***

Юрий Николаевич Горбачев 2: литературный дневник

С тех пор, как роды Пор и Мось, перестав враждовать, стали жечь свадебные костры, много воды в Оби утекло. Юкагиры, как и велось,по -прежнему в дыры чумов дымы к небесам пускали, молясь своим духам. А я, беглый политический ссыльный, недоучившийся студент из Тамска оказался в мансийском становище.Ощупал меня надменный вождь взглядом глаз- щелочек, словно меновой товар на толкучем базаре, где деньги уже ничего не стоят, зато можно обменять шило на мыло, шкворень на свиные шкварки, огарок свечки на уздечку.
- Ничо, паря! - пустил он дым сквозь дыры щербатого рта.-Тощеват, да откормишься на рыбе да оленине. И однако, возьмёшь мою дочку в жёны. А то мужа её налим в Нарыме под лёд утащил...


А бежал-то я с Колымы не только с рудника, вместе с моим подельником по побегу ...прихватив золотишка, но и от предыдущей жены юкагирки, на коей женили меня тем же самым способом.
Юкагирский князь осмотрел меня, подобно главврачу призывной комиссии для того,штобы отправить меня в окопы, доверив окончательный осмотр старухе шаманке. Не прошло и месяца, как я уже был мужем при раскосоглазой, пропахшей оленьим жиром жене.



Нарт-юх- поющее дерево, играющее дерево.


Сарык -сык ив. Журавлиная шея из дерева.
Сидит на оленьих шкурах, щиплет струны "лебедя"



Музыкальная культура обских угров гораздо богаче и разнообразнее, чем у большинства их соседей. Так, ханты и манси издавна научились изготавливать разнообразные струнно-щипковые инструменты. Исследователи насчитали 27 их видов, каждый из которых связан с каким-то тотемным животным или языческим ритуалом. К примеру, семиструнная арфа — это лебедь. А есть еще тумран, нарс-юх, нерыпь, кугель-юх, нин-юх и многие другие музыкальные инструменты.


Наиболее известны борьба между ненцами и ханты из-за оленей и промысловых угодий, грабительские набеги енисейских кыргызов на соседей, кровавые межродовые столкновения у якутов («кыргыс-уйэтэ» — эпоха раздоров), борьба тунгусов с якутами из-за охотничьих угодий, конфликты между «конными тунгусами» и бурятами, между «лесными» и «тундровыми» тунгусами и т. д. Русские источники отмечали высокий дух воинственности у князцов ханты и манси. Широко была известна «юрацкая кровавая самоядь». Об эвенках шла слава, что они «люди воисты, боем жестоки». Западноевропейский наблюдатель писал, что нередко до полусотни конных тунгусов, напав на четыре сотни «монгольских татар», доблестно разбивают их по всем правилам. Закаленными и опытными воинами, наводившими страх на соседей, были енисейские кыргызы. Якуты по сообщениям русских источников были «доспешны и воисты»профиль удален.



Юкаги;ры (самоназвания — деткиль, одул, вадул, алаи) — восточно-сибирский народ, относящийся к древнейшему (аборигенному) населению северо-восточной Сибири.


Происхождение именования «юкагир» точно не установлено; возможно, оно было дано этому народу русскими — вероятно, посредством эвенков (тунгусов) — и в XX веке закрепилось как официальное наименование. Ранее этот этноним выводили от эвенкийского «ледовые люди», или «люди мороза», однако авторитетный исследователь юкагирской материальной культуры и языка Юрий Крейнович считал подобную этимологию неубедительнойСветлана Пешкова.
Шайтан-Стрела
Казачки-ясачники вместо шкурок от юраков шайтан-стрелу принесли. Ту стрелу юраки от чума к чуму передавали. Стрела от железного наконечника до оперения из перьев полярной совы чудными чертами да резами была изузорена. Шаман Ойка расшифровал послание всем самодийцам- двигать войной на мангазейского воеводу. И уже шёл с полным стрелами колчаном вождь тунгузский - гусиная гузка Ябтоне -на войне, как на войне-, а с ним юрак - Хоникан -Всепобеждающий попал в тот капкан преграждающий, и хант Юхур -петух среди кур, чтобы вернуть всё , как было при бухарце Кучуме, когда с чума по соболю брали да и то не всегда, да! Засеки супротив боевых олешков казачки да стрельцы ставили, пущали юраки в той драке стрельцам стрелы промеж лопаток супротив их пищалей. "Кучума пусть вернут!Кучума!"- катилось от чума у чуму. Чумели батыры от голландского табака и тобольской огненной воды, слушая смутьянов. И пошли дружинники рассеять доблестных оленеводов на Ямал да на Таймыр, - и запропали там, аквещал в кабаке один хмырь, вместе с Шайтан - Стрелой. То ли их птица Минглай в своих стальных когтях уташшыла? То ли злой дух Нга заморозил?, то ли хозяин молнии и грома Агды поразил? Никто не знает. Даже Ойка. Знает тока мансийский шаман,перешаманивший весь тот шалман, што били колдуны-шаманы в бубны , прыгали козлами у костров, трясли оберегами, ленточками цветными на балахонах реяли по ветру. Што - кружили хороводами самодийски племена у ритуальных идолов из мамонтова бивня. Верили самодийцы-выйдут из вечной мерзлоты живущие под землёй в своих ледовых пещерах мохнатые чудовища и,двигаясь впереди самодийского войска, потопчут стрельцов с казачками да ратниками, поразят их своими гнутыми клыками. Бо нет на Москве за Большим камнем - подлинного царя.Всё самозванцы. Да тока не пришло войско.



Минлей — гигантская птица, создающая ветер;
Нга — самодийское божество, у ненцев выполняет роль главного злого бога, противостоящего Нуму;
Нгылека — злые духи, подчиненные Нга;
Нум — верховное божество самодийской вообще и ненецкой в частности мифологии;
Сиртя (сихиртя) — мифический народ из мифологии ненцев;
Тадебцо — духи — помощники шаманов;
Урэр — мифический шаман, поднявшийся на Луну с помощью семидневного камлания.



Мифология эвенков
Агды - хозяин грома и молнии. Шаманы могли наслать агды на врагов.


Буга, бува, боа, в тунгусо-маньчжурской мифологии (первоначально у эвенков) сила природы, распространённая вокруг и служащая импульсом существования и движения различных явлений природы. Буга означает всё окружающее: природу, землю, мир, небо, погоду, пространство.



Бугады - хозяйка рода, тайги, зверей, природы. Считалась обитающей в священных деревьях и скалах.


Бэен - душа тела, после смерти уходила в мир мертвых, в устье "родовой реки". С Бэен связавылись все физиологичекие процессы. Если духи болезней съедали бэен, человек умирал. Проводы бэен в мир мертвых совершались тогда, когда плоть разлагалась и оставался скелет.


Буни - мир мертвых, находится в нижнем мире, ниже устья шаманских рек. Умершие там занимаются тем же чем и живые. Люди среднего мира попавшие в нижний мир остаются невидимыми для его обитателей, но могут вызывать несчастья и болезни среди них. То же самое происходит и в обратной ситуации.


Ворон - у эвенков Подкаменной Тунгуски считался участником сотворения мира, мужем первой женщины


Дуннэ мушун - дух хозяйка земли


Души частей тела - кроме общей души, считалось что у отдельных частей тела также есть души, и их могут загрызть духи.


Дябдар - мифический змей, которого призвал мамонт чтобы выровнять землю. Там где полз змея появлялись реки, где ступал мамонт - озёра.


Космогония - в начале существовала только вода и два брата (или две птицы). Младший брат достал со дна немного земли (или ему принесла птица) и положил на поверхность воды, затем заснул. Старший брат растянул ее и она стала современной землей. Потом браться стали делать из глины и камня изображения. Младший брат делал людей и полезных животных, а старший брат - вредных. Также старший брат испортил творения младшего. После младший брат уходит на небо, оставив посредником между собой и людьми ворона или медведя, а старший брат уходит под землю. Младшего брата затем назвали Сэвэки, а старшего Харги.


Космология - в эпических сказаниях представление о трех мирах было следующим - верхним миром (Угу Буга) считалась зона горных вершин с тундрами и снегами, средним (Дулин Буга) - лесистые склоны гор, нижним (Хэргу Буга) - долины и степи. Слоями верхнего мира считались туман, марево, тучи. Граница миров представляется в эпосе как неприступные скалы и ущелье, в мифах мира соединяются отверстиями - дырами.


Маин - душа-судьба, обитающая и при жизни человека и после смерти в верхнем мире, в истоке "родовой реки". Она представлялась в виде нити, которую держит в руках верховное божество. Божество могло случайно оборвать нить, и тогда шаман мог связать ее заново узелком.


Майн - добрый богатыр, который отобрал у лося Хэглена похищенное им солнце и вернул его людям (с этим мифом связываются смена дня и ночи, начало нового года)


Мамонт - мифический творец суши, который доставал землю бивнями с морского дна и бросал на изначальный кусочек земли.


Манги - хозяин духов шамана


Медведь - представляется как первый обитатель земли, предок людей, "культурный герой", давший людям огонь и орудия труда. Орудия труда медведь дает живущей с ним женщине, которой он также указывает расчленить его и разложить органы на определенные места в жилье. После оказывается что из частей медведя появляется целое семейство и олени со сбруей. Подобным образом появляются и орудия труда.


Мусун - сила движения, присущая всему живому, также обозначение духов.


Мухды - домашние божества-покровители, вложенные в мешок или ящик, хранятся всегда на санках, покрытых оленьей шкурой, снятою нередко с копытами с дикого оленя. Их время
от времени кормили (мазали кровью, жиром, костным мозгом) или окуривали дымом горящего жира, что воспринималось так же, как кормление духов — охранителей семьи и рода. Подобные кормления совершались когда возвращались охотники после удачной охоты.


Нгектар - мир нерожденных душ людей у истока шаманской реки и подножия гор верхнего мира.


Оджэн - хозяин тайги у тутурских эвенков. У киренских эвенков носил названия уротко. Этот дух занимается охотничьим промыслом, как и эвенки.


Рыбы - некоторые рыбы пользовались особым почитанием. При поимке тайменя или щуки требовалось вырезать на коре изображение рыбы, смазать ее кровью - что символизировало переселение души рыбы в дерево и должно было обеспечить ее возвращение в родную стихию.


Сэвэки - бог-творец, который с помощью помощников из водоплавающих птиц творит Средний мир из воды.


Тело человека - кроме общих душ, считалось что у отдельных органов и частей тела, также есть свои души. Если их повреждают духи болезней - человек заболевает.


Того мушун - дух-хозяйка родового огня, очага


Угу Буг - Верхний мир, в нем обитает бог-творец, а также небесные девицы киливли, которых берут в жены богатыри.


Ханян - душа тень, способная отделяться от тела человека при жизни (во сне), после смерти - источник перевоплощения. Все виденное во сне считалось основанием выполнить соответствующие действия, т.к. они считались желаниями ханян. Ханян превращалась после смерти в "оми", которая уходила к истоку родовой реки в родовое поселение душ оми омирук, и жила там пока в нижний мир не прибывала и не обустраивалась душа тела бэен. Затем дух нижнего мира, манги, отправлялся наверх, и вел оми в нижний мир, но по пути оми перевоплощалась в зверя или птицу, уходила от преследования манги в омирук. Манги посылал за оми духа-помощника (в виде утки гоголя), но в это время оми влетала в чум стойбища людей и воплощалась в нового человека. Проходы в омирук охраняли духи-помощники шамана в виде птиц и тайменей.


Харги - звериный или полузвериный двойник шамана, после смерти уходил в нижний мир


Хэргу буга - нижний мир. На пути в нижний мир находится стойбище мифических родовых старух и шаманский остров со старухой владычицей родовой водяной дороги. На острове и в стойбище останавливается шаман на пути в нижний мир.


Шаманское дерево - представлялось растущим через три мира. У основания дерева находилась мать-зверь шамана и ее зооморфные духи. Или же представлялись три дерева, по одному в каждом из миров. При этом на верхнем уровне находились души в виде птичек, которые иногда воплощались в мире людей.


Шаманская родовая река - мифическая река протекавшая через три мира с устьем в нижнем мире.


Шаманы - становление шамана считалось результатом избрания и вселения в человека шаманского духа харги. Вместе с тем представлялось, что мать-зверь шамана уничтожала прежнюю душу человека и "создавала" вместо неё нового духа харги, который позже жил в лиственнице и был главным помощником шамана. Создав "новую душу" мать-зверь принимала человеческий облик как и окружающие её духи, и они принимались "переделывать" человеческую форму шамана, разбирая на части его тело.


Шингкэн (сингкэн, хингкэн) - 1)дух хозяин животных и места охоты 2) охотничья удача, счастье 3)фетиш, приносящий охотничью удачу, их благодарили за удачную охоту, но при неудачах могли менять на новые.


Шэвэн, сэвэн, хэвэн, сээн - общее название духов. Духи-помощники представлялись в образе животных, в том числе мифических.


Экшери - верховное божество у эвенков р. Подкаменной Тунгуски, посылающее людям благополучие в охоте и других делах.


Энэкэ бугады (бабушка бугады) - хозяйка тайги, ассоциировалось с образом лося и дикого оленя.



1. Сем Т.Ю. (сост.) Шаманизм народов Сибири. Этнографические материалы XVIII-XX вв
2. А. Ф. Анисимов. Представления эвенков о шингкэнах и проблема происхождения первобытной религии
3. Анисимов. Шаманские духи по воззрениям эвенков.
4. Мифы народов мира под ред. С. А. Токарева
5. Варламова. Мировоззрение эвенков
6. А. Ф. Анисимов. Представления эвенков о душе и проблема происхождения анимизма.
7. Василевич Г. М. Дошаманские и шаманские верования эвенков
на 18:39
Отправить по электронной почте
Написать об этом в блоге
Опубликовать в Twitter
Опубликовать в Facebook
Поделиться в Pinterest
Ярлыки: Евразия, тунгусо-маньчжурские народы, указатель, шаманизм
Комментариев нет:
Отправить комментарий




В труде "ПУТЕШЕСТВИЕ В РОССИЮ 1558 г." автора RICHARD JOHNSON, текст которого я нашел в сборнике "Сибирь в известиях западно-европейских путешественников и писателей." (Т. I. Иркутск. Крайгиз. 1932.), кратко описаны нравы и обычаи самоедов:


1. В восточной стране, за Югорскою землею, река Обь составляет ее самую западную часть. По берегу моря живут самоеды и страна их называется Молгомзей (Molgomsay).
Они питаются мясом оленей и рыб, а иногда и едят друг друга.
Если к ним заезжают купцы, они убивают одного из своих детей, чтобы угостить их им. И если купец умрет у них они не хоронят его, но съедают его. Они едят также и своих умерших.
Они некрасивы на вид, имеют маленькие носы, но проворны, очень хорошо стреляют, ездят на оленях и собаках и одеваются в собольи и оленьи шкуры.


В комментариях к изданию 1932 года добавлено:


Новейшие писатели (начиная с XVIII в.) большей частью опровергают мнение, что самоеды были людоедами и пытаются имя самоед возвести не к словам «сам» и «есть», как это делали прежде.
Различные этимологии слова см.: в статье Д.Н. Анучина («Древности», XIV, стр. 263-264); Огородников. Прибрежья Ледовитого и Белого морей с их притоками по Книге Большого Чертежа. - Зап. Геогр. Общ. по отд. этнограф. 1879. т. VII, стр. 37-41; Е. Замысловский. Герберштейн, стр. 416 и след…).


«Что касается до производства названия самоедов от сам и ед, то я считаю совершенно излишним доказывать эту нелепость, ибо никакие предания не доказывают, чтобы они друг друга пожирали», — замечает еще Ф. Белявский («Поездка к Ледовитому морю». М., 1833. стр. 154).


Однако некоторые этнографы полагали, что людоедство самоедов в древние времена факт возможный. На людоедство как на характерный usus азиатцев указал уже Геродот в своем рассказе о массагетах, говоривший о том:


«Если у них кто-нибудь состарится, сходятся его родные, убивают и варят с мясом разных животных и потом съедают»; подобные же предания имеются и о «педиях» — индийских кочевниках (Н. Баталин. Сказание об Индейском царстве. Воронеж, 1876, стр. 36-38).


Позже, по замечанию Анучина, «с расширением пределов известного мира, местопребывание антропофагов переносилось все далее — к северу и востоку; русские же люди, по-видимому, с давних пор отождествили их с самоедами».


Культовое людоедство, после обряда убийства дряхлых стариков, засвидетельствовано также у многих народов, стоящих на низкой ступени развития (см. напр. статью В. В. Каллаша. «Положение неспособных к труду стариков в первобытном обществе» — Этногр. Обозр.» 1889 III, стр. 142-151).


По-видимому, этот обряд существовал также и у самоедов. Интересное свидетельство на этот счет находим у Ю. И. Кушелевского (Северный полюс и земля Ялмал. Путевые записки. СПб. 1868, стр. 52-53):


«В беседах с самоедами (Тазовской губы), я спрашивал их: отчего им дали такое название? Единолично почти все отозвались, что это не название их, ибо их зовут хaзово (человек), а что самоедин — слово бранное, которым их предков поносили русские», однако «в преданиях самоедов и остяков еще в настоящее время сохранилось в памяти следующее обыкновение самоедческих предков; удрученный летами самоедин, когда чувствовал себя неспособным к промыслам и езде на оленях, когда жизнь свою считал в тягость потомству... приказывал себя убить в честь счастливой жизни своего потомства и тело свое съесть. Этот обряд отцеубийства исполняли дети при шаманстве с особенным благоговением и тело съедали».
Далее Кушелевский рассказывает, что «в преданиях остяков сохранилась еще быль, как одного казачьего сотника Какаулина, приехавшего с самоедом за сбором ясака, самоедский старшина, желая угостить прилично, убил дочь свою, и, отрезав у нее груди, вынув сердце, положил то и другое в котел, чтобы поподчивать казака этим блюдом, но тот, испугавшись, убежал из чума».


Ср. самоедское предание, записанное также на Ямале: Б. М. Житков, Полуостров Ямал. СПб. 1913, стр. 245. Если подобные предания существовали еще в половине XIX в., то тем вероятнее существование их в более ранние времена. Во всяком случае, писатели XVI-XVII вв. упоминали о людоедстве самоедов большею частью со ссылкой на русских; Герберштейн толкует слово Samoged как «сами себя ядущие»; Флетчер говорит, что «самоиты» (Samoits) «носят такое название (по словам русских) от того, что они едят самих себя, ибо в прежние времена они жили как людоеды и ели друг друга. Что это правдоподобно, можно заключить из того, что они и теперь еще едят всякое сырое мясо, даже падаль, валяющуюся в ямах»; тоже сообщает Петрей («Samiedi — es ist em solch Volk, das sich selber frist») и Олеарий: русские назвали самоедов так, потому что «они действительно ели человеческое мясо и даже тела своих умерших друзей, которые они смешивали с дичиной» (Д. Анучин. op. cit. стр. 274).


Англичанин Ричард Джемс в своих недавно опубликованных заметках о русском севере (1618-1620 гг.) утверждает, в свою очередь: «Самоед (Samoed — народ этот так зовут русские — как будто самоеды (autoborox), что правдоподобно, — как те, которых мы там видели пожирающими, как то: сырые внутренности собак, лисиц и медведей» (П.К. Симони. Заметки Рич. Джемса о чуди, лопарях, самоедах и черемисах. «Сборник Ленинградского О-ва Исследователей Культуры Финно-угорских народностей». Лгр., 1929, I, стр. 127-128).




Самодийский народ (также самодийский народ)профиль удален - группа тесно связанных народов, говорящих на самодийских языках, которые являются частью уральской семьи. Они представляют собой языковую, этническую и культурную группу. Название происходит от устаревшего термина самоед, используемого в России для обозначения некоторых коренных народов Сибири.Светлана Пешкова


Сельку;пы (селькупск. сёль;уп, суссе ;ум, чумыль-;уп, шель;уп, шеш;ум; устаревшее — остяки-самоеды) — народ, живущий на севере Западной Сибири. Относится к коренным малочисленным народам. До 1930-х их называли остя;ко-самое;дами.



Ма;нси (манс. м;ньси; устаревшее — вогу;лы, вогуличи) — малочисленный финно-угорский народ в России, коренное население Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Ближайшие языковые родственники хантов. Говорят на мансийском языке, но вследствие активной ассимиляции около 60 % используют в обиходе русский язык.


Название мансийской фратрии Мо;сь заимствовано из хантыйского языка — мась (m;;) (О) — однако имеет такое же происхождение из общеугорского слова *ma;;;Сэр Писатель


Манси делятся на две экзогамные фратрии: Пор и Мось, исторически различающиеся происхождением, а также обычаями. Браки заключались только между представителями противоположных фратрий: мужчины Мось женились на женщинах Пор и наоборот. Фратрию Пор составляли потомки аборигенов-уральцев, а фратрию Мось — потомки угров. Предком фратрии Пор считается медведь, а фратрии Мось — женщина Калтащ, которая могла представать в образе гуся, зайчихи или бабочки.


Юкагиры делились на ряд племён, наиболее крупными из которых были ходынцы, анаулы, чуванцы. Последние ассимилировались и полностью перешли на русский язык.


Юкагирский язык делится на северноюкагирский (тундровый) и южноюкагирский (колымский) язык, которые входят либо в уральско-юкагирскую семью, либо в изолированную юкагирскую семью. По переписи 2002 г. в Якутии из 1097 юкагиров владели юкагирским языком лишь 310 чел. (28 %), якутским — 630 чел. (57 %), русским — 1046 чел. (95 %).


История



Другие статьи в литературном дневнике: