Пройдена ли точка невозврата?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Знакомая, одна из независимых политологов, как-то в беседе обронила, что Ислам Каримов – это историческая неизбежность для полуразвитых сообществ, в том числе и для Узбекистана. Если не он, то другая, но тоже авторитарная личность стояла бы у власти, и вершила такие бы гнусные дела. После распада СССР мышление людей мало изменилось, они также стремились к самовыживанию при помощи и теневых отношений, коррупционных сделок, подношений начальству, ибо не считали это неприемлемым ни с моральной, ни с социальной точки зрения.
Более того, узбеки как нация до сих пор не сформировалась, и сильны региональные отличия, гражданская разобщенность, отсутствуют консолидирующие институты. Границы страны не определили внутреннюю структуру нации. Коммунисты создали республику на базе королевств, но не добились национального самосознания народа, сепаратистские тенденции наблюдаются постоянно. Прыжок через капитализм из феодальных отношений привел к тому, что нация до сих пор в зачаточном состоянии.
Удерживали власть в те времена коммунисты силой и репрессиями, а люди молчали, не сопротивлялись, просто приспосабливались. И при Каримове они приспосабливаются, терпят, хотя всем понятно, к какому тупику пришли. По мнению знакомой, удержать Узбекистан от распада на мелкие региональные княжества могли или глубокие демократические реформы и либерализация экономики, или авторитаризм с вытекающими отсюда последствиями для всех сфер жизни. Центробежные силы оказались значительными, и с 1991 года республика взяла курс на единоначалие, которое переросло в диктатуру и узурпацию власти одним всем известным лицом. И как итог – репрессии инакомыслящих, цензура СМИ, всевластие карательных органов, расцвет коррупции и теневой экономики, культ личности и отсутствие законопослушания. Люди в итоге понесли наказание за свою политическую инфантильность, нежелание участвовать в строительстве демократии и отстаивать свои гражданские права.
Может, в первые годы какая-то форма диктатуры и нужна была быть. Каримов мог досидеть до 1995 года и передать власть другому, не по принципу «ты мой преемник», а тому, кто в конкурентной борьбе выиграет президентскую гонку. И это была бы честная, демократически выдержанная линия... Только этого не сделал, ибо боялся ответственности за допущенные ошибки, а потом и вкусил прелести безраздельной и безответственной власти. Он был выше всех – общества, законов, государства, то есть фараон конца 20 века. И более того, осознал, что теперь никто не стоит перед ним на пути к личному обогащению.
Ислам Каримов – не лидер нации, ни вождь общества и даже не «Человек, определивший эпоху», как любят его называть некоторые писатели-прохвосты. Он просто злодей, который воспользовался ситуацией и повернул интересы государства в сторону своих частных интересов. Он подчинил власть для решения собственных задач. Отсюда и «Зеромакс», и внешний многомиллиардный долг Узбекистана, и коррупция по горизонтали и вертикали, и бегство капиталов, и мафиозно-клановые соглашения, и обман инвесторов... Каримов превратил страну в некое сообщество с криминальными наклонностями, где воровать является нормой самосознания. Он позволил людям играть в игры: укради, но не вякай! То есть, можешь воровать до той степени, когда перейдешь дозволенную черту – начнешь задирать голову на власть. С другой стороны, им специально была создана такая правовая база, лишенная логики, что не нарушить законы или инструкции (по силе равные закону) для бизнесмена было невозможно, и в итоге тот попадал в правовую ловушку. Теперь бизнесмен не мог лезть в политику, полностью увязнув в «экономических преступлениях». Когда нужно, начинается раскулачивание своих «близких», и это – часть внутренней политики диктатора.
Так уж получилось, что ныне Узбекистан – это зона размером в 447,4 тыс. кв. км, а президент – просто «пахан». Законы функционируют такие, что по сути близки к уголовным понятиям. И как «пахан», Каримов гребет все под себя. Он обошел Сталина лишь в личном финансовом состоянии (тому-то не было нужды воровать), а в остальном – его полный ученик и последователь. Стабильность по-каримовски – это стабильность не свободы и правового уважения, а репрессий и законного нигилизма. Двуличие проявляется во всем – в политике, в нормотворчестве, в идеологии, морали, государственном управлении – все это есть «модель по пяти принципам» Ислама Абдуганиевича, который, якобы, копируют другие страны – вот уж анекдот.
Диктатор не создал сильное государство – это миф. Его лозунг «От сильного государства – к сильному обществу» смешон, если не циничен. Он создал сильный репрессивный аппарат и приложил все усилия, чтобы притянуть к себе естественные общественные законы, настроить их для своих «реформ». Государство – это просто машина, где перераспределены полномочия и обязанности, ресурсы и средства. Это сильное общество создает сильное государство, а не наоборот! В таком государстве сильны гражданские институты, незыблема частная собственность, стабильны нормативные акты. Всем гражданам ясны правила игры.
Стабильность по-каримовски когда-нибудь рухнет. Учитывая катастрофическое положение страны в области экономики, социальной защищенности и демографического пика, дефицита водных и энергетических ресурсов, нельзя рассчитывать на благополучный исход. Иначе говоря, после Каримова может быть два пути: опять диктатура, но более жесткая и репрессивная, чтобы сохранить порядок, или гражданская война, которая развалит Узбекистан на части. То есть просвета пока не видно. Только люди будут вздыхать, типа, при Каримове жилось лучше, хотя все последствия сложной ситуации вытекают именно из-за политики Каримова. К сожалению, не все могут видеть причины и следствие событий.
Точка не возврата пройдена... А может, еще нет? Можно начать заново? Ведь история дает шанс каждому народу, главное, как люди воспользуются возможностями. Для этого нужно перестать себя ощущать рабами. Лишь раб просится обратно на цепь. А свободные люди строят мир.



Другие статьи в литературном дневнике: