Фрагмент жизни

Алишер Таксанов: литературный дневник

Каждый человек живет не только днями, но и памятью. Память – универсальная вещь, которая позволяет вновь сопереживать трудные или счастливые моменты. Она – индивидуальна, и не всегда передаваемая другому. Но есть кое-что, что можно передавать из поколения в поколение – фотографии, где мы запечатлены в далеких от сегодня дней.
Фотография – это отпечаток прошлого. Только нашего прошлого. Мои дети смотрят на фотографии, где есть я, мои родственники и они не всегда сопереживают. И это понятно – это не их история. Дальше любопытства дело не идет.


А для меня – это фрагменты моей жизни. Сейчас смотрю на фотографию, что была сделана в мае или 1974 или 1975 года. Одиннадцать человек Таксановых, из которых семерых нет в живых. Мои отец Арслан и мама Турсуной, дедушка Касым и бабушка Хадича, дядя Кахраман и тетя Лилия, а также двоюродный братишка Рустам давно умерли. Мы сидим возле родительского дома, на Ц-1, Ташкент, а фотограф наводит объектив. Сияет солнце, и мы щуримся. Всем хорошо и приятно. Хорошая погода, жизнь кипит, карьера идет как надо, дети растут и радуют родителей своими успехами. Ничто не сулит плохого. Старушка Смерть пока не машет возле нас своей косой...


Папа собирается в Москву, учиться в Академии общественных наук при ЦК КПСС. Мама в аспирантуре, пишет диссертацию по органической химии. Тетя с дядей приехали из Германии, где проходила военная служба. Дедушка работает в Управлении делами Совмина УзССР. Бабушка – на пенсии. Я и старшие сестры Лена и Лейла – в школе. Только братишка Рустам и сестренка Тамила еще маленькие, чтобы занять места за партой. Им детского сада хватает.
Квартал, где мы живем, называется еще «Тридцатка» (в честь стоящего рядом кинотеатра «30 лет комсомола»), он не обустраивался еще как надо, деревьев мало, везде новостройки. Потом это станет престижным местом в городе. А сейчас никому нет дела до понятия «престиж». Просто все живут и радуются каждому дню.


И эта фотография возвращает меня в те дни, когда я не думал о будущем. Мне было хорошо в том настоящем времени.



Другие статьи в литературном дневнике: