Неизвестный соавтор Бесов

Анна Дудка: литературный дневник

В 1870-72 годах Ф.М. Достоевский написал во многом пророческий роман "Бесы", который стал выражением переживаний писателя по поводу разрастания и распространения революционных и радикальных идей в обществе того времени. Основой для сюжета послужило трагическое и потрясшее общественность убийство в Петровской академии Москвы, а прототипом для Верховенского (одного из главных героев) стал революционер Сергей Нечаев. Сегодня мы расскажем о том, почему соавтором "Бесов" можно называть именно Нечаева и почему в итоге Достоевский оказался не прав в своих предвидениях.


Прежде всего, нужно рассказать о самом Сергее Нечаеве. Он родился в семье незаконно рожденного сына помещика, который даже не удостоил своего сына фамилии, поэтому отец Сергея получил фамилию "Нечаев" (т.е. "нечаянный", "нежданный"). С детства Сергей помогал отцу в его работе, одно время был даже официантом. Родители не жалели средств на обучение сына, который показал недюжинные способности, огромную тягу к знаниям и славе и немереное честолюбие. В 1865 году Нечаев переехал в Москву, но вместо поступления в университет он, атеист и противник религии, устраивается учителем Закона Божия в церковно-приходскую школу. Через три года Сергей уезжает в Петербург, где становится вольнослушателем лекций в университете и знакомится с трудами декабристов, петрашевцев и Бакунина.
По своему характеру Нечаев был лидером (даже диктатором), который постоянно жаждал деятельности. Его главной страстью была революция, ради нее он был готов на все: на ложь, на воровство и даже на убийство. "У каждого из нас что-то было, у него - ничего. У него была одна мысль, одна страсть - Революция". Так о нем говорила одна из его почитательниц. А В. Засулич говорила, что Нечаев относился с ненавистью ко всему обществу, которое он воспринимал только через призму революционной необходимости, а не только к правительству.


Его главной целью была революция в России. И Нечаев задумал ее совершить. Для этого он, например, придумал для себя легенду, будто его посадили в самый страшный Алексеевский равелин Петропавловской крепости, а он-де сумел оттуда бежать. В 1869 году Нечаев оказался за границей, где встретился со старыми русскими социалистами - Бакуниным и Огаревым, и смог убедить этих бывалых революционеров в реальности существования мифического Русского революционного комитета. Но Нечаев не просто сумел представить ложь под соусом правды, ему еще удалось заставить Бакунина и Герцена выдать ему деньги из фонда помещика Бахметьева, который в свое время тоже проникся идеями социализма и уехал создавать коммуну на острова в Океанию, передав перед этим русским революционерам немалую сумму на бунт в России. В том же 1869 году Нечаев вместе с Бакуниным написал книгу, от которой будут открещиваться все революционеры мира и России, незаметно для себя выполняя все положения этого труда - "Катехизис революционера".


"Революционер - человек обречённый. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени."


"Революционер вступает в государственный, сословный и так называемый образованный мир и живёт в нём только с целью его полнейшего, скорейшего разрушения. Он не революционер, если ему чего-нибудь жаль в этом мире."


"Природа настоящего революционера исключает всякий романтизм, всякую чувствительность, восторженность и увлечение."


"У каждого товарища должно быть под рукою несколько революционеров второго и третьего разрядов, то есть не совсем посвященных. На них он должен смотреть, как на часть общего революционного капитала, отданного в его распоряжение. Он должен экономически тратить свою часть капитала, стараясь всегда извлечь из него наибольшую пользу. На себя он смотрит, как на капитал, обреченный на трату для торжества революционного дела. Только как на такой капитал, которым он сам и один, без согласия всего товарищества вполне посвященных, распоряжаться не может".


В 1869 году Нечаев возвращается в Россию, где в Петровской академии г. Москвы создает революционное общество "Народная расправа". Умевший подчинять себе людей, он создает законспирированные пятерки, которые занимаются революционной деятельностью, пропагандой и одновременно следят друг за другом. Для того, чтобы скрепить эти объединения, Нечаев решает совершить какое-нибудь преступление. Случай вскоре подвернулся: один из членов пятерок, студент Иван Иванов публично обвиняет Нечаева в деспотизме и лжи. Революционер решает устранить строптивого студента и вместе с пятью другими членами их общества заманивает Иванова в грот рядом с академией, где и убивает. Всех участников убийства поймали и судили, а Нечаеву удалось бежать за границу. Там он вновь налаживает контакт с Бакуниным и Герценом, но в 1872 году Швейцария арестовала и выдала преступника России. Нечаева приговорили к 20 годам каторжных работ, а царь Александр II лично изменил приговор, написав на нем "навеки в крепость!". Круг замкнулся: Нечаев был посажен в тот самый Алексеевский равелин Петропавловской крепости, откуда будто бы бежал несколько лет назад.


Но даже тут он не утратил своего влияния и демонической силы подчинения. Нечаев сумел распропагандировать солдат охраны, которые стали посредниками между ним и народовольцами, которых сиделец просил помочь в побеге. Но когда те, безмерно почитавшие его, сказали, что готовят убийство императора, Нечаев одобрил это и согласился остаться в крепости ради дела революции. Погиб он в 1882 году от водянки.


В 1870 году Достоевский за границей прочел и рассказы об убийстве Иванова, и опубликованный в печати "Катехизис революционера". Потрясенный этими известиями, он решил написать роман о тех людях, которые влияли на общество, призывали его к революции и фактически разлагали своими идеями. Название для этого романа писатель подобрал как нельзя лучше - "Бесы".


" … Но есть одна штука ещё получше: подговорите четырёх членов кружка укокошить пятого, под видом того, что тот донесет, и тотчас же вы их всех пролитою кровью, как одним узлом, свяжете. Рабами вашими станут, не посмеют бунтовать и отчётов спрашивать."
"Мы сделаем такую смуту, что всё поедет с основ. … Но одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь — вот чего надо! … Мы провозгласим разрушение… почему, почему, опять-таки, эта идейка так обаятельна! Но надо, надо косточки поразмять. Мы пустим пожары… Мы пустим легенды. ... Ну-с, и начнётся смута! Раскачка такая пойдёт, какой ещё мир не видал…"
"... Учитель, смеющийся с детьми над их богом и над их колыбелью, уже наш. Адвокат, защищающий образованного убийцу тем, что он развитее своих жертв и, чтобы денег добыть, не мог не убить, уже наш. ... Присяжные, оправдывающие преступников сплошь, наши. Прокурор, трепещущий в суде, что он недостаточно либерален, наш, наш. Администраторы, литераторы, о, наших много, ужасно много, и сами того не знают! ... Но это лишь ягодки. Русский бог уже спасовал пред «дешевкой». Народ пьян, матери пьяны, дети пьяны, церкви пусты, а на судах: «двести розог, или тащи ведро». О, дайте взрасти поколению! Жаль только, что некогда ждать, а то пусть бы они ещё попьянее стали! Ах, как жаль, что нет пролетариев! Но будут, будут, к этому идет…"


Так Нечаев стал соавтором романа "Бесы", подав пример не просто убийства студента или создания революционной организации, а целой логики и идеи разрушения. Однако в одном Достоевский был неправ: узнав об аресте Нечаева, он обрадовался и сказал, что таким образом народ скоро исторгнет из себя эту заразу, нечаевщину. Ошибся. Следующий век весь пройдет под знаменем революции, под знаменем разрушения старого мира, под знаменем "Бесов"... Поэтому, наверное, в 20-е годы ходила шутка: большевики поставили памятник Достоевскому, на котором кто-то написал: "Великому писателю от благодарных бесов"...



Другие статьи в литературном дневнике: