Лицемерный правитель

Алишер Таксанов: литературный дневник

Много десятилетий назад писатель Леонид Соловьев в своей повести подчеркивал специфику казнокрадства через жизнь правителя: «...Посмотри на них, Гуссейн Гуслия, посмотри на этих болванов, на их морды, вполне подобные ишачьим! Поистине, еще ни один государь никогда не имел столь глупых и нерадивых визирей!
- Светлейший эмир совершенно прав, - сказал Ходжа Насреддин, обводя взглядом безмолвствующих придворных и как будто прицеливаясь, чтобы нанести первый удар. – Лица этих людей, как я вижу, не отмечены печатью мудрости!
- Вот-вот! – обрадовался эмир. – Вот именно – не отмечены печатью мудрости!
- Скажу еще, - продолжал Ходжа Насреддин, - что я равным образом не вижу здесь лиц, отмеченных печатью добродетели и честности!
- Воры! – сказал эмир убежденно. – Все воры! Все до единого! Поверишь ли, Гуссейн Гуслия, они обкрадывают нас денно и нощно! Нам приходится самолично следить за каждой мелочью во дворце, и каждый раз, проверяя дворцовое имущество, мы чего-то недосчитываемся...»
Практически, с феодального периода Средней Азии по сегодняшний день не изменилось. Трансформировалась система правления, но не коррупции, и как тогда эмир, так и сейчас нынешний глава государства пытается «поймать вора за руку. Но если эмир пытался сохранить свои богатства от хищений, то нынешний правитель, наоборот, грабит страну для личного обогащения. Ресурсы страны – это личный карман стоящего у власти четверть века «Человека, определившего эпоху»; и без зазрения совести лезет он туда загребущими лапами, изымая то, что принадлежит всему народу.
Создавший коррупционную систему в Узбекистане и основавший свою власть на этом Ислам Каримов, между тем, проводит чистки в чиновничьих рядах. Естественно, не с целью демократических реформ и противодействия теневым отношениям в государственном аппарате, а чтобы поддержать имидж «честного» и «справедливого» руководителя, продемонстрировать, якобы, свою нетерпимость к злоупотреблениям. Так, к примеру, на внеочередной сессии Ташкентского городского кенгаша народных депутатов 16 марта 2012 года, как сообщил сайт «Газета.Уз», «Ислам Каримов назвал имена руководителей, допустивших в своей деятельности нарушения закона и злоупотребления своим положением и привлеченных за это к уголовной ответственности. В их числе – хоким Бектемирского района А.Хошимжонов, заместитель хокима Мирабадского района А.Абдурахмонов, руководитель инжиниринговой компании единого заказчика хокимията Ташкента А.Хасанхужаев, руководитель департамента по эксплуатации зданий М.Мирсагатов, руководитель управления «Тошшахаргаз» А.Саидвалиев. Кроме того, от занимаемых должностей в связи с невыполнением на должном уровне возложенных задач были освобождены руководитель городского управления труда и социальной защиты населения Б.Камолов и первый заместитель хокима Алмазарского района Б.Турсунов» .
Наивно полагать, что коррупция ограничивается именами вышеуказанных лиц, фактически это – «мелкая рыбешка», пущенная на «фарш» в пропагандистских целях; иначе говоря, они – «козлы отпущения», на которых повесили все грехи. Естественно, они не такие уж святые, тоже функциональные звенья в теневых сделках, однако и не последние в длиной цепи коррупционной иерархии. «Крупная рыба» - недоступна для наказания, более того, именно семья президента-диктатора и его близкие соратники составляют звенья высшей коррупции в стране. Они – избранные и недосягаемые для закона, совершения правосудия. Будь жив сейчас Л.Соловьев, то у двулогии о Ходже Насреддине появилось бы продолжение, естественно, с упором на современные реалии.



Другие статьи в литературном дневнике: