Национальность как продукт?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Лола Тилляева-Каримова, младшая дочь узбекского диктатора: "Я горжусь тем, что я узбечка".
Как писал Роберт Рождественский:
"Для человека национальность -
и не заслуга,
и не вина.
Если в стране
утверждают иначе,
значит,
несчастна эта страна!"
Мне кажется, в этих словах заключено многое, что ставит под сомнение трезвость мыслей младшей дочери президента Узбекистана. Лола не поняла, что национальность/раса не дается по выбору, как и пол, и цвет глаз, и рост - все эти факторы определены природой. Разве китаянка меньше должна гордится, что она китаянка, а парагвайка, что рождена парагвайкой? Есть ли смысл гордится тем, что она принадлежит к той или иной этнической группе?
Можно гордится своим народом, достижениями, но национальностью... Получается так, что людям других национальных групп нечем гордится, ибо они не узбеки, им нужно стыдится?
Хотя Лола, не станем скрывать, приводит пример того, почему она гордится своей узбекской идентичностью. Потому что это нация:
- "...проживающих здесь людей, чья Земля и чей народ приютили, как родных десятки национальностей во время и после Второй Мировой войны;
- ...чьи люди никогда не являлись расистами и были открыты к другим народам, заключая браки, основываясь не на выгоде, а на чувстве любви,
- ...возводившие города, такие как Самарканд, Бухара, Хива, Ташкент, Коканд, Фергана. Людей, которые внесли неоценимый вклад в развитие мировой цивилизации своим созиданием».


Следует заметить, что все нации и народности прошли этот путь и осуществляли подобные проекты. Разве мало построено городов в Европе и в Южной Америке, которые включены в материальное наследие мировой культуры? Судя по объему туризма, значение этих городов, территорий и объектов превосходят наши (не хочу уменьшать узбекские города, просто даю экономическую оценку туризма). Разве меньше приютили беженцев другие страны и этносы во времена войн и конфликтов, например, как сейчас Европа мигрантов из Ближнего Востока? Разве в США или Юго-Восточной Азии меньше межнациональных браков?
Что касается материальной выгоды браков, то этим "грешат" все нации. Посмотрите браки, заключенные между детьми высокопоставленных чиновников Узбекистана - разве там нет выгоды и все уж построенно на любви?


Если Лола гордилась бы своей национальностью, то это можно было увидеть на простых примерах:
- жила бы в Узбекистане, причем в сельской местности и работала в обычной школе;
- не прекрывалась бы властью отца;
- не вела бы теневые дела (в рамках "Абу Сахий");
- не имела бы имущества и счетов на Западе;
- носила бы исключительно национальную одежду.
Иначе говоря, поступки определяют человека, а не национальная принадлежность. К Лоле Тилляевой-Каримовой следует отнести фразу другого мыслителя - Бенджамина Дизраэли: "Две нации, между которыми нет ни связи, ни сочувствия; которые так же не знают привычек, мыслей и чувств друг друга, как обитатели разных планет; которые по-разному воспитывают детей, питаются разной пищей, учат разным манерам; которые живут по разным законам... Богатые и бедные".
Вот именно, Лола относится к нации богатых, каких в Узбекистане менее 1%. Остальные 99% - не ее "национальности".



Другие статьи в литературном дневнике: