Чекист внешней торговли

Алишер Таксанов: литературный дневник

Элёр Ганиев, бессменный министр внешней торговли Узбекистана еще при Исламе Каримове, указом Шавката Мирзияева освобожден от своего поста в связи с переводом на новую работу - он назначен заведующим сектором аппарата президента Узбекистана. Для экспертов, занимающихся анализом кадровых ротаций и иерархией управления, такое назначение - явное понижение в должности, более того, это лишение возможности влиять на огромные ресурсы, которые ранее проходили через Э.Ганиева. Напомним, согласно официальным данным, внешнеторговый оборот только в 2011 году достигал $25,5 млрд., что составляло половину ВНП республики, при этом ежегодный рост - 110-115%. Вы представляете, человек концентрировал в своих руках все экспортно-импортные операции, инвестиционные ресурсы, и по экономической мощи ему не было равных. Более того, он влиял на состояние платежного баланса, на обменный курс валюты и доступ к конвертации. Косвенно, на объемы контрабанды и "черного" валютного рынка.
Лишь недавно представитель Центрального банка Узбекистана признался, что золото-валютные активы государства равны $26 млрд. Получается так, что Э.Ганиев имел ежегодный объем того, что было сосредоточено у ЦБ, не считая того, что часть денег крутилась в "тени" и ее размер - около половины суммы внешней торговли. Ислам Каримов полагал, что лучшим управленцем ресурсами может быть кадровый сотрудник СНБ, якобы, тот не даст ни одному доллару уйти в "тень" или быть не эффективно использованным. Фактически, так было во многих отраслях и секторах - назначение на руководящие посты получали чекисты, а это привело к низкой эффективности управления. Ведь профессионально регулировать все экономические процессы, включая с оценкой на мировой рынок услуг, товаров, валюты и работ, способны лишь те, кто имеет для этого соответствующие знания, навыки и опыт, то есть экономисты, кем Э.Ганиев не являлся (инженер-геолог по образованию). Он сумел лишь получить контроль над ресурсами, но не сумел выполнить задачу, которая была поставлена правительством перед ним - обеспечить приток инвестиций и ноху-хау, получить выгоду от международного разделения труда и торговли.
В частности, Э.Ганиев не только не создал благоприятный инвестиционный климат в стране, но и превратил в свою сферу в одну из коррупционных. А это и не могло не быть при монопольной торговле важнейшими стратегическими ресурсами - хлопком, золотом, металлами, углевородным сырьем, стройматериалами. В итоге производители получали крохи, а вот основной доход шел в карман экспортерам, которые имели родственные связи не только с самим Э.Ганиевым, но и с другими высокопоставленными личностями в государстве. МВЭСИТ была интегрирована в "паутину", охватывавшую как ЦБ, Таможенный и Налоговый комитеты, биржи, банки, Узбектуризм, Узбекнефтегаз, Хаво и Темир йуллари и мн.др. Все договора на внешние операции регистрировались в ведомстве Э.Ганиева, и поэтому он знал, куда и сколько уходит, и где все хранится. Фактически его министерство способствовало созданию репрессивной среды в отношении иностранных агентов, не желающих работать по серым и черным схемам, платить откаты и взятки, а также содействовало нелегальному оттоку капиталов и сокрытию их на Западе. Ведь часть валютной выручки оставалась за рубежом у посредников, собственниками которых были коррумпированные персоны из Узбекистана. Офф-шоры - это всего лишь верхушка "айсберга" теневых процессов. Легализация происходила как в т.н. "свободных экономических зонах", так и "хаб" при аэропортах. Э.Ганиев изобрел десятки способов сокрытия ресурсов и тем более вывода из-под внимания международных и национальных институтов по борьбе с отмыванием криминальных денег. Без Э.Ганиева, к слову, старшая дочь Гульнара не могла сосредоточить некоторый объем своего теневого достояния за границей. Без него и может работать и "Абу Сахий" - транспортно-логистическая компания, имеющая отношение к младшей дочери усопшего президента - Лоле Тилляевой-Каримовой, и объемы которой - не менее полумиллиарда "зеленых" в год. А те иностранные инвестиции, которые поступали в Узбекистан, это фактически реинвестиции, то есть ранее нелегально вывезенные средства за рубеж и уже ввезенные как инвестиции, имеющие теперь льготы, статус, преференции, находящиеся под особой защитой СНБ и МВЭСИТ.
Шавкат Мирзияев осознает, что с таким человеком как Э.Ганиев невозможно добиться каких-либо серьезных изменений во внешней торговле и инвестициях. В Глобальном рейтинге стран и территорий мира по уровню прямых иностранных инвестиций в номинальном (абсолютном) значении, выраженном в долларах США в текущих ценах, Узбекистан в 2014 году занимал 86 место между Мавританией (85 место) и Гондурасом (87). Данная сумма - $1,077 млрд. Отмечу, "прямые иностранные инвестиции (ПИИ) — это форма участия иностранного капитала в реализации инвестиционных проектов на территории государства-реципиента инвестиций, которая представляет собой долгосрочные капиталовложения иностранного инвестора в производственные, торговые и иные коммерческие предприятия с целью получения прибыли". В итоге у Тринидад и Тобаго или Конго эти ПИИ оказались значительно выше, хотя там нет той гениальной модели, что создал Ислам Каримов, и пять принципов которого Эльяр Ганиев внедрял в международные экономические связи Узбекистана.
Тем быстрее начнет новый президент избавляться от старых кадров, тем скорее он сумеет подавить коррупцию и обеспечить стабильное развитие республики. Можно сказать и то, что "кадры Каримова" - это ресурс саботажа нововведениям и "корни" власти тенекратов. Какой ущерб нанес Э.Ганиев стране откроется позже, когда эксперты получат полный доступ к ныне засекреченной информации о внешней торговле. Но уверен, речь пойдет о миллиардах долларах не только упущеной выгоды, но и вывезенных капиталов.



Другие статьи в литературном дневнике: