Положь трубку!

Алишер Таксанов: литературный дневник

В Узбекистане правительство ограничило пользование мобильными телефонами в учреждениях образовательной системы (http://www.gazeta.uz/2012/05/27/mobile). Я вообще-то не против таких мер, ибо телефонные звонки во время лекций действительно мешали. Перед началом занятий всегда говорил студентам: если у кого-то срочная связь – просто встаньте, ничего не говорите мне и выходите из аудитории, не отвлекайте преподавателя и товарищей от лекции, в коридоре ведите беседу. Просто понимал, что порой звонки имеют срочный характер.


Только в постановлении меня смутила следующий текст:
«Воспитание молодого поколения в духе любви к Родине, уважения и приверженности к национальным и общечеловеческим ценностям, идеям национальной независимости на основе богатого интеллектуального наследия.
– Профилактика и предотвращение негативных случаев, связанных с пользованием обучающимися телефонами в учебном процессе, включая:
а) запись и сохранение в памяти телефона учебных материалов для их использования в качестве шпаргалок, а также различных игр, используемых во время занятий;
б) просмотр, распространение, применение в качестве заставки, фонового рисунка, аудио- и видеозаписей, графических и фотоизображений, видеоголосовых роликов, содержащих провоцирующие окружающих на неадекватные поступки материалы, приводящих к подрыву морально-этических и нравственных устоев в молодежной среде, пропагандирующих культ насилия, жестокость и порнографию, а также реакционно-сектантские и псевдорелигиозные идеологии».
Какое отношение любовь к родине и национальным обычаям имеет к телефону? – это мне не понятно.
Запись на видео лекции – это хороший способ его усваивания, можно сказать, это новая форма повторения материала. Даже можно не конспектировать. А если в качестве шпаргалок... то все равно же шпаргалки делают, просто все зависит от совести студента.
Подрыв морально-этических устоев с помощью сотового аппарата можно делать и за стенами учебного заведения, поэтому данное постановление ограничено территорией данного заведения. А на улицах – закон улиц!


Вызвало недоумение и это:
«Запрещено с помощью телефона... наносить вред имиджу образовательного учреждения, в том числе путем съемки и последующей демонстрации окружающим сцен насилия и вандализма».
Тех, кто готовил проект данного постановления, заботил факт не насилия и вандализма среди молодежи, мол, чего только не бывает, а то, что это нанесет вред имиджу учреждению. То есть за забором института или школы можете пинать друг друга, разбивать камни о головы и снимать это на видео для последующей выкладки на «Ютубе». А в школе – ни-ни!


Непонятно и это: «ответственность за сохранность телефона лежит только на его владельце (родителях)». Конечно, каждый сам отвечает за свою собственность. Но если телефон изъят ментом, то уже ответственность, само собой, лежит на сотруднике правоохранительных органов.


И еще:
«Также нельзя фотографировать и снимать на видео, пользоваться телефоном в режиме фото- и видеовоспроизведения (играть в игры, просматривать изображения, текст, рисунки, видеозаписи, фотографии), диктофона, калькулятора, календаря, блокнота, записной книжки и т.п.»
Речь идет о том, что эти запреты касаются во время занятий, между тем, это вполне нормальное и естественное явление – использовать технические средства для улучшения восприятия информации, то бишь лекции или семинарского занятия, чтобы затем проанализировать все и понять суть сказанного. В современных школах используют подобную технику, и почему это отказывают узбекским учащимся? Например, в Школе по правам человека в Варшаве мы записывали лекции на диктофоны, и потом спокойно их прослушивали, чтобы усвоить материал.
Мне кажется, вопрос иного характера. Если студент пришел за знаниями, то он не станет играть или слушать музыку во время занятия. А тот, кто покупает диплом, ему все равно, и подобными документами его не ограничить. Иначе говоря, вопрос о качестве набора студентов – а это уже вопрос больших денег и большой кадровой политики! Там, где идет торговля дипломами, трубки звучат тихо...



Другие статьи в литературном дневнике: