Сын Человека, определившего эпоху

Алишер Таксанов: литературный дневник

В социальных сетях и на порталах Интернет-СМИ опять вспыхнул интерес к первому ребенку усопшего президента Ислама Каримова, о котором тот нигде и никогда (за исключением, может, формулярах автобиографии по партийной и государственной линии) не упоминал. Официально считалось, что узбекский диктатор был женат на Татьяне Акбаровне, экономисте, с.н.с. Института экономики АН Узбекистана, и у него две дочери – Лола и Гульнара.
Петр Каримов родился в 1966 году (а не в 1969, как утверждается на некоторых сайтах), в 1983 году поступил в Ташкентский институт народного хозяйства (иначе получилось бы, что Петр поступил в вуз после 7-го класса средней школы). Мы учились с ним на планово-экономическом факультете, просто специальности были разные: я – «планирование народного хозяйства» (ПН-09), он – «планирование промышленности» (ПП-09). У нас часто были поточные лекции, особенно по высшей математике, теории вероятностей, политэкономии, истории КПСС, гражданской обороне и т.д.
Мы знали, что его отец на тот момент был министром финансов, хотя сам Петр никогда не произносил такие фразы: «Мой отец...», «Как сказал мой папа...», «Мы с папой были...» - на тот момент мне было не известно, что родители в разводе. Петр словно боялся упоминуть о том, что не живет с отцом. Впрочем, об этом факте я узнал значительно позже – когда Петр вернулся из армии. Его призвали Вооруженные силы СССР после второго курса, хотя он имел медицинское освидетельство о негодности к военной службе. Как мне сказала мать Петра – Наталья Петровна Кучми, к ней пришел Ислам Каримов, который заявил: «Мой сын должен идти в армию, или иначе партийное руководство решит, что я помогаю ему откосить от службы» - в это время Ислам Абдуганиевич возглавлял Кашкадарьинское областное отделение КПСС и в республике закручивалось т.н. «узбекское дело». Наталья Петровна уверяла, что Каримов теперь живет в другой семье и не имеет к Петру и к ней никакого отношения, но отец настоял, и Петр не стал отнекиваться и исполнил свой гражданский долг. Правда, он признался, что во время службы поступил в какое-то высшее военное инженерно-техническое училище, однако его не закончил, но учебу засчитали как полную службу в армии.
В итоге нархоз Петр закончил через два года после меня и остался на кафедре Международные валютно-финансовые отношения – новое престижное направление в экономике того времени. Однако диссертацию он готовил не в Узбекистане, а в России. В 1995 году в Санкт-Петербургском институте экономики и финансов он защитил свою работу по теме «Совместное предпринимательство в условиях перехода к рыночной экономике (на материалах Республики Узбекистан)» на соискание ученой степени кандидата экономических наук (специальность 08.00.30 – Экономика предпринимательства). Когда я спросил в 1996 году, знает ли отец об этом, Петр ответил отрицательно. Работу можно просмотреть здесь: https://search.rsl.ru/ru/record/01000113752
В середине 1990-х Петр работал заместителем представителя Национального банка ВЭД Узбекистана в Москве, который позже переформатировался в банк «Азия-инвест». Проживал в Гостинице Посольства Узбекистана (там же был и банк), 2-й Казачий переулок. Я работал на тот момент в дипмиссии, и хотя между нами было расстояние в 2 минуты ходьбы, встречались редко – каждый был занят своим делом. Причем в посольстве отслеживали, кто конкретно встречается с Петром, и на меня послу Шамансуру Шахалилову донесла пресс-секретарь (одновременно сотрудник СНБ), которая стала свидетелем одной из таких встреч (фото того дня прилагается). Пришлось позже объясняться с советником Бахромом Мамаджановым, что Петр – мой однокурсник. Тот сказал, что здесь о каждом знают все, даже больше, чем сам человек знает о себе. Намекнул, не особо распространяться о своих связях с Петром Каримовым. В чем была причина он не пояснил.
Позже, когда «меня ушли» с дипломатической работы, я залетал по разным делам в Москву, но Петя общался только по телефону и выходить из номера гостиницы отказывался. Последний раз виделся в аэропорту Ташкента летом 2000 года, когда он прилетел из Москвы, а я с группой журналистов собирался в Ургенч. Мы пообщались в кафе депутатского зала – ничего особого в том разговоре не было.
С тех пор я его не видел. Но ни тогда, ни ранее Петр не говорил с уважением или почтительно об Исламе Каримове, но и не критиковал – проявлял нейтральность своего отношения. Впрочем, он при этом гордился, что его дед по линии мамиы служил в Добровольческой армии Деникина. Получается так, что Ислам Каримов женился на дочери антикоммуниста, но как видно, это не сказалось на партийной карьере будущего диктатора.



Другие статьи в литературном дневнике: