Политика дружбе не помеха

Алишер Таксанов: литературный дневник

Много раз я себе говорил не говорить с друзьями о политике, особенно с близкими друзьями, и особенно в той части, где у нас абсолютно противоположные представления о тех или иных личностях, или событиях, или общественно-экономическом строе.
В субботу собрались у перуанки Терезы. Артуро тяпнул пива и затянул волынку о коммунистах, что творят безобразия в его стране. «Уго Чавес, Уве Моралес и наш президент – все они коммунисты, только бла-бла-бла, а в реальности нет ничего хорошего!» – глагольствовал мой друг-антикоммунист. Я слушал это, наморщив лоб, а потом спрашиваю:
- Артуро, а до того, как эти люди стали президентами, в стране был порядок? У вас население было и есть нищее, более 90% у черты бедности, так в чем вина коммунистов? Ты недоволен коммунизмом, хотя никогда не жил в этом строе, а я прожил 25 лет и ничего плохого сказать не могу. У меня хорошие воспоминания об этом времени. Детские пионерские лагеря, хорошее питание, спортивные площадки и стадионы, дома юных техников и натуралистов, походы, школы и университеты – все бесплатно. Вы живете больше 200 лет при капитализме, а медицина – недоступна для большей части перуанцев. А в первые годы Советской власти были возведены больницы и клиники, здравоохранение было у нас сильным... У вас нет ядерной энергетики, космических кораблей, атомных подводных лодок, Перу не имеет того, что имел Советский Союз. И с нами считались, потому что бедняки создали мощное государство.
- Но у вас, как ты говорил, был дефицит товаров? – резонно заметил Артуро.
- Был, - согласился я. – Но что важнее для человека – здоровье или модная одежда. Когда на тебе костюм от Версаччи, а здоровье некудышное, тебе все равно, что ты носишь, одежда не радует тебя. Так вот, мы имели ценный капитал – здоровье, тогда как не понимали этого и искали радости в материальных вещах...
- Вы же материалисты!
- Ну, ты тоже тогда материалист, если не отказываешься от материальных благ! Кстати, коммунизм придумал не Карл Маркс и Фридрих Энгельс, а христиане, а ты – католик. Так что твоя вера создала образ коммунизма, а Маркс дал научный подход к этому строю.
- У нас символами коммунистов-террористов являются Карл Маркс и Ленин, Мао цзе Дун! И они терроризируют население!
Тут я чуть не взорвался:
- Артуро, ты читал книги Маркса и Ленина?
- Нет, но я сужу по результату!
- Результату? Тогда я тебе скажу результат для СССР. Россия была феодальной практически страной, она проиграла много войн, в том числе Японии – маленькому государству, а Первая мировая вообще разорила ее. Так уж сложилась история, что к власти пришли коммунисты. Они остановили Гражданскую войну и интервенцию, подняли – да, порой путем репрессий! – экономику и превратили ее в сверхдержаву! Мы освоили космос, у нас были институты с высокими технологиями! Самая сильная армия! И если бы не страх перед новой войной, то мы бы тратили средства в гражданский сектор, а не на оборону. Увы, опыт Второй мировой показал, что нельзя забывать о том, что есть еще государства, которые будут точить зубы, когти и ножи!
Артуро слушал, слушала Тереза и другие.
- Узбекистан возник на базе трех королевств. Население было бедным, грамотных – мизер, никакой медицины, неравенство, женщины ограничены в правах. А коммунисты дали нам промышленность, механизировали сельский труд, хорошее здравоохранение, университеты и социальную помощь, театры и искусство. У нас женщины были на руководящих постах, получили равные права с мужчинами, тогда как в Перу этого еще не было! В США до 1950-х годов была расовая сегрегация, а у нас национализм был уголовно преследуемым делом! Я получил при коммунизме два высших образования, два высших были у моих родителей, деда. Они были коммунистами и были прекрасными людьми! Да, сволочей хватало, но в семье не без уродов! Были недостатки! И их уже разрешали в период политики «перестройки», общество становилось более свободным! Но, к сожалению, процессы стали неуправляемыми, и Союз развалился...
- Артуро, тебе понравилось бы. Если Перу раскололось на части? Провинция Хуанкайо объявило независимость, и Куско также?
- Нет.
- И мне не понравилось, когда СССР распался! Но это история, и уже новые реалии. Коммунизм – это пока утопия, ибо общество не готово к его силе, идеям и потенциалу. Но когда-нибудь этот строй будет торжествовать. А то, что было, это было лишь малая доля реального коммунизма. Много факторов складывалось против, и поэтому строй не продержался. И не сравнивай коммунизм образца Кубы с советским коммунизмом, или с маоиским в Китае, или Хошиминским во Вьетнаме. Они все разные, хотя провозглашают одно.
- Алишер, ты же коммунист!
- Артуро, я не коммунист, ибо не состоял в партии...
- Но по убеждениям коммунист!
- Да, стал им. Точнее, возродил в себе понимание коммунизма! Но это – мое частное мнение, и я от него не отойду! И пускай мое мировоззрение не мешает нашей дружбе!
Артуро был с этим согласен. Интересно, когда дружат два человека с разными политическими убеждениями. Его кумир – Пиночет, а мой – Че Гевара. Кстати, Артуро имел второе имя Эрнесто, но он самовольно поменял на Хорхе, потому что не хотел иметь ничего общего с этим великим аргентинцем. А я бы дал имя своему сыну Эрнесто, если бы у меня был сын...



Другие статьи в литературном дневнике: