросил:

— Так помешает ли теперь твоей душе зло мира? Продолжишь ли ты сомневаться в совершенной любви Отца и Его благости?

— Нет, учитель. Конечно, нет. Теперь мои мысли вышли из этого мрачного тупика и приобрели ясное направление. Но мне нужно время, чтобы все это осознать...

Прощаясь, учитель произнес:

— Я не сомневаюсь, друг мой, что ты уже не сойдешь с выбранного тобою пути и не остановишься до тех пор пока не достигнешь целей вечности.