Опоздали на 23 года

Алишер Таксанов: литературный дневник

В рамках заседания министров транспорта стран Организации экономического сотрудничества, состоявшегося в Ташкенте, аэропорту Самарканда присвоен статус авиационного хаба стран ОЭС. Иначе говоря, этот транспортный авиационный узел становится центром экспортно-импортных операций, логистики товаров и продвижения технологий.
К сожалению, следует признать, что 23 года эта идея озвучивалась группой экспертов из частной узбекско-американской СП "Авиакомпания Авиализинг", которая базировалась в небольшом аэропорту в Сергелях. Группа предлагала создать хаб в Самарканде еще в 2000 году, имела ТЭО проекта, потенциальных партнеров, включая американские, французские и английские авиакомпании, которые имели пути из Европы на Юго-Восток и хотели наладить промежуточную базу в Центральной Азии. Первоначальная сумма - $1,5 млрд., и деньги эти были. Основные направления: транспортировка грузов, туризм, технологии, строительство ангаров, отелей, складов, инфраструктуры для жителей, то есть комплексный подход ко всем текущим проблемам.
Но проект торпедировался НК "Узбекистон хаво йуллари" и лично Арсланом Рузметовым, имевшим монопольное право на грузовые и транспортные перевозки в республике. Создание хаба в Самарканде - это приватизация воздушной сферы и разгосударствление объектов, полная самостоятельность в экономических решениях и поисках партнеров, инвестиций, кредитов и т.д. То есть вывод аэропортов из-под контроля "Хавошки". Иначе говоря, создание хаба - это подрыв монополии и коррупционной среды в авиаперевозках. На такое Рузметов идти не хотел. Ведь он итак получал неплохие барыши от своего фактически полутеневого и полугосударственного бизнеса. Так уж получалось, что руководители квазигосударственных структур постепенно трансформировались в магнатов и затем в олигархов, и терпеть не могли слова "конкуренция" и "рыночная свобода". "Пахан пятого океана" - так называли Рузметова в среде авиаторов, транспортников, перевозчиков, аэропортчиков и др., и это было правда. Авиаперевозки тоже находились в "тени", а коррупция была просто смазочным фоном для существования этой сферы. Конечно, Ислам Каримов все знал, но его все это устраивало.
Позже произошел конфликт А.Рузметова с СП "Авиализинг", в которой частной компании оказалось сложно бороться с государственным монополистом. Самолетам "Авиализинга" было запрещено прилетать в Узбекистан, хотя их бортовые номера и регистрация - узбекские. Воздушные суда выполняли миссию в Северной и Южной Америке, Азии и Африке, приносили огромные доходы в бюджет Сергелийского хокимията (там была налоговая регистрация СП), но при этом на них налагался запрет на прибытие на родную стоянку. Парадокс, но Узбекистан - страна парадоксов и коррупции!
Никакие обращения в Кабинет Министров, Аппарат президента, СНБ не помогли - мафия Рузметова оказалась сильнее, учитывая, что он был в хороших отношениях с Рустамом Иноятовым. Главный чекист страны крышевал главного авиатора Узбекистана. О выгодах родины никто не думал. Всем было наплевать, главное - личная выгода. В итоге Самарканд и весь Узбекистан проиграл.
И спустя 23 года заговорили о том, что можно было иметь раньше. Я не знаю судьбу авторов проекта и что сейчас с СП "Авиализинг". Мне жаль, что Узбекистан просто упустил выгоду.



Другие статьи в литературном дневнике: