Охотники JG52. Часть первая

Андрей Грачев 2
Мы решили сделать большой обзор, посвящённый асам 52-й эскадры и их победам в 44 году. В этой эскадре было много ярких личностей. Победы многих из них уже разобраны по полочкам исследователями, но есть и те, чьи победы пока не вызывали столь пристального интереса. Пожалуй, настало время заполнить пробелы.

Франц Воидих.

Этот пилот 3 отряда JG52, в принципе, ничем особо не выделялся до лета 44 года. Воюя с 42 года на восточном фронте, он постепенно набирал победы. К весне 44 года на его счету было 66 побед.

Весной он тоже нельзя сказать, чтобы очень уж блистал. Но даже беглый разбор некоторых его побед заставляет усомниться в честности аса.

Например, 30 марта в небе Ясс ас претендовал на уничтожение двух "Кобр", ещё две заявил его ведомый Франц Митиг. Но, по советским данным, никаких потерь в тот день понесено не было вообще.

16 апреля ас заявляет четыре победы. Заявил некий "Митчелл", потом за один бой "Кобру" и два штурмовика. Однако в тот день не было сбито ни одного самолета из состава 5-й ВА, только один "Як" подбит, но в другое время. В указанное Воидихом время 1-й ГШАК работал по целям, испытал слабое противодействие бф-109.

3 мая ас заявил "Кобру". Немцы заявили восемь таких самолётов. Реально же сбито было всего два, отличился Альфред Холланд из 2 отряда и знаменитый Вильгельм Батц. Воидих же оформил заявку ошибочно.

11 мая ас оформил "Кобру" и Пе-2. Причём в зоне действия 17-й ВА. В её составе никаких "Кобр" не было. Это были, конечно же, "Яки". 288 иад потеряла три "Яка" в тот день, причём два из них сбили пилоты SG10. По времени бой, где отличился Воидих, совпадает с боем против шестерки Барченкова из 897 иап, но потерь в нем советские пилоты не понесли, Пе-2 сбито тоже не было. 15 мая ас заявил Ла-5. И снова, хотя немцы и заявили три Ла-5, ни один из них не подтверждается данными советской стороны.

Воидих, впрочем, был любопытным накрутщиком. Его совершенно невозможно было заподозрить в накрутках, так как заявлял победы он очень скромно. Во время Ясской операции он вообще оформил всего одну победу.

И вдруг в июле 44 года, во время боев в небе Западной Украины, аса прорвало. За семь дней, с 16 по 22 июля, он оформил 27 побед! Достиг сотой победы. Это больше, чем за весь год до этого. Что же случилось с асом - вдруг проснулся талант или же появилось желание скорее достичь рубежа в сто побед любыми средствами? Это мы и попытаемся установить. Правда, есть определённые трудности, так как нам известны только типы сбитых, но неизвестно время и точное место. Несмотря на это, большинство побед идентифицировать мы можем.

Так, 17 июля ас заявил две "Кобры" и три Ла-5. Очевидно, это произошло вечером, когда его отряд отражал налёт 4-го БАК, бомбардировщики которого сопровождали Ла-5 из 10-го ИАК и Кобры. Впрочем, по советским данным, ни те, ни другие потерь не понесли, хотя бои и отмечены. Так что все пять побед аса - не более, чем его фантазия.

18 июля ас оформил шесть побед. В частности, снова заявил три "Кобры", однако советские документы не подтверждают эти успехи аса. Также он заявил два "Яка" и "Ил". Тут, не зная времени потерь, сложно сказать точно, но надо учесть, что немцы заявили 10 "Яков", реальные же потери составили пять таких машин.

Победы аса 19-го числа не поддаются идентификации, зато 20-го ас оформил без ложной скромности четыре "Кобры", одна из которых стала его сотой победой. Между тем, за весь день потеряна была только одна. Сбит был опытный пилот 21-го иап, Тушков Евгений Валентинович, имевший 6 побед на счету, спасся с парашютом. По советским данным, сбит он в бою с фв-190, однако мы не находим заявок от фв-190 в тот день на "Кобры". Впрочем, по примерному месту потери отлично подходит заявка другого аса - Биркнера.

22-го числа бои пошли на спад, но ас оформил очередные три "Яка". Всего в том бою немцы заявили пять таких машин и ещё Пе-2. Пе-2 как раз подтверждается, сбил его Антон Реш, а вот Як из состава 10-го ИАК потерян был всего один. В общем, Воидих снова приврал. Наконец, 24-го числа ас заявил два Ла-5.

Ла-5 потерян был всего один. На разведку вылетал командир разведывательной эскадрильи 113-го гиап Ясанис Сергей Юлианович, не только опытный разведчик, но и ас, имевший 10 побед на счету. По его докладу, он был подбит зенитным огнём, совершил вынужденную посадку, на которой самолёт разбился. Может, на самом деле его подбил Воидих, так как других боев с участием Ла-5 мы не находим. Во всяком случае, второй Ла-5 ас заявил исключительно в фантазиях, без малейших оснований. Благо летал Ясанис в одиночку.

Вы, конечно, помните, как 3 отряд в августе лихо писал себе столько побед, сколько хотелось. У Воидиха был бы шанс, конечно же, стать в число самых лучших асов. Но ему не повезло. Его неожиданно сняли с фронта и отправили в JG400. Это была эскадра, которая воевала на реактивных самолётах, но не на мощных ме-262, а экспериментальных ме-163. Шансов пополнить счёт на них почти не было, а вот бились лётчики часто. Воидих, однако, смог успешно оседлать эту непослушную птицу и даже одержал одну победу на ней, благополучно долетав до конца войны. Ну а, подводя итоги, мы видим, что Воидих был крайне необъективен и, более того, его трудно даже назвать вообще сильным асом, в отличие например от Хоффманна или Дюттманна. Мы видим крайне малое количество побед, одержанных им реально.

Херберт Бахник.

В ходе Проскуровской операции в марте 43 года наиболее результативным асом стал именно фельдфебель Бахник из 9 отряда JG52, а не Гюнтер Ралль, как следовало бы ожидать. Бахник одержал за этот месяц 22 победы. Это при том, что активные бои шли всего одну декаду.

7 марта ас открыл счёт победам, сбив Пе-2 из состава 202-й бад. Указанное соединение потеряло три своих самолёта.

12 марта ас оформил в двух боях три "Ила" и один "Як". Но, хотя немцы заявили 6 сбитых истребителей в тот день, реальные потери составили всего два истребителя из состава 32-го иап, сбитые командиром III группы Гюнтером Раллем и его ведомым Хансом Маркхоффом. В бою, где три заявки оформил 9 отряд, не только советские истребители не понесли потерь, но ещё и сбили один самолёт из 7 отряда, погиб пилот Эвальд Янке, имевший 7 побед на счету. Что до "Илов", то отмечена потеря двух таких самолётов, но оба, по отчётам советской стороны, сбиты огнём ЗА.

13-го ас оформил пять побед, причём сбил за один бой целых три истребителя и штурмовик, ещё два добавил его ведомый - фельдфебель Фридрих Редендорфер. Весь этот яркий бой был не более, чем фантазией аса. В указанное время бой вёл 112-й гиап, ведущим был Владимир Иванович Вереникин, хороший ас, потерь понесено не было, только самолёт самого Вереникина получил незначительные повреждения. Илы тоже потерь не понесли. Очевидно, всю эту профанацию немцы устроили, чтобы как-то оправдать потерю оберфельдфебеля Ханса Даммерса, выдающегося аса из того самого 9 отряда, сбитого в тот день. Он имел 113 побед на счету. Якобы он подбил в последнем бою самолет, который взорвался, осколки повредили самолет Даммерса. Современные исследования доказывают несостоятельность версии немцев. Даммерс был ранен в бою пулей в голову и, видимо, погиб в кабине самолёта. Никаких столкновений в этом районе не отмечено. В указанное время и в указанном месте состоялся бой группы 111-го гиап с немецкими истребителями, и лётчик Гребенёв Аркадий Дмитриевич, ас очень опытный, оформил заявку на фв-190. Фв-190 в данном бою не участвовали, скорее всего, это и был бф-109, который пилотировал Даммерс. Просто немцы ну очень не хотели признать, что советские пилоты способны уничтожить столь сильного аса.

Вернёмся к Бахнику. Из всех его заявок может иметь подтверждение только одна, оформленная на "ЛаГГ" в 13:05.

14 числа ас оформил Ил и Як. Немцы оформили всего три заявки, и это точно сходится с потерями 2-й ВА, было потеряно два истребителя и штурмовик. Однако две потери отнесены на огонь ЗА, это явно сходится с заявками Бахника.

15 числа снова та же ситуация: Бахник оформил заявку на пилота 112-го гиап Чигасова, но, по отчётам, он сбит ЗА. Конечно, списания на огонь ЗА были и в Советском Союзе, не только в Германии. Но подозрительно другое. Почему-то именно заявки Бахника в ряде случаев совпадают с этими случаями. Очень возможно, что ас попросту записывал успехи зенитчиков себе. Особенно если учесть его весьма низкую объективность в целом.

17 числа ас реально сбил штурмовик из состава 224-й шад. А 19 он за один бой сбил два Ила и два истребителя, позже сбил ещё один. В том же утреннем бою два истребителя заявил его напарник Роман Хаймбах. Это был бой в районе Пироговцы против 331-й иад, которая сопровождала штурмовики. Бой велся, что любопытно, на виражах, а не на вертикалях. Был сбит один Як-1, Илы потерь не понесли, так что немцы снова, мягко говоря, преувеличили успехи. А вот одиночная заявка аса, судя по всему, имеет подтверждение.

21 числа ас оформил последние свои победы в ходе той операции. Он заявил два "Ила", ещё один добавил его напарник Фридрих Редендорфер. Позже ас заявил ещё и Пе-2. На сей раз все эти заявки имеют подтверждение. 5-й ШАК потерял как раз три истребителя в воздушном бою, а Пе-2 был из состава 202-й бад.

На этом карьера аса на востоке завершилась, он был переведен на должность инструктора, потом воевал на Западе, одержал одну победу, прежде чем и сам погиб. Всего он отличился 80 раз. Подводя итоги, мы видим, что Бахник был ас неплохой. Он вёл бои зачастую в нетипичном для JG52 стиле: на малой высоте, на виражах, да и упорства ему было не занимать. Но и завышал он значительно, периодически проводя "бумажные" бои.