Принц и нищий

Алишер Таксанов: литературный дневник

Дискутируя о Гульнаре Каримове, ее сторонники часто аргументом защиты используют такую фразу: "посмотрели бы мы, как вы жили, чем занимались и сколько бы наворовали, если бы родились и жили в семье президента - были бы не лучше". Мне кажется слова "кабы" "да если бы" хороши для фантастической литературы, где герои могут изменять прошлое и настоящее, меняться местами, как "принц и нищий" по Марку Твену. Увы, никто из нас не может себя поставить на место Гульнары Каримовой, так как историей это не было предопределено, а осмысливать себя в этой роли имеет значение лишь в некой гипотезе. Но в любом случае, раз такой шанс выпал старшей дочери Ислама Абдуганиевича, то мы, естественно, даем анализ ее поступков и действий.
Оппоненты, что самое странное, не отрицают или, что более точнее, не видят ничего плохого в том, что Гульнара воровала, мол, с кем это не бывало? Процесс, типа, "естественный". Хочется человеку пожить на широкую ногу, а тут все богатства республики - почему бы не соблазниться? Конечно, соблазн велик, и именно заключается мудрость и сила правителя в том, чтобы самому не искуситься и другим не открыть свои челюсти на государственные ресурсы. А чтобы вообще исключить такую возможность, сделать государственные активы транспарентными и все решения, принимаемые по ним, также опубликовать, допустить к контролю гражданское сообщество, таким образом, убрав все лазейки для коррупции и поставив под отчет чиновников. Увы, Ислам Каримов этого не сделал. Потому что мышлением был иным. Он не знал, что такое либерализация и свобода, и построил государство по своему усмотрению, ментальности и воспитанию. В итоге мы получили репрессивную власть и коррумпированное правительство. А идея "Великого будущего" - это "опиум для народа".
Образно говоря, выйдя из "нищенской" среды, Каримов формально стал "принцем", однако духом он остался плебеем и рабом, понятие для него свободы - это иметь своих рабов. И воспитал своих детей так, что они лишь внешне напоминали аристократов, а в реальности остались на уровне маргиналов. И вся республика пауперизировалась настолько, что тщеславие и чванство, лицемерие и ложь стали давлеть над рассудком, моралью и честностью. И поэтому сторонники Гульнары не осуждают ее за воровство, считая это в порядке вещей.
Второй довод оппонентов: не суди, ибо сам грешен! Гульнара если и виновата, то ответит перед судом божьим.
Очень весомый аргумент. Если так, то государству не нужны суды, ибо зачем судить тех, кого будет судить Творец? Зачем прокуратура и МВД, если преступников настигнет божья кара? Зачем парламент, издающий законы, если их не нужно соблюдать, ибо никакой ответственности за их исполнение не требуется - ведь судить некому и незачто. Естественно, теологические раскладки хороши для философских рассуждений, но государство строится на иных принципах.
Согласен, что презумция невиновности - это первооснова права. Пока суд не заявит о виновности, любое лицо считается невиновным. Но ведь публика - это не суд и самосуда (суда толпы) здесь нет. Есть обсуждение темы, критика, постановка вопросов, на которые от властей не получены ответы. Учитывая непрозрачность судебного производства и скрытость следствия, народ так и не понял, а что произошло? Почему Запад открыл уголовные дела в отношении Гульнары Каримовой? Почему закрылись ее фонды и отменены все проекты? Где имущество старшей дочери? Как зарабатывает она и сколько платит налогов? Что произошло с фирмой "Зеромаксом", которая считалась монстром в национальной экономике? Почему перед Военным Трибуналом встали абсолютно не военнообязанные певец Рустам Мадумаров, продавщица Гаяне Авакян и бухгалтер Екатерина Клюева? На самом деле эти люди сидят или давно амнистированы, получили компенсацию и жуют пряники/бананы в далеких странах?
Не получая информации, люди начинают гадать, анализировать, сами проводить расследование, выискивать факты и ставить аргументы на собственные рассуждения. Этого и добивается правительство, желая пустить все в область гипотехз и фантазий, полагая, что люди устанут гадать и вскоре забудут о Гульнаре. Но ведь не забудут, ибо есть еще уголовное дело в Женеве, есть враги, которые очень злопамятны, есть и оппозиция, которая давно точит зубы на семью диктатора. Они-то и будут вести открытую и тайную войну. А оппозиции нужно, чтобы закон ответил о виновности того или иного лица.
Перед законом должны быть равны и "принц", и "нищий".



Другие статьи в литературном дневнике: