Аэрокобры против немецких асов - 3

Андрей Грачев 2
Глава вторая: на Курской Дуге.

Поскольку про деятельность "Кобр" в небе Кубани написано довольно много, заострять сейчас внимание на этом мы не будем.

На Дуге "Кобр" было не так уж много. Командир 2-й ВА, Красовский Степан Акимович, не был впечатлен этим самолётом, поэтому в составе 2-й ВА их не было совсем. "Кобры" были лишь на вооружении двух полков 1-й гвардейской авиадивизии - 30-го и 67-го. Авиадивизия входила в состав 16-й ВА. Это был своего рода эксперимент: в случае, если "Кобры" покажут себя хорошо, перевооружить и остальные полки дивизии. Состав обоих полков был достаточно силен. Однако начинал бои на Дуге только 30-й гиап, 67-й держали в запасе. Кроме того, "Кобры" были на вооружении 98-го рап, используясь для сопровождения разведчиков Пе-2.

Противостояли "Кобрам" большей частью, помимо бомбардировщиков, фв-190 из состава JG51 и JG54. Причём потери обоих эскадр шли по нарастающей: в первые дни битвы обе эскадры практически без потерь добились существенных успехов. Но затем они стали нести большие потери, теряя в том числе и ведущих асов.

В первый день битвы лётчики 30-го гиап доказали, что могут оказывать существенное сопротивление врагу: они сбили несколько вражеских самолётов, потеряв три своих, причём все пилоты вернулись. Особенно отличился Филатов Александр Павлович. Этот пилот летал на приметном самолёте, украшенном изображением игральных карт. В том бою он сбил два ю-88 и фв-190, затем он поучаствовал в уничтожении ещё двух "фоккеров", которые записаны были на всю группу, но и сам был сбит в бою и спасся с парашютом. Сбил нашего аса Рудольф Вагнер, весьма успешный ас JG51.

В последующие дни "Кобры" практически не несли потерь, неизменно выходя победителями из боев против немецких лётчиков. Большей частью им приходилось отражать налёты бомбардировщиков врага, с этой задачей они справлялись успешно.

8 июля, однако, полк лишился одного из своих лучших асов - капитана Пасечника Александра Семёновича. Сбит он был атакой выдающегося аса "зелёных сердец" Гюнтера Шееля, который много неприятностей принёс советским пилотам на Дуге, пока сам не был сбит и не попал в плен. Немцы со свойственной им "честностью" списали гибель аса на столкновение со сбитым "Яком", хотя по советским данным никакого столкновения в том бою не было. Этому бою мы, вероятно, ещё посвятим статью. Пасечник был сбит в момент атаки на группу бф-110, ошибку допустили его ведомые, не прикрывшие тыл аса надёжно.

Очень неприятный эпизод произошёл 11 июля. Большая группа 1-й гиад, состоящая из "Яков" и "Кобр", вечером вылетела на сопровождение группы Пе-2. При подходе к цели группу атаковали лётчики первого отряда JG54. В завязавшемся бою обе стороны заявили по одной победе, но на самом деле бой прошёл безрезультатно. Однако была вызывана на подкрепление большая группа эскадры "Мёльдерс". Они атаковали сходу советские истребители и добились перевеса, сбив две "Кобры" и один "Як". Сбит был командир эскадрильи 30-го гиап, капитан Королев Александр Тимофеевич, ветеран финской войны, и уже упомянутый нами ас Филатов Александр Павлович. Оба лётчика попали в плен. Однако Филатов смог из плена сбежать и вернулся в полк. По немецким данным, сразу три победы в бою одержал один пилот - Габриэль Таучер из девятого отряда, однако на ещё одну победу претендовал командир первой группы Эрих Лайе.

В целом, несмотря на эти эпизоды, полк отработал на Дуге хорошо, избежав критических потерь. Немцы периодически отчитывались об уничтожении значимого количества "Кобр", но чаще всего это были просто их фантазии. К примеру, 10 июля "зелёные сердца" назаявляли 7 "Кобр", причём один только Гюнтер Шеель за один бой заявил три сбитых "Кобры", однако реально в тот день вообще не было сбито ни одной "Кобры".

Во второй половине месяца в бой вступил другой полк - 67-й гиап, в составе которого было ещё больше известных асов.

Самый яркий эпизод в боевой деятельности полка - 2 августа, когда в районе южнее Кром был сбит и погиб командир первой группы "зелёных сердец" майор Герхард Хомут, имевший 63 победы на счету. Его недавно перевели из другой эскадры, воевавшей на западном фронте. Там он и одержал почти все свои победы.

В тот день полку работы хватало: немцы наносили в районе Кром массированные ударами силами ю-87 и ю-88, которые сопровождали фв-190. В тот день и сам полк понёс потери, правда только в технике. В частности, при атаке на ю-87 был сбит командир полка, Панов Алексей Борисович, он, тем не менее, смог посадить самолёт на брюхо в районе Тросна. Сбил его пилот Хельмут Кирштайн из JG51, одержав первую победу в карьере.

В районе Чернь пилот Глубшев Николай Алексеевич атаковал в составе группы ю-88. Он зажёг одного из врагов, как вдруг на него свалился немецкий истребитель и сбил его с одной очереди. Это был как раз Герхард Хомут. К счастью, Глубшев успел спастись с парашютом. Немец всё делал правильно - после атаки он ушёл в сторону солнца, чтобы "стряхнуть хвост". Но вмешался случай, без которого на войне никуда.

Страховать группу должно была пара Елисеева Владимира Степанович. Заметив, как на звено Федорчука Игоря Александровича заходит пара фв-190, Елисеев спикировал и открыл огонь. Ведущий фв-190 был подбит и начал уходить. Елисеев решил добить врага и продолжил преследование. В результате он заявил его сбитым, но по немецким данным фв-190 всё же оторвался и совершил вынужденную. Правда, его тут же списали. Этот маневр Елисеева позволил Федорчуку без суеты отработать по ю-88.

