В чем тайна русских колыбельных

Анна Дудка: литературный дневник

Кроме того что колыбельные являются прекрасным снотворным, они ещё способны оказать огромное влияние на развитие человека, на его память, языковое чутье, красноречие. Ученые считают, что те, кто засыпал под колыбельные, в жизни более успешны. О чём же пелось в русских колыбельных?


О сереньком волчке
Помните, «придет серенький волчок и укусит за бочок»? Волк во все времена был олицетворением жестокости и коварства, но одновременно являлся символом мужества и отваги. Однако в этой песенке речь идет вовсе не о звере, а о древнем священном предмете, который символизировал вечный круговорот жизни и постоянство мира в этой неустанно движущейся жизни. Позднее этот предмет стал детской игрушкой – «волчком», за вращением которого можно следить часами. Его размеренный и тихий «танец» подобен успокаивающему ритму колыбельной, которая несёт магическое умиротворение. Кстати, хорошо петь колыбельные мог не каждый. На Руси даже была пословица: «Не всякий байкать умеет». Маленькие девочки лет с 6–7 начинали обучаться этому искусству, выступая в роли нянек у младших братьев и сестёр.


Котики
Кот, пожалуй, главный персонаж детских колыбельных. И это не случайно. В сознании народа кошка олицетворяла огненную стихию, иначе – душу. Во многих народных поверьях она представала как созерцатель того, что не дано увидеть человеку. Например, именно кошки, по мнению наших предков, общались с домовыми и всячески наставляли их на добрый путь, не давали шалить и вредить хозяевам. Кошка была способна не только общаться с духами, но и изгонять их, если нужно. Отсюда и хорошо известная примета о необходимости пускать в новый дом кота, который до появления хозяев должен изгнать из дома различную нечисть. Животных ценили и за их умение уничтожать грызунов, которые постоянно угрожали запасам зерна. Опустошение амбара приводило к одному из самых страшных испытаний – голоду. Кошку, кстати, сажали и в новую колыбель, перед тем как опустить в неё младенца. Вот в такие «дезинфекционные свойства» животного верили наши предки.


Прилетели гуленьки
Голуби – ещё один частый гость русских колыбельных. Птица всегда считалась символом странствующей души, которая, несмотря ни на что, обязательно возвращается обратно. В одном голубь схож с кошкой. Оба они умеют издавать удивительно умиротворенные звуки – воркование и мурлыканье, звуки, которые рождаются словно где-то в глубине души, сливаются с колыбельной песней и доходят до самого Господа – в это, по крайней мере, очень хотелось верить нашим предкам.


Благополучная жизнь
Ряд колыбельных повествовали о достатке и изобилии, несли пожелание будущей счастливой жизни ребёнку. Конечно, ведь благим пожеланиям так легко сбываться во сне. Зачастую в таких песенках рисовалась в кратком виде вся жизнь пока ещё крошечного человечка. Появлялась здесь и атрибутика, которая всегда была священна для русского человека: хлеб, каши, пряники, калачи, блины, а также зерно, которое символизировало воскресение. «Похороненное» в земле, оно давало росток – начало новой жизни.


Добрая Дрёма и Злой Бука
Эти существа присутствовали в жизни малыша с самых ранних времен. Рогатое существо Бука, готовое унести ребёнка за непослушание за тридевять земель в мир злых духов, упоминалось в колыбельных, но весьма своеобразно – его посылали, например, в сарай или поручали выполнять какую-то работу. При этом мать всегда выступала защитником дитятки от Буки. Способы защиты были просты и понятны ребёнку – веник в маминых руках мог творить чудеса. Такие колыбельные скорее призывали отгонять невидимых существ в отличие от тех, которые привлекали добрую сущность – покровительницу Дрёму. Интересно, что чуть позже загадочный Бука был заменён заморской птицей – попугаем, который способен был, видимо, нагнать не меньший ужас на ребёнка, чем рогатый дух.


Пожелание смерти
Встречаются среди колыбельных и очень необычные песни, которые современному человеку кажутся кощунственными и ужасными. В них ребёнку желают смерти или во всех красках описывают малышу, как его будут хоронить. Чтобы сегодня успокоить нервы, следует вспомнить, что наши предки совсем иначе относились к смерти – для них она была делом привычным. «Даст Бог, будем живы, а даст Бог, помрём», – так они рассуждали. Зная о том, что Смерть приходит туда, где её меньше всего ждут, мать пыталась обмануть Старуху – ведь туда, где о ней постоянно говорят, она приходить повременит. Пожелание смерти здесь является способом отогнать или обмануть Смертушку.


Маленькое путешествие
Колыбельные являлись не только способом убаюкать малыша, но и прекрасным вариантом рассказать ему о мире, которого он пока не видел. Отсюда часто в русских колыбельных появляется мотив путешествия, а также упоминание стихий – ветра, дождика. Часто песня имела кольцевую структуру. Ветер начинал путешествие от порога родной избы, пролетал по всему миру и возвращался в люльку к малышу. К тому же ветер связывает землю и небеса, и он способен в этом случае донести песню-молитву до Бога. Нередко ветер выступал в образе няньки, которая помогает укачивать младенца. И это неудивительно – под завывание ветра и метели за окном рядом с теплой печкой так сладко спится.
***


Вся правда о матерной брани


Грубость и матерщина стали в нашей речи обыденностью.


Почему так происходит?


В народной традиции запрет на брань связывался с представлениями о том, что матерщина оскорбляет мать сыру землю, Богородицу и родную мать человека.


По представлениям славян, бранящийся оскорбляет не столько мать собеседника, сколько собственную.


Считалось грехом бранить детей, ибо на том свете они отвернутся от своих родителей. Ребёнка, которого обругали «чёрным» словом, по поверью, могли унести злые силы.


В дом, где бранятся, проникают бесы, а вот ангелы покидают такое жилище.


Нельзя сказать, чтобы на Руси совсем не бранились. Но не так, как сейчас.


Во-первых, ругались на свадьбах, чтобы отпугнуть от молодых злые силы.


Во-вторых, на поле брани, чтобы раззадорить и себя, и врага.


Но в большинстве древних бранных слов нет похабщины и неприличия, как в бранных словах, указывающих на то, что скрыто от чужих глаз: детородные органы, интимная жизнь.


При переходе от язычества к христианству ругань перешла в разряд богохульства, отсюда и запрет на неё со стороны Церкви.


В некоторых семьях ребёнка, произнёсшего матерное слово, родители заставляют мыть рот с мылом. И это вовсе не наказание, а простая гигиена: ведь матерные слова пачкают и рот, и душу, и сознание, и слух.


А как заставить соблюдать гигиену большую часть взрослого населения нашей страны?




Другие статьи в литературном дневнике: