***С тех пор, как роды Пор и Мось, перестав враждовать, стали жечь свадебные костры, много воды в Оби утекло. Юкагиры, как и велось,по -прежнему в дыры чумов дымы к небесам пускали, молясь своим духам. А я, беглый политический ссыльный, недоучившийся студент из Тамска оказался в мансийском становище.Ощупал меня надменный вождь взглядом глаз- щелочек, словно меновой товар на толкучем базаре, где деньги уже ничего не стоят, зато можно обменять шило на мыло, шкворень на свиные шкварки, огарок свечки на уздечку. А бежал-то я с Колымы не только с рудника, вместе с моим подельником по побегу ...прихватив золотишка, но и от предыдущей жены юкагирки, на коей женили меня тем же самым способом.
Сарык -сык ив. Журавлиная шея из дерева.
Наиболее известны борьба между ненцами и ханты из-за оленей и промысловых угодий, грабительские набеги енисейских кыргызов на соседей, кровавые межродовые столкновения у якутов («кыргыс-уйэтэ» — эпоха раздоров), борьба тунгусов с якутами из-за охотничьих угодий, конфликты между «конными тунгусами» и бурятами, между «лесными» и «тундровыми» тунгусами и т. д. Русские источники отмечали высокий дух воинственности у князцов ханты и манси. Широко была известна «юрацкая кровавая самоядь». Об эвенках шла слава, что они «люди воисты, боем жестоки». Западноевропейский наблюдатель писал, что нередко до полусотни конных тунгусов, напав на четыре сотни «монгольских татар», доблестно разбивают их по всем правилам. Закаленными и опытными воинами, наводившими страх на соседей, были енисейские кыргызы. Якуты по сообщениям русских источников были «доспешны и воисты»профиль удален.
Происхождение именования «юкагир» точно не установлено; возможно, оно было дано этому народу русскими — вероятно, посредством эвенков (тунгусов) — и в XX веке закрепилось как официальное наименование. Ранее этот этноним выводили от эвенкийского «ледовые люди», или «люди мороза», однако авторитетный исследователь юкагирской материальной культуры и языка Юрий Крейнович считал подобную этимологию неубедительнойСветлана Пешкова. Минлей — гигантская птица, создающая ветер; Мифология эвенков Буга, бува, боа, в тунгусо-маньчжурской мифологии (первоначально у эвенков) сила природы, распространённая вокруг и служащая импульсом существования и движения различных явлений природы. Буга означает всё окружающее: природу, землю, мир, небо, погоду, пространство.
Бэен - душа тела, после смерти уходила в мир мертвых, в устье "родовой реки". С Бэен связавылись все физиологичекие процессы. Если духи болезней съедали бэен, человек умирал. Проводы бэен в мир мертвых совершались тогда, когда плоть разлагалась и оставался скелет. Буни - мир мертвых, находится в нижнем мире, ниже устья шаманских рек. Умершие там занимаются тем же чем и живые. Люди среднего мира попавшие в нижний мир остаются невидимыми для его обитателей, но могут вызывать несчастья и болезни среди них. То же самое происходит и в обратной ситуации. Ворон - у эвенков Подкаменной Тунгуски считался участником сотворения мира, мужем первой женщины Дуннэ мушун - дух хозяйка земли Души частей тела - кроме общей души, считалось что у отдельных частей тела также есть души, и их могут загрызть духи. Дябдар - мифический змей, которого призвал мамонт чтобы выровнять землю. Там где полз змея появлялись реки, где ступал мамонт - озёра. Космогония - в начале существовала только вода и два брата (или две птицы). Младший брат достал со дна немного земли (или ему принесла птица) и положил на поверхность воды, затем заснул. Старший брат растянул ее и она стала современной землей. Потом браться стали делать из глины и камня изображения. Младший брат делал людей и полезных животных, а старший брат - вредных. Также старший брат испортил творения младшего. После младший брат уходит на небо, оставив посредником между собой и людьми ворона или медведя, а старший брат уходит под землю. Младшего брата затем назвали Сэвэки, а старшего Харги. Космология - в эпических сказаниях представление о трех мирах было следующим - верхним миром (Угу Буга) считалась зона горных вершин с тундрами и снегами, средним (Дулин Буга) - лесистые склоны гор, нижним (Хэргу Буга) - долины и степи. Слоями верхнего мира считались туман, марево, тучи. Граница миров представляется в эпосе как неприступные скалы и ущелье, в мифах мира соединяются отверстиями - дырами. Маин - душа-судьба, обитающая и при жизни человека и после смерти в верхнем мире, в истоке "родовой реки". Она представлялась в виде нити, которую держит в руках верховное божество. Божество могло случайно оборвать нить, и тогда шаман мог связать ее заново узелком. Майн - добрый богатыр, который отобрал у лося Хэглена похищенное им солнце и вернул его людям (с этим мифом связываются смена дня и ночи, начало нового года) Мамонт - мифический творец суши, который доставал землю бивнями с морского дна и бросал на изначальный кусочек земли. Манги - хозяин духов шамана Медведь - представляется как первый обитатель земли, предок людей, "культурный герой", давший людям огонь и орудия труда. Орудия труда медведь дает живущей с ним женщине, которой он также указывает расчленить его и разложить органы на определенные места в жилье. После оказывается что из частей медведя появляется целое семейство и олени со сбруей. Подобным образом появляются и орудия труда. Мусун - сила движения, присущая всему живому, также обозначение духов. Мухды - домашние божества-покровители, вложенные в мешок или ящик, хранятся всегда на санках, покрытых оленьей шкурой, снятою нередко с копытами с дикого оленя. Их время Нгектар - мир нерожденных душ людей у истока шаманской реки и подножия гор верхнего мира. Оджэн - хозяин тайги у тутурских эвенков. У киренских эвенков носил названия уротко. Этот дух занимается охотничьим промыслом, как и эвенки. Рыбы - некоторые рыбы пользовались особым почитанием. При поимке тайменя или щуки требовалось вырезать на коре изображение рыбы, смазать ее кровью - что символизировало переселение души рыбы в дерево и должно было обеспечить ее возвращение в родную стихию. Сэвэки - бог-творец, который с помощью помощников из водоплавающих птиц творит Средний мир из воды. Тело человека - кроме общих душ, считалось что у отдельных органов и частей тела, также есть свои души. Если их повреждают духи болезней - человек заболевает. Того мушун - дух-хозяйка родового огня, очага Угу Буг - Верхний мир, в нем обитает бог-творец, а также небесные девицы киливли, которых берут в жены богатыри. Ханян - душа тень, способная отделяться от тела человека при жизни (во сне), после смерти - источник перевоплощения. Все виденное во сне считалось основанием выполнить соответствующие действия, т.к. они считались желаниями ханян. Ханян превращалась после смерти в "оми", которая уходила к истоку родовой реки в родовое поселение душ оми омирук, и жила там пока в нижний мир не прибывала и не обустраивалась душа тела бэен. Затем дух нижнего мира, манги, отправлялся наверх, и вел оми в нижний мир, но по пути оми перевоплощалась в зверя или птицу, уходила от преследования манги в омирук. Манги посылал за оми духа-помощника (в виде утки гоголя), но в это время оми влетала в чум стойбища людей и воплощалась в нового человека. Проходы в омирук охраняли духи-помощники шамана в виде птиц и тайменей. Харги - звериный или полузвериный двойник шамана, после смерти уходил в нижний мир Хэргу буга - нижний мир. На пути в нижний мир находится стойбище мифических родовых старух и шаманский остров со старухой владычицей родовой водяной дороги. На острове и в стойбище останавливается шаман на пути в нижний мир. Шаманское дерево - представлялось растущим через три мира. У основания дерева находилась мать-зверь шамана и ее зооморфные духи. Или же представлялись три дерева, по одному в каждом из миров. При этом на верхнем уровне находились души в виде птичек, которые иногда воплощались в мире людей. Шаманская родовая река - мифическая река протекавшая через три мира с устьем в нижнем мире. Шаманы - становление шамана считалось результатом избрания и вселения в человека шаманского духа харги. Вместе с тем представлялось, что мать-зверь шамана уничтожала прежнюю душу человека и "создавала" вместо неё нового духа харги, который позже жил в лиственнице и был главным помощником шамана. Создав "новую душу" мать-зверь принимала человеческий облик как и окружающие её духи, и они принимались "переделывать" человеческую форму шамана, разбирая на части его тело. Шингкэн (сингкэн, хингкэн) - 1)дух хозяин животных и места охоты 2) охотничья удача, счастье 3)фетиш, приносящий охотничью удачу, их благодарили за удачную охоту, но при неудачах могли менять на новые. Шэвэн, сэвэн, хэвэн, сээн - общее название духов. Духи-помощники представлялись в образе животных, в том числе мифических. Экшери - верховное божество у эвенков р. Подкаменной Тунгуски, посылающее людям благополучие в охоте и других делах. Энэкэ бугады (бабушка бугады) - хозяйка тайги, ассоциировалось с образом лося и дикого оленя.
1. В восточной стране, за Югорскою землею, река Обь составляет ее самую западную часть. По берегу моря живут самоеды и страна их называется Молгомзей (Molgomsay). В комментариях к изданию 1932 года добавлено: Новейшие писатели (начиная с XVIII в.) большей частью опровергают мнение, что самоеды были людоедами и пытаются имя самоед возвести не к словам «сам» и «есть», как это делали прежде. «Что касается до производства названия самоедов от сам и ед, то я считаю совершенно излишним доказывать эту нелепость, ибо никакие предания не доказывают, чтобы они друг друга пожирали», — замечает еще Ф. Белявский («Поездка к Ледовитому морю». М., 1833. стр. 154). Однако некоторые этнографы полагали, что людоедство самоедов в древние времена факт возможный. На людоедство как на характерный usus азиатцев указал уже Геродот в своем рассказе о массагетах, говоривший о том: «Если у них кто-нибудь состарится, сходятся его родные, убивают и варят с мясом разных животных и потом съедают»; подобные же предания имеются и о «педиях» — индийских кочевниках (Н. Баталин. Сказание об Индейском царстве. Воронеж, 1876, стр. 36-38). Позже, по замечанию Анучина, «с расширением пределов известного мира, местопребывание антропофагов переносилось все далее — к северу и востоку; русские же люди, по-видимому, с давних пор отождествили их с самоедами». Культовое людоедство, после обряда убийства дряхлых стариков, засвидетельствовано также у многих народов, стоящих на низкой ступени развития (см. напр. статью В. В. Каллаша. «Положение неспособных к труду стариков в первобытном обществе» — Этногр. Обозр.» 1889 III, стр. 142-151). По-видимому, этот обряд существовал также и у самоедов. Интересное свидетельство на этот счет находим у Ю. И. Кушелевского (Северный полюс и земля Ялмал. Путевые записки. СПб. 1868, стр. 52-53): «В беседах с самоедами (Тазовской губы), я спрашивал их: отчего им дали такое название? Единолично почти все отозвались, что это не название их, ибо их зовут хaзово (человек), а что самоедин — слово бранное, которым их предков поносили русские», однако «в преданиях самоедов и остяков еще в настоящее время сохранилось в памяти следующее обыкновение самоедческих предков; удрученный летами самоедин, когда чувствовал себя неспособным к промыслам и езде на оленях, когда жизнь свою считал в тягость потомству... приказывал себя убить в честь счастливой жизни своего потомства и тело свое съесть. Этот обряд отцеубийства исполняли дети при шаманстве с особенным благоговением и тело съедали». Ср. самоедское предание, записанное также на Ямале: Б. М. Житков, Полуостров Ямал. СПб. 1913, стр. 245. Если подобные предания существовали еще в половине XIX в., то тем вероятнее существование их в более ранние времена. Во всяком случае, писатели XVI-XVII вв. упоминали о людоедстве самоедов большею частью со ссылкой на русских; Герберштейн толкует слово Samoged как «сами себя ядущие»; Флетчер говорит, что «самоиты» (Samoits) «носят такое название (по словам русских) от того, что они едят самих себя, ибо в прежние времена они жили как людоеды и ели друг друга. Что это правдоподобно, можно заключить из того, что они и теперь еще едят всякое сырое мясо, даже падаль, валяющуюся в ямах»; тоже сообщает Петрей («Samiedi — es ist em solch Volk, das sich selber frist») и Олеарий: русские назвали самоедов так, потому что «они действительно ели человеческое мясо и даже тела своих умерших друзей, которые они смешивали с дичиной» (Д. Анучин. op. cit. стр. 274). Англичанин Ричард Джемс в своих недавно опубликованных заметках о русском севере (1618-1620 гг.) утверждает, в свою очередь: «Самоед (Samoed — народ этот так зовут русские — как будто самоеды (autoborox), что правдоподобно, — как те, которых мы там видели пожирающими, как то: сырые внутренности собак, лисиц и медведей» (П.К. Симони. Заметки Рич. Джемса о чуди, лопарях, самоедах и черемисах. «Сборник Ленинградского О-ва Исследователей Культуры Финно-угорских народностей». Лгр., 1929, I, стр. 127-128). Самодийский народ (также самодийский народ)профиль удален - группа тесно связанных народов, говорящих на самодийских языках, которые являются частью уральской семьи. Они представляют собой языковую, этническую и культурную группу. Название происходит от устаревшего термина самоед, используемого в России для обозначения некоторых коренных народов Сибири.Светлана Пешкова Сельку;пы (селькупск. сёль;уп, суссе ;ум, чумыль-;уп, шель;уп, шеш;ум; устаревшее — остяки-самоеды) — народ, живущий на севере Западной Сибири. Относится к коренным малочисленным народам. До 1930-х их называли остя;ко-самое;дами. Ма;нси (манс. м;ньси; устаревшее — вогу;лы, вогуличи) — малочисленный финно-угорский народ в России, коренное население Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Ближайшие языковые родственники хантов. Говорят на мансийском языке, но вследствие активной ассимиляции около 60 % используют в обиходе русский язык. Название мансийской фратрии Мо;сь заимствовано из хантыйского языка — мась (m;;) (О) — однако имеет такое же происхождение из общеугорского слова *ma;;;Сэр Писатель Манси делятся на две экзогамные фратрии: Пор и Мось, исторически различающиеся происхождением, а также обычаями. Браки заключались только между представителями противоположных фратрий: мужчины Мось женились на женщинах Пор и наоборот. Фратрию Пор составляли потомки аборигенов-уральцев, а фратрию Мось — потомки угров. Предком фратрии Пор считается медведь, а фратрии Мось — женщина Калтащ, которая могла представать в образе гуся, зайчихи или бабочки. Юкагиры делились на ряд племён, наиболее крупными из которых были ходынцы, анаулы, чуванцы. Последние ассимилировались и полностью перешли на русский язык. Юкагирский язык делится на северноюкагирский (тундровый) и южноюкагирский (колымский) язык, которые входят либо в уральско-юкагирскую семью, либо в изолированную юкагирскую семью. По переписи 2002 г. в Якутии из 1097 юкагиров владели юкагирским языком лишь 310 чел. (28 %), якутским — 630 чел. (57 %), русским — 1046 чел. (95 %). История © Copyright: Юрий Николаевич Горбачев 2, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|