Ведомый Елисеева, Кужелев Александр Власович, слегка отстал от ведущего. Осмотревшись, он заметил одиночный фв-190. Хомут, уходя в сторону солнца, не учел, что его самого могут с этой стороны атаковать, ослепив в итоге сам себя. Кужелев тут же воспользовался возможностью и с одной очереди сбил фв-190.

Если в начале августа полк практически не нёс потерь и добивался существенных успехов, то, после некоторого затишья в середине месяца, в двадцатых числах полку пришлось пережить несколько тяжёлых боев. 22 августа в районе Севска группа полка под руководством лейтенанта Федорчука Игоря Александровича атаковала ю-88. Однако была и сама атакована с тыла группой фв-190. Немцы старались в первую очередь сбить ведущих. Почти сразу же был сбит Левко Владимир Иосифович, который в ходе атаки вырвался вперёд и наиболее активно уничтожал ю-88. Он спасся с парашютом. К сожалению, Архангельский Иван Акимович покинуть самолет не успел и погиб. Ведущий группы, Федорчук, успел уйти от атаки одного из фв-190 и сам атаковал и сбил ещё один фв-190, хотя эта победа, скорее всего, подтверждения не имеет. В момент выхода из атаки подкравшийся сзади фв-190 дал точную очередь. Федорчук был сильно ранен, с трудом спасся с парашютом, но выбыл почти на год, а, вылечившись, на фронт уже не вернулся. Полк лишился одного из лучших асов, имевшего 17 побед на счету.

По немецким данным, первую атаку проводили пилоты 6 отряда JG54, причём не просто пилоты, а известные асы: Левко был сбит Хорстом Адемайтом, а Архангельский Альбином Вольфом. Затем на помощь вовремя пришли пилоты "Мельдерсов", и Федорчука сбил Гюнтер Шак, ещё один известный ас. Немцы к тому времени практически полностью перешли к работе "звеньев пожарных", и, хотя теперь враг стал малочислен, зато более опасен, новички почти не попадались.

Ещё более тяжёлые бои произошли на следующий день. В одном из них немцы при атаке "Кобр" на бомбардировщики провели атаку, после которой советская группа рассыпалась. Сбит был ведущий, старший лейтенант Латышев Владимир Александрович, и очень тяжело ранен. Он хоть и выжил, но уже в небо не вернулся. Полк потерял ещё одного выдающегося аса, имевшего на счету 19 побед. Подбиты были самолёты Латыгина и Глубшева. Латыгин был тяжело ранен, и тоже в строй уже не вернулся, а Глубшев смог посадить самолёт на брюхо и вернулся в часть. Четвёртый самолёт, пилот Деньщиков, дотянул до аэродрома, но посадку произвести не смог. Лётчик, к сожалению, разбился. В тот день сбито было семь "Кобр". Причиной таких потерь была агрессивная тактика немцев, которые раз за разом атаковали внезапно "Кобры" в самый неожиданный момент. Сбил Латышева Хорст Адемайт, уже накануне принесший неприятности полку. Любопытно, что немцы на сей раз оценили успехи всего в три сбитых, проявив даже излишнюю объективность. В июле же немцы постоянно завышали количество сбитых "Кобр", порой очень существенно.

27 августа пилоты полка смогли взять реванш. На сей раз они были внимательны и, когда немцы атаковали, были начеку. Немцам не удалось вывести из строя лидеров советской группы, и они допустили ошибку - вступили в групповой бой, за что и поплатились. Старший лейтенант Новичков Степан Матвеевич, опытный ас, ведущий советской группы, обстрелял одного из фв-190, тот, будучи поврежден, врезался в другой фв-190. Новичкову засчитали две победы. В прицел Новичкова попал Лотар Май, ас из седьмого отряда "Мельдерс", имевший 46 побед. Он врезался в самолет другого аса, Гюнтера Шака. В итоге Май погиб, а Гюнтер Шак смог дотянуть до своих позиций и спастись с парашютом.

На следующий день Шаку пилоты "Кобр" снова преподали урок. Причём отличился не кто иной, как Кужелев, сбивший Хомута. На сей раз Шак атаковал группу "Кобр", пока те заходили на "юнкерсы". Однако Кужелев, который был ведущим страхующей пары, среагировал оперативно. Он обстрелял одного из фв-190 с пикирования, заявив как сбитый. Напарник сбитого фв-190, совершая защитный маневр, подставился под огонь Новичкова. Кужелев продолжил бой и сбил ещё один фв-190. После этого немцы вышли из боя, не добившись успеха. В том бою был подбит Гюнтер Шак и, дотянув до своих позиций, совершил посадку на брюхо. Судя по описанию, его сбил Кужелев и, вероятно, в самой первой атаке.

Кужелев был прекрасный ас, он одержал 15 побед за карьеру, но окончание карьеры было печальное: ас был в 44 году осуждён и исключен из состава полка, после чего следы его теряются. Учитывая, что аса осудили в конце войны и наказали, в отличие от приводимых нами ранее случаев, реально, он совершил что-то очень серьёзное. Что конкретно, установить пока не удалось.

В целом, работа 67-го гиап была удачной. Полк этот вёл бои с лучшими асами врага на равных, и случались как успехи, так и неудачи. Основной же заслугой пилотов стала борьба именно с бомбардировщиками. Полк периодически наносил им существенные потери, в чем, конечно же, особую роль играло мощное вооружение "Кобры". И именно по этому показателю, по уничтоженным бомбардировщикам, 67-й гиап стал лучшим во всей 16-й ВА.