Он хотел быть единственным падишахом!

Алишер Таксанов: литературный дневник

Несколько лет назад я вступил в спор с самаркандским историком Ашрафом Ахмедовым о роли и месте Амира Темура в истории Узбекистана. Он мне выставлял цитаты одних экспертов, я ему - цитаты других экспертов, но друг друга не переубедили. Более того, спор с его стороны исходил с использованием фраз, которые не свойственны ученому, а больше были похожи на склоку. Естественно, вести диалог с такой личностью я считал ниже своего достоинства.
Однако... В одном из контрагументов проскользнула мысль Ахмедова, что весь мир чтит Амира Темура, благодарен ему и его сыновьям за то, что они принесли свобду, спокойствие покоренным одним народам, освободили других от гнета иноземцев. Так ли это?
Мой товарищ из Азербайджана прислал мне копии учебника "История Азербайджана" для учащихся 8-х классов под редакцией профессора Тофика Велиева, 1998, Баку, из-во "Маариф". Привожу текст со следующих страниц:
"Когда Тимур завладел южными областями Азербайджана и крепостью Алинджа-гала, это стало прямой угрозой существованию Ширванского государства". (далее идет текст о дипломатии Ширваншаха Ибрагима 1 с Тимуром, чтобы спасти свое государство и от темуридов и от Золотой Орды), с.102-104.
"В это время в Азербайджане усилилась народно-освободительная борьба за избавление от иноземного ига. Одной из ее целей стало изгнание назначенных управлять страной эмиров Темура" (стр. 104)
"...в 1392 году, во время своего второго похода на Иран и Южный Кавказ, Тебризом завладел Тимур. Захват Тимуром Тебриза, других городов и всего Азербайджана нанес огромный ущерб всему хозяйству страны. Начались голод и эпидемия болезней. Один из очевидцев писал о том времени: "После ухода Тимура из Азербайджана во всех уголках нашей земли наступил невероятный голод. Мы не в состоянии описать все увиденное и услышанное о гибели людей". Далее дается ссылка, что иногда Амир Темур проявлял милосердие к порабощенным народам, и тут же: "Тем не менее в истории многих стран Востока и в памяти народов, в том числе и азербайджанского, Тимур остался как безжалостный и грозный захватчик и грабитель. Он имел грандиозные планы и хотел создать самое большое в мире государство. Ему приписывают слова: "На небесах единственный владыка - Аллах, значит, и на земле должен быть единственный падишах. еловечеством не могут управлять два государя!". Но правление Тимура и судьба его государства подтверждают справедливость приговора истории: когда этот грозный завоеватель скончался в 1405 году, его огромная империя распалась на отдельные владения". (с.105).
"Южная часть страны находилась под властью Миран-шаха, сына Тимура. Он безжалостно опустошал города и села, разорял жителей. Миран-шах нанес огромный вред хозяйству и культуре. Его действия вызвали столь яростный гнев и ненависть, что он был прозван азербайджанцами Маран-шахм (повелителем змей), хотя его имя было Миран-шах (повелитель эмиров). В Азербайджане нередко вспыхивали восстания против жестокого Миран-шаха". (с.106)
"Хуруфизм появился в конце 14 века. Он стал одной из форм протеста против угнетения иноземными захватчиками - Тимура и Тимуридов". (с.106)



Мне нечего добавить... Не только я, но азербайджанские эксперты негативно оценивают личность, ставшую государственным символом Узбекистана.




Другие статьи в литературном дневнике: