Не наивный человек

Алишер Таксанов: литературный дневник

Первый заместитель председателя Сената Олий Мажилиса Республики Узбекистан Садык Сафаев: «Узбекистан всегда декларировал приоритет Центральной Азии во внешней политике, однако на практике это направление не проявило себя. Страна отходила от обсуждения общих проблем... В результаты экономическим, культурным, научным и семейным узам создавались препятствия. Прошли времена, когда между нами было недоверие, ожидание чего-то плохого. Проблемы еще присутствую и над ними нужно много работать, но интенсивность, ежемесячные встречи приводят народы к сближению».


Итак, создатель словосочетания «Демократический фундаментализм», которым пугали узбекских граждан в прессе в середине 2000-х, вдруг заговорил о проблемах государства во внешней политике. Заговорил так, словно он сам не имел к ним никакого отношения, как бы со стороны, как случайный свидетель, но не участник или соорганизатор самого процесса. Получается, Садык Сафаев будучи на посту то главы внешнеполитического ведомства, то посла в США, а ныне сенатора никак не влиял на принятие управленческих решений, на формирование доктрины дипломатических отношений, на результаты переговоров, дискуссий, принятия межправительственных документов. И тогда, всего лишь год назад, он молчал как рыба, смотрел на мир сквозь «розовые» очки и не слышал, что говорят другие эксперты, словно в ушах была затычка.
А теперь проснулся – и ужаснулся: боже мой, как все плохо, как нехорошо, и почему же мы такое допустили?! И ему возразить как бы некому и не на что... Сказать, что Сафаев наивный человек – это неправда. Осторожный – да. Но и трусливый, ибо другие в этот момент не боялись сказать правду в лицо «Человеку, определившему эпоху», видя его просчеты и серьезные ошибки, стоивших больших потерь для Узбекистана на международной арене. Сенатор тогда предпочел тактику «лечь на дно», чтобы «всплыть, когда станет лучше, проявить себя как заботящийся о стране личность. Это пассивная позиция гражданина и бездарная роль чиновника, и очень жаль, что Сафаев продолжает ее играть.
Всем понятно, что Ислам Каримов в своей шизоидальной ориентации мира довел Узбекистан до крайней точки, а обслуживающие его чиновники и пикнуть в протест не хотели, ибо их интересовала не судьба родины, а шкурные интересы. Меня могут упрекнуть, что не все герои, и не все могли в открытую воевать с тираном. Да, не всем это суждено, однако если уж начал говорить о просчетах прошлого, то будь честным – скажи, а каково твое личное участие, что эти просчеты были осуществлены.



Другие статьи в литературном дневнике: