Репортеры с петлей на шее

Алишер Таксанов: литературный дневник

(Персональный сайт
Ядгара Норбутаева)
Согласно данным международной неправительственной организации Freedom House, состояние прессы в Узбекистане оценивалось экспертами как «крайне тяжелое». Республика заняла 195 место из 197 стран в рейтинге, войдя в список государств с несвободными масс-медиа. Выставленный балл – 95 (по нарастающей - чем больше, тем хуже), это явное свидетельство тому, что политические реформы Ислама Каримова имеют мало общего с демократией и правами человека. Ниже нас всего лишь две страны – Туркменистан (96 баллов) и Северная Корея (97), а впереди – Эритрея (94) и Беларусь (93). Удивительно, но такие, казалось бы, дремучие образования, как Чад (167-е место), Свазиленд (168-е), Кот-ди-Ивуар (158-е), Гвинея-Бисау (124-е) оказались более либеральными для функционирования СМИ. Вот тут нашему президенту и стоило бы почесать макитру, если, конечно, это таки окажет необходимое влияние на его заскорузлый мозг, ориентирующийся, к сожалению, только в одну сторону – где бы и как бы побольше нахапать и спрятать за границей.
Состояние свободы СМИ всегда и всюду зеркально отражает и реальное состояние экономического и политического развития. Невозможно защищать собственность, бизнес, капитал, если не следят за властями «сторожевые псы» законности - журналисты. Уровень коррупции обратно пропорционален уровню свободы прессы: чем сильнее зажат рот у последней, тем чаще и больше используются теневые сделки в правительстве, с государственным бюджетом и налогами, больше объемов хищений и подкупа. Не зря Узбекистан в числе «передовых» и у другой организации - «Трансперенти Интернейшнл» в области чувствительности коррупции. Мы, как магнит, притягиваем к себе самое нехорошее из мирового экономического опыта, превращаясь в отстойник теневых активов и механизм их легализации (на это работает СИЭЗ «Навои», а теперь, видимо, будет и СЭЗ «Ангрен»).
С другой стороны, не всегда, конечно, несвободная пресса характеризует теневую экономику. К примеру, Северная Корея – это страна с неэффективно используемыми ресурсами – человеческими, природными и материальными. Может, коррупция во власти незначительная, однако в национальном масштабе народное хозяйство не функционирует должным образом, из-за чего невысокий уровень жизни и острый дефицит необходимых товаров и услуг. В данном случае, состояние северокорейских СМИ отражают несвободу производства.
Узбекистан уже более двадцати лет находится, как отмечал Главый Гений страны, «в условиях (!) перехода к независимости». Такой низкий балл выставлен Freedom House потому, что «условия перехода» растянулись во времени, а когда мы достигнем этой самой независимости, то и журналисты почувствуют, как наручники слетели с рук, а с шеи сняли удавку. Вот уже шаг за шагом, со слов местных информагентств и пропагандистов в махаллях, «достигли» мы зерновой и энергетической независимости. Чуть позже последуют «независимость» от запчастей к автомобилям «УзДЭУ», потом иностранной валюты и инвестиций, миграции в Россию и Казахстан, после чего наступит Великое будущее, о чем обещано было нам Исламом Абдуганиевичем в самой первой и важной книжке, когда встал он у руля государственного корабля.
И вообще, по правде говоря, независимость есть только у семьи президента. Независимость от судебного преследования, от прокурорского контроля, нечувствительность к парламентскому вотуму недоверия, отстранённость от любой критики и журналистского расследования. А ведь, если копнуть это «болото», выплывет тако-о-ое! И до седьмого колена потомкам «Человека, определившего эпоху», будет стыдно носить фамилию Каримов, и признаваться в родственных связях с палачом народа, грабителем страны и узурпатором власти Исламом Абдуганиевичем.
«Род изгоев, потомки рябого Ислама…»
Ныне же репортеры вещают из Узбекистана буквально с петлей на шее. Власти же обвиняют их в оскорблении народа, сеянии паники, дезинформации, в призывах свергнуть существующий строй, клевете на граждан посредством «желания» (!) написать критическую статью, использование псевдонимов и т.д., что у нормального человека вызвало бы шок и недоумение. Но в Узбекистане, в его органах госуправления давно нет людей со здравой психикой. Практически все министерства и комитеты, службы и комиссии превратились в своеобразные дурдома, где шизоиды и олигофрены, параноики и психопаты ищут то, чего просто нет на свете. Но при этом они не видят отсутствие свободы СМИ. А как же? Ведь свободно продаются книжки Ислама Каримова в магазинах, свободно цитируют их в своих диссертациях и рефератах аспиранты и студенты, без проблем вывешивают фотографии главы государства на каждом перекрестке – никто же это не запрещает! Так что врет эта продажно-диверсионная и наймитская структура - Freedom House.
Хотя... То, что 30 млн. узбекистанцев проживают в условиях несвободной прессы – это, безусловно, очень печально.



Другие статьи в литературном дневнике